Мч. Маманта, отца его Феодота и матери Руфины.
Прп. Иоанна постника, Патриарха Цареградского.
Прпп. Антония и Феодосия Печерских.
Калужской иконы Божией Матери.
Мамант (в русской огласовке Мамонт, Мамонтий) считался покровителем овец и коз. Причиной такой «специализации» святого явилось житие, в котором сказано, что «когда святой Мамонт жил в пустыне, то ему особенную услугу оказывали дикие овцы. Они сами приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим» [Калинский, 28—29].
Федот и Руфина — не выгоняй со двора поутру скотину: выгонишь — беду нагонишь.
После окончания всех полевых работ полная свобода давалась парням, на долю которых выпадало идти в рекруты. Рекрутами в русской армии 1705— 1874 годов назывались молодые мужчины, зачисленные в армию по рекрутской повинности, которая накладывалась на так называемые податные сословия (т. е. платившие подушную подать государству) — крестьян, мещан. Каждая община обязана была выставить определенное число рекрутов. В 1874 году термин рекрут заменен словом новобранец.
Так создавалась в России регулярная армия, служба в которой продолжалась первоначально 25 лет. Понятно, что, отправляя сына, брата, жениха в рекруты, с ним прощались «на век», не надеясь когда-либо увидеться. По той же причине возникли рекрутские причитания, чрезвычайно близкие похоронным. Рекрутчина была очень тяжким бременем для деревенского населения, и проводы рекрутов воспринимались как большое и трагическое событие в каждой семье, во всей общине. Провожать новобранцев собиралась вся деревня, приходили (приезжали) родные и знакомые из соседних сел. Деревня в эти дни гуляла и плакала, «веселилась навзрыд». Выработался особый тип поведения рекрутов и особенное отношение к ним родственников, соседей, друзей. До самого набора (обычно в ноябре) они освобождались от работ, гуляли в нарядной, праздничной одежде, поочередно ходили друг к другу в гости, наведывались в дома односельчан, где их обязательно угощали. Гуляния рекрутов отличались бесцеремонным и буйным поведением, сопровождались драками, но будущим солдатам прощались все выходки, бесчинства, так как подобное чаще всего считалось для них нормой, последним глотком вольной жизни.
• Погуляйте-ка, ребята,
Погуляйте, молодцы.
Пока не сданы в солдаты —
Дали волю вам отцы.
• Листья вянут на дубах,
Я гуляю в рекрутах.
Листья с дуба упадут —
Меня в солдаты отдадут.
• Поиграй, моя гармонья,
Пока не разбитая,
Погуляй, моя головка,
Пока не забритая.
• Меня в солдаты, молодца,
Милашку замуж за вдовца.
Меня в солдаты на пять лет,
Милашку замуж на весь век.
• Дай-ка, тятя, разгуляться,
Нам недолго вместе жить:
Тебе дома оставаться,
Мне в солдатушках служить.
• Женят, женят нас, молодчиков,
Во нонешнем году
И дадут нам по винтовке,
По казенному ружью.
* * * * * * *
Вы прощайте, девки, бабы,
Нам теперя не до вас.
Нам теперя не до вас,
Нам подходит горький час.
Нам подходит горький час
Нам в солдатушки сейчас.
Меня в солдатушки сдадут,
Милашку замуж отдадут.
* * * * * * *
Ночесь-ночесь, молодцу, мне мало спалось,
Мало мне спалось — много во сне виделось.
Привиделся молодцу нехороший сон:
Будто меня, молодца, добрый конь разнес,
Добрый конь вороненький под браным ковром,
Под браным коверышком, в черкасском седле,
В черкасском седле, в тесмяной узде.
Свалилась у молодца шапка с головы,
Не простая шапочка — с кисточкой картуз:
Знать-то, мне-ка, молодцу, во несчастье быть,
Во таком несчастьице — в солдатах служить,
Моей родной маменьке — век свой слезу лить,
Моей молодой жене — век солдаткой быть,
Моим малым деточкам — век сиротовать.
* * * * * * *
За лесом поле осветило, и черный ворон прокричал.
Слеза моя на грудь скатилась, последний раз я вам сказал.
У нас в семье было три брата, семья в согласии жила,
А тут пришла такая участь — в солдаты требуют с отца.
Пришел отец из волостныих и детям жалобно сказал:
— Ох, вы дети, мои дети, которому из вас служить? —
У старшего жена и дети, его на службу не возьмут.
А младший сын годами молод, его на службу жаль отдать.—
Тут средний сын горько заплакал, в слезах товарищам сказал:
— Последний нонешний денечек гуляю с вами я, друзья,
А завтра рано, чуть светочек, заплачет вся моя семья.
Заплачут братья мои, сестры, заплачет мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая, с которой три года гулял.
Коляска быстро подкатилась около дома моего,
С коляски старшие кричали: «Готовьте сына своего!»
Крестьянский сын давно готовый, семья вся замертво лежит.
Народный календарь на 1 сентября
Народный календарь на 2 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!