Конкурсы

Народный календарь на 17 октября

Приметы и народные праздники на 17 октября

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского. Блгв. кн. Владимира Новгородского. Собор Казанских святых. Прпп. Елладия, Онисима и Аммона Печерских. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Сщмч. Петра Капетолийского. Мцц. Домнины, Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки). Прпп. Аммона, Павла Препростого. Мчч. Давикта (Алавкта) и Каллисфении. Св. Стефана Щиляновича (Серб.).

17 октября - Ерофей. Ерофеев день

Из жития священномученика Иерофея, включенного Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи, узнаем, что тот был одним из членов или советников Ареопага. Святым апостолом Павлом он был обращен в христианство и им же поставлен епископом города Афины. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятой Богородицы, Иерофей «воспевал божественныя песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери», так что все слышавшие и видевшие это признали его за праведного и святого мужа. «Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою», Иерофей скончался мученически в I веке.

Никоим образом не согласуясь с каноническим житием, народная мысль связала с Иерофеем (в народной огласовке — Ерофеем) усиление холодов и буйство лесной нежити.

Едва ли не повсеместно были распространены приговорки:

С Ерофея холода сильнее.

С Ерофея зима шубу надевает.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

Возникновение подобных выражений понятно. Оно мотивировано октябрьской датой памяти святого — наступлением холодов, близким дыханием зимы, когда дни становятся совсем короткими, земля покрывается первым снегом, лес окончательно теряет листву и «шумит» от студеных ветров.

Однако к этому дню оказались приуроченными и присловья, которые, с одной стороны, тоже затрагивают тему похолодания, с другой — выходят за пределы этой темы, отсылая к иным реалиям и представлениям:

На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич часом дружок, а часом вражок.

Мне ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» здесь подразумевается вино, настоенное на травах.

Как уже говорилось, в одних местах представление об особом поведении леших связано с Покровом, в других же — с Ерофеевым днем.

Несколько романтизированная (что характерно для бытописателей начала — первой половины XIX столетия) заметка по поводу того, что крестьяне связывают с датой 17/4 октября, принадлежит И. П. Сахарову: «Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя». Далее Сахаров пересказывает распространенное предание (по сути, быличку) об удалом мужике, желавшем посмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. Мужику удалось не только увидеть лешего, но и поговорить с ним перед его «провалом» под землю, однако за это пришлось серьезно поплатиться: стал мужик «дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер». В заключение Сахаров приводит рассуждения крестьян по поводу рассказанного: «Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть», мужик пострадал, а леший — что ему сделается? — «небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь, их такая порода».

Более короткая заметка у В. И. Даля в его сборнике пословиц: «На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят. Леший бесится» [Даль. Послов., 895]. С. В.Максимов называет день Ерофея-мученика «заповедным», ибо именно 17/4 октября «указано лешим пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет или оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. <...> В этот день знающие крестьяне в лес не ходят» [Максимов, 65].

Представление о том, что с наступлением холодов птицы улетают в неведомые теплые страны, а гады (пресмыкающиеся) и нечисть, вроде леших, проваливаются под землю, где пребывают до весны, характерно для всех славянских народов. Но приурочивание такого ухода к определенным дням каждый раз имеет свою особую причину. Применительно к Ерофееву дню мы вновь должны обратить внимание на феномен народной этимологии, когда имя святого, покровителя дня, как правило заимствованное из чужого языка (в нашем случае — из греческого, где Перо- фей — дословно «освященный Богом»), потому непонятное русскоязычному человеку, начинает «проясняться» за счет внедрения его в круг близких, понятных слов.

Святой Иерофей, став на русской почве Ерофеем, органично вписался в ряд таких, «родственных» по звучанию, слов из лексики диалектной, разговорной, просторечной, как ёрник, ёрничать; ерепенить(ся); ерошить, ерошничать; ероха, ероховатый, ерофениться. Некоторые из них прямо соотносятся с Ерофеем, особенно близки они фамильярно-уменьшительным вариантам имени, созданным по законам русского разговорного языка,— Ероха, Eрошка.

Если выделить ключевые понятия, стоящие за этими словами, то получится, что они обозначают или связываются с представлениями о лохматости, нерасчесанности; беспорядке во внешнем виде; шуме; ярости; дурном, буйном поведении. Все эти признаки характеризуют антиповедение, бескультурье, стихийность, что присуще человеку, нарушающему правила обыденного этикета, а также демонологическим персонажам, в том числе и лешему.

По одним народным представлениям, леший пучеглаз, с длинными (зелеными) волосами, «оброс мхом», «сопит — как лес шумит», голова его напоминает верхушку сосны; по другим — он похож на куст: зеленые глаза и борода, мохнатый, весь покрыт черной (седой) кудрявой шерстью. Будучи не столько лесным, сколько стихийным духом, леший горазд являться в виде вихря, ветра, несущего по дороге пыль, мусор, листья и пр. Он чаще не видим, но слышим: ведет себя очень шумно — хохочет, «кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Леший идет — шум раздается по лесу, деревья гнутся, лес „аж гудит", трещит, гремит. Он ухнет — все грохочет, заплещет в ладоши — треск по лесу» [Власова, 284].

Все эти признаки проецируются на Ерофеев день — «законный», «урочный» день активности леших, вполне согласуясь со значениями слов, включенных по звуковому притяжению в «ерофееву» орбиту.

Вернемся к названию крепкого напитка, упоминаемого обычно в связи с Ерофеевым днем: На Ерофея один ерофеич кровь греет; Ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом (у Даля к этой поговорке есть вариант: «Мне ничто нипочем: был бы ерошка с калачом» [Даль. Послов., 817]), а также к словам ерошка, ероха, ерофейничать, ерошничать в значении «хмельной напиток», «пьянствовать». Сюда же следует поместить и поговорку: Ерофеич часом дружок, а часом вражок, привязанную тоже к Ерофееву дню. Известная во многих местах, она в одинаковой степени относится и к вину, и к осенней погоде на Ерофея. Здесь вновь возникают параллели с поведением лешего и пристрастием его к «зелену вину». Любовь к выпивке нередко соединяется у лешего с увлечением азартными играми. В книге Э. В. Померанцевой есть рассказ старухи из Рязанской губернии о том, как в кабак «ночью пришел мужчина в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил водки и пошел. Кабатчик вышел и увидел зверье. На его вопрос мужчина сказал: „Это я товарищу в карты проиграл и теперь иду долг платить".— „А кто ты такой будешь?" — „Я царь лесной"» [Померанцева, 30]. Новгородцам известна быличка о леших, которые в ночь под Воздвиженье (или под Ерофеев день) играют в карты и проигрывают зверей и домашний скот [Там же, 46].

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 1 октября

Народный календарь на 4 октября

Народный календарь на 2 октября

Народный календарь на 5 октября

Народный календарь на 3 октября

Нет комментариев. Ваш будет первым!