6 мая по старому стилю 2 апреля
6 мая именины: Анатолий, Георгий, Протолеон, Александра.
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (Малая Азия), вырос в глубоко верующей семье христиан. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте; мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу одним из старших военачальников. Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императорского замысла, и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью, император попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам; когда он решительно отказался, оруженосцы по приказу разгневанного императора стали копьями выталкивать святого Георгия из собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день его привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязуемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышан глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светозарного юноши.
И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда он снова предстал перед императором, последний не верил глазам своим и думал, что это другой человек или призрак: В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Ожесточившийся император, не теряя надежды сломить Георгия, предал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, остался непреклонным. Решив, что волшебство помогает мученику, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали.
Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это мученик сказал: «Ты искушаешь меня, ко ради спасения народа, которых! увидит дело Христово, Бог мой сотвори т это знамение». И когда Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить Афанасия и воскрешенного человека, а Георгия опять заточил в темницу. Ночью мученик усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище при капище Аполлона император предложил Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и выразил желание немедленно идти з капище Аполлона, якобы чтобы принести там жертву богам. Подойдя же к истукану, он сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Бог Един только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда пришел сюда я, служитель Истинного Бога?» — спросил Георгий. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. На мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На месте казни Георгий в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая (23 апреля) 303 года.
Из многих чудес, совершенных Георгием, наиболее известно произошедшее на его родине, в городе Бейруте, где жило много идолопоклонников. Около города, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь, нарядив ее в лучшие одежды. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне святой Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидав змея, осенил себя крестным знамением и со "ловами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него, пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем Георгий уби\ змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек крестилось тогда, не считая женщин и детей.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Он был ангелом и покровителем великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Со времени образования Московского княжества Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Установленные в честь святого знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль — были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги, совершенные на поле брани.
Егорий землю отмыкает.
Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).
Сена достает: у дурня до Юрья, а у разумного до Николы (22 мая).
Егорий с водой, а Никола с травой.
На Егорья мороз — будут просо и овес.
На Егорья мороз — гречи хороши (Тамбовская обл.).
Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская обл.).
Как на Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.
Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.
На Юрья роса — будут добрые проса.
На Юрья роса — не надо коням овса.
Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.
На Юрья дождь — скоту легкий год.
На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи недород.
На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.
Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.
Ранний посев, ярового — с Юрья (Воронежская обл.).
Ранний яровой посев — с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая) (Ярославская обл.).
Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.
Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний (Новгородская обл.).
Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия (Нижегородская обл.).
Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская обл.).
С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.
Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают но местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен. Этот день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.
Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время первого выпаса скота на подножный корм.
В Смоленской губернии Егорьев день отмечался так:
«...в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся Богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем тебе на руки всю скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу.
Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье.
Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. «Всяк зверь у Егория под рукой».
С днем 6 мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки.
Кукушка до Егория — к неурожаю и падежу скота.
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или Заговенья (27 ноября).
С Егорья открывался сезон хороводов.
С Егорья хороводы, с Дмитрия (8 ноября) посиделки.
Под Егорья вешнего (шерстяного) не работают, чтобы волк овец не поел.
Что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Юрья св. Егорий разъезжает но лесам на белом коне и раздает зверям наказы.
Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой.
Сыт, как Юрьева гора (Нерехта).
Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.
Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот).
Нет комментариев. Ваш будет первым!