Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония. Св. Христодулы. Прор. Боговидца Моисея. Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Свт. Митрофана, еп. Воронежского. Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона. Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84 отроков. Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона. Прмч. Парфения, игум. Кизилташского. Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» принадлежит к наиболее почитаемым. Празднование этому образу Пресвятой Богородицы установлено в память святого пророка Моисея, удостоившегося увидеть Купину — терновый куст, который, весь охваченный пламенем, чудом не сгорал. Это было воспринято как провидение спасения рода человеческого Сыном Божиим, неопалимо воплотившимся от Пресвятой Девы и цело сохранившим Ее приснодевство. Икона имеет сложную символику. Богоматерь изображается в середине горящего куста либо окруженной сиянием огня восьмиугольной пламенной звезды, состоящей из двух острых четырехугольников с вогнутыми концами. Один из них красного (огненного) цвета; он должен напоминать объятую огнем купину, виденную Моисеем. Зеленый цвет второго четырехугольника указывает на естественный цвет купины, который она сохранила, несмотря на пламя. По углам красного четырехугольника изображены человек, лев, орел и телец — знаки четырех Евангелистов. У Пресвятой Девы обычно в левой руке Младенец, а в правой лествица (лестница) — символ, указывающий нам открытый Богоматерью путь на Небеса.
Особенно почитаемая икона «Неопалимая Купина» находилась в Москве в одноименной церкви близ Девичьего поля.
Народное сознание приписывало «Неопалимой Купине» роль распорядительницы огненной стихией. И в наше время она считается охранительницей от пожаров и молнии. В одном из акафистов Царице Небесной читается: «Радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая, радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая». Крестьяне молились «Неопалимой Купине» о защите дома и скота от всякого огня, а во время пожара икону носили вокруг горящих строений:
Матерь Божья Богородица,
Скорая помощница,
Теплая заступница!
Заступи, спаси и помилуй
Сего дома господина
От огненной пожни,
От водяной потопи!
Огню не верь, от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!
Не топора бойся, а огня.
Не с огнем соваться к пожару.
Огонь — не вода, пожитки не всплывают.
По народным представлениям, «матушка Неопалимая Купина» может уберечь от огня, но может и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья пророк. Потому и зовется она «громницей».
К помощи и заступничеству Божией Матери перед иконой «Неопалимая Купина» обращались, когда начинали топить овины, веря в то, что только Она может противостоять огню и усмирить «залютовавшего» «нечистого» хозяина овина, грозившего пожаром [Власова, 375].
В этот день жизнь земледельцев шла своим чередом: на огородах начинали выкапывать лук.
Как видим, в названии дня народный календарь не использует имена святых, упоминаемых святцами. Лишь в книге А. А. Коринфского приведена поговорка, основанная скорее на игре слов, чем на каком-то распространенном обычае этого дня или на особом уважении к двум святым Вавилам:
На Вавилу вилы празднуют — впусте лежат!
Народный календарь на 1 сентября
Народный календарь на 4 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!