Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста. Блж. Андрея, Христа ради юродивого. Преставление блгв. кн. Анны Кашинской. Прп. Кассиана Угличского. Мчч. Давида и Константина, кн. Арагветских (Груз.).
Киприан и Устинья, по народным верованиям, спасают от нечистой силы, чар, наваждений, от злых духов. По всей вероятности, основано такое верование на том, что святой Киприан, согласно житию, до обращения своего в христианскую веру был жрецом храма Аполлона и считался великим чародеем: «Всеми язычниками он был почитаем и прославляем как главнейший жрец и мудрейший слуга их богов». В то же время жила в Антиохии девица по имени Иустина, которая тайно ходила в церковь Христову, а вскоре обратила в истинную веру и своих родителей-язычников. За красавицей Иустиной стал ухаживать юноша Аглаид из богатой и знатной языческой семьи. Получив отказ от Иустины, решившей посвятитьсебяБогу,онозлобился и,сжигаемый страстью, обратился за помощью к Киприану. Жрец обещал ему: «Я сделаю так, что сама девица будет искать твоей любви и почувствует к тебе страсть даже более сильную, чем ты к ней». Однако бес, посланный Киприаном к Иустине, был посрамлен.
Побежденный молитвами святой девицы, «он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же возвратился к Киприану с печальной вестью, что он ничего не достиг», поскольку «видел на ней [Иустине] некое знамение, коего устрашился». Не смогли победить Иустину и другие бесы-обольстители, не проник к ней и превращенный в птицу Аглаид, не удалось это и самому Киприану, который принимал образ то женщины, то птицы.
Посрамленный, он начал мстить святой, обрушив на нее, родственников и на весь город разные бедствия. Дело дошло до того, что старейшие, почетные граждане Антиохии «пришли к Иустине и с гневом побуждали ее, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида во избежание еще больших бедствий из-за нее для всего города». Иустиния успокоила их и пообещала, что скоро бедствия кончатся. Действительно, после ее усердной молитвы бесовские наваждения прекратились, люди выздоровели и уверовали во Христа. Киприан же, обвинив в бессилии дьявола и отказавшись от него, подвергся нападению бесовских сил и вынужден был обратиться за помощью к Иустине. Через какое-то время он принял крещение, «на восьмой день епископ поставил его в чтеца, на двадцатый во иподиаконы, на тридцатый в диакона, а чрез год рукоположил во иереи», затем он был возведен в сан епископа, а святую девицу Иустину он поставил диаконисою, потом поручил ей девичий монастырь, сделав игуменьею.
Правитель страны, узнав о переходе Киприана в христианство, велел схватить его и Иустину и подвергнуть пыткам, если не согласятся вернуться к идолопоклонству. Пытки не дали никакого результата, более того, они свидетельствовали о силе и истинности христианства и бессилии язычников. Тогда Киприан и Иустина были обезглавлены. Присутствовавший при неповинной смерти мучеников некто Феоктист, «воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином» и тотчас был осужден «на усечение». Тела Киприана, Иустины и Феоктиста были погребены в одном месте, от них происходили многие исцеления. События эти имели место в 304 году.
Особыми характеристиками и приметами в народном календаре день не наделен.
Девушки продолжали ходить на посиделки, но в будни не играли, не веселились. Сидели с прялкой или шитьем, за работой часто пели проголосные (протяжные) песни.
• Ах вы мысли мои, мысли, печальные мысли!
Скажите вы, мои мысли, про мое несчастье:
Как же мне, молодчику, жить в такой напасти?
Печальное мое сердце беспрестанно тужит,
Тоскует оно, горюет все по прежней воле.
Имел бы я крылушки, еще златые перья —
Взвился бы я высоко, полетел бы далеко,
Где бы мне понравилось, там бы опустился,
Ко своей сударушке сел бы я на окошко,
Сел бы я на косящетое, стал бы ворковати,
Свою разлюбезную стал бы я спотешати.
• Ой, нам не для чего в люди торопиться,
Ведь жить у батюшки дома хорошо.
В чужих людюшках-людях рано будят,
На работушку гонят до зари.
На работушку гонят до зари.
Да нам чужая работа не под силу,
От работушки рученьки болят.
От работушки рученьки болят,
Да болят рученьки, болят мои ножки,
Да от заботы буйна голова.
От заботы буйна голова,
Ой, да куда скрылся, мой милый, удалился,
Да на все летушко красно да от меня.
На все летушко, на всю да, милый, зиму,
Да на весь кругленький, целенький годок.
Ой, на поминьице да миленький оставил
Да с правой рученьки перстень золотой.
Я по дням-то колеченько носила,
Да по ночам-то я в зголовье клала.
Я с полуночи, девица, да просыпалась,
Да обливалась горючими слезам.
На Куприяна и Устинmю Казань именинница (празднуется взятие Казани).
С XV века Казань являлась экономическим и торговым центром Среднего Поволжья, столицей Казанского ханства. В октябре 1552 года после длительной осады и успешного штурма город был взят войсками Ивана IV (Грозного). Казанское ханство вошло в состав Русского государства.
Народный календарь на 4 октября
Народный календарь на 5 октября
Народный календарь на 3 октября
Нет комментариев. Ваш будет первым!