Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и мчч. Феофила диакона, Дорофея, Петра, Зинона, Георгия, Ефимия. Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого. Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца. Св. Фивы диаконисы. Мц. Домны, девы.
Мц. Василиссы Никомидийской. Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, Патриарха Сербского. Писидийской иконы Божией Матери.
Из всех святых этого дня народный календарь остановился на двух никомидийских мученицах: деве Домне, которая погибла в 302 году вместе со священно-мучеником Анфимом и другими христианами, и девятилетней Василиссе, пострадавшей за веру Христову в 309 году.
Василиса — со льнами торопися.
Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.
По А. С. Ермолову, который ссылается на «Календарь греко-русского сочинения», этот день — несчастный [Ермолов, 1; 462].
Кое-где к этому дню был приурочен своеобразный обычай:
На Домну прибирают бабы всякую рухлядь в доме.
Считалось, что, поступив таким образом, женщины могут «приобрести благополучие на осень». Смысл обычая немного прояснится, если мы вспомним, что в России на Масленичной неделе, а в Западной Европе во время весеннего карнавала выбрасывали из домов старые, ломаные вещи, поношенную одежду, всякий накопившийся за зиму хлам. По-видимому, старые, отслужившие свое вещи соотносились со старением года, увяданием и «засыпанием» природы, сопровождающимися увеличением темной части суток и усиливающимися холодами, в то время как весна, начало нового годового цикла, пробуждение природы, потепление и увеличение светового дня настраивали на обновление, преображение и преобразование жизни, в том числе и ее предметной, вещной стороны. Необходимо принять во внимание еще одну черту земледельческого сознания, сохранявшего архаический взгляд на новое и старое. Старые вещи, традиционные обряды, старинные порядки — все это связывалось со «своим», обжитым, воплощало идею преемственности и надежности. Новое же было «незнамым», в непонятности своей ненадежным и даже опасным, сопрягаемым с представлениями о молодом, то есть активном, энергичном, но не освоенном и не стабильном.
Потому в традиционном крестьянском быту высоко ценилась старинная одежда, «бабушкины вещи», старые родительские дома. Предметы, отжившие свой срок, не сразу выбрасывались; их складывали в сараи, относили на чердак. Такие вещи были своего рода «памятью» дома, семьи, ощутимой связью с предками, они по-своему охраняли дом и обитателей его.
В прежние времена особенно уважали старую, изношенную обувь, в первую очередь лапти, считая их верным средством от сглаза. Сведения об этом можно найти в многочисленных этнографических очерках, заметках и зарисовках, отразивших быт крестьян разных российских регионов. Так, из Вятской губернии сообщалось: изношенные лапти в большом количестве «привешивают под клюками у крыш скотных дворов на лицевую сторону, для того чтобы скотина всякая велась»; ее никто тогда не «изурочит» или не сглазит.
Во многих тамбовских селах при входе в ворота бросалась в глаза «связка (от 50 до 100 штук) асметков, т. е. изношенных лаптей, привешенная или к столбу, поддерживающему навес над воротами, или около крыльца». По словам одного из местных жителей, делалось «это от лихого глаза. Когда лихой человек взглянет на них и подивится, тогда уж он ничего у меня на дворе не сможет сглазить».
Сходное объяснение записано было от смоленского крестьянина, у которого вокруг огорода на каждом почти колу висело по лаптю: «Ты вот пришел к огороду да и дивишься лаптям: считаешь только их, а на огород мой и не смотришь. Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было: <...> либо червь бы съел ее, либо какая мошка навалилась бы, и кочаньев-то не было бы, а то видишь, какие кочанья!».
Народный календарь на 1 сентября
Народный календарь на 3 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!