Конкурсы

Народный календарь на 11 сентября

Приметы и народные праздники на 11 сентября

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Злодеяние, учиненное над Иоанном Крестителем, со дня его свершения потрясало сердца христиан. Царь Ирод Антипа заключил пророка Иоанна в тюрьму за то, что тот обличал его в беззаконии — сожительстве с Иродиадой, бывшей женой родного брата Ирода. На пиру, устроенном в день своего рождения, Ирод настолько был очарован пляской Саломии, дочери Иродиады, что обещал выполнить любую просьбу танцовщицы. Саломия по наущению матери попросила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод достаточно чтил Пророка, потому был очень опечален такой просьбой, но не сдержать своего слова не мог. Страж, посланный в темницу, отсек Иоанну голову, а Саломия отнесла ее своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной главой Пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в самарянском городе Севастии.

Иоанн Предтеча считается пострадавшим за истину как добрый воин Небесного Отечества, поэтому в православных храмах в этот день совершается поминовение воинов, убиенных за Отечество. Такое поминовение было установлено в 1769 году во время войны России с Турцией и Польшей.

11 сентября - Иван постный, полетний, полетовщик

На Руси и в России последняя страница жизни Иоанна Предтечи была не просто хорошо известна, она всегда горячо переживалась и породила массу апокрифических пересказов. Имена Иродиады и Саломии стали нарицательными обозначениями женского коварства, злодейства. Не случайно иродиадами или дочерьми Ирода называли 12 лихорадок. День, когда Церковь и весь православный люд вспоминают трагическое событие — Усекновение главы Иоанна Крестителя, отмечался строгим постом. Причем пост этот имел свои особенности: нельзя было употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, лук, арбузы, ягоды, орехи, то есть все то, что имеет круглую форму и хотя бы отдаленно напоминает голову. Вообще в этот день ничего не варили. Также считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Существовал строгий запрет на веселье, в первую очередь на песни и пляски, ибо именно плясками и пением дочь Иродиады выпросила голову Иоанна Крестителя.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«На Предтечу не рубят капусты, не срезывают мака, не копают картофеля, не рвут яблоков, не берут в руки косаря, топора, заступа», — В. И. Даль отмечал сложившиеся обычаи как общерусское явление [Даль. Послов., 892].

Говорили, что если в этот день резать капусту, то из нее непременно потечет кровь. Если же кто-то нарушит запрет и съест что-либо круглое, у него весь год будет болеть голова (тамбов.).

Во многих местах можно было услышать рассказ о том, как одна женщина в день Усекновения главы Иоанна Предтечи срубила капусту, когда же она внесла кочан в дом, то увидела вместо кочана капусты голову своего ребенка.

Народные названия дня — «Иван постный», «полетний» — отражают как представления о необходимости соблюдать пост, так и календарную приуроченность этого Иванова дня. Последнее вылилось в широко распространенные присловья и приметы:

Иван постный пришел, лето красное увел.

Иван постный — осени отец крестный.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Журавли пошли на юг — к ранней зиме.

В Тульской губернии, наблюдая за полетом журавлей, замечали: Если журавли летят на Киев, к югу, то скоро наступят холода.

С Ивана постного начинали убирать репу. В Вельском уезде Архангельской губернии справляли своеобразный «репной праздник». Правда, и здесь в этот день «ничего не пили и песен не пели, но размах столования был большой, угощали бедных и нищих» [Бернштам, 1988; 222].

День Ивана постного, по мнению воронежцев, — последний срок стлать лен на стлищах.

Около этого времени старались завершить уборку конопли, так как опасались: Если не выберешь коноплю до Ивана постного, то весь пост просидишь без масла. Напомним, что в России до середины XIX века практически не знали подсолнечника (он был завезен из Северной Америки и вошел в культуру России только в 1829 г.), растительное масло получали из семян льна и конопли, оно шло в пищу в обычные и праздничные дни. Специально, как обрядовую еду, его употребляли в некоторые важные календарные даты и моменты природного и человеческого циклов, особенно много — во время Великого поста.

Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного — коренья.

Семейские Забайкалья связывали день Ивана постного с активностью нечистой силы. Полагали, что по селениям могут ходить колдовки и что-нибудь выпрашивать. Давать им ничего нельзя — худо будет. Отличить колдовку от простой побирушки (последней всегда можно и нужно давать милостыню), уверяли крестьяне, просто: «...если в дом придет колдунья, заткни иголку в дверь, и она не выйдет из избы», а чтобы она не смогла войти в дом и даже во двор, следует зарыть мак с семенами под ворота или под порог [Болонев, 1990; 66].

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 2 сентября

Народный календарь на 3 сентября

Народный календарь на 1 сентября

Народные приметы на июль

Народный календарь на 4 сентября

Нет комментариев. Ваш будет первым!