Конкурсы

Народный календарь на 21 сентября

Приметы и народные праздники на 21 сентября

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Холмской, Курской-Коренной, именуемой «Знамение», Почаевской, Леснинской и Домницкой икон Божией Матери. Чтимых икон Рождества Богородицы: Сямской, Глинской, Лукиановской, Исааковской.

Великий двунадесятый праздник.

Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны, которые до преклонных лет оставались бездетными, но не теряли надежды, уповая на милость Божию. Иоаким и Анна обещали, в случае рождения ребенка, посвятить его служению Господу в Иерусалимском храме. Господь услышал их молитвы: архангел Гавриил принес им радостное известие о том, что у них родится дочь Мария, посредством которой будет даровано спасение всему человечеству.

21 сентября - Рождество Богородицы. Богородицын день. Малая Пречистая. Осенины. Оспожинки. Аспосов день. Пасекин день

День, когда праздновалось Рождество Богородицы, считался очень благоприятным для различных дел, в первую очередь связанных с уборкой урожая.

В Ярославской, Вологодской, Тамбовской губерниях 21 сентября называли «луков день».

С Рождества Богородицы — луковая неделя, женщины убирают лук.

Для крестьян Пензенской, Саратовской, Воронежской губерний это был «па- сиков (пасекин) день», когда полагали необходимым убрать пчел с пасек.

В Вятском крае «к этому дню старались убрать все на полях» [Вят. ф-р НК, 116].

Жители забайкальских селений предпочитали именно с Рождества Богородицы начинать копать картошку, поскольку она, по их словам, к данному времени «свой жир завела» [Болонев, 1990; 66].

Во многих местностях с этого дня начиналась пересадка плодовых деревьев и ягодных кустов.

Завершение полевых и огородных работ всегда отмечалось общим весельем и обильным застольем. Оспожинки — это, по существу, праздник урожая. Он справлялся порой в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, с обязательным хождением в гости, широким хлебосольством.

Поднесенъев день — так иногда называли 21/8 сентября, потому что в прежние времена к этому дню был приурочен обычай угощения молодоженами своей родни. По словам И. П. Сахарова, в Тульской губернии «к новобрачным сходились все родные и знакомые». Гостей приглашал специально назначенный для такого дела «позыватый», который просил «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка» [Сахаров, 306 — 307].

Обязательным считалось не только посещение молодоженов, но и приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа. Внуки нередко оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.

К Рождеству Богородицы неумолимо наступающая осень заявляла о себе очень явственно, потому праздник наполнялся еще одним смыслом — это была очередная встреча осени.

Осенины — вторая встреча осени.

Встречают матушку-осенину.

Как писал И. П. Сахаров в XIX веке, бабы встречают осень у воды. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер, прудов, неся овсяный хлеб. Старшая стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, затем хлеб разламывали на куски по числу присутствовавших и скармливали его скоту [Там же, 306].

В этот день опасались ходить в лес, считая, что ужи перед зимней спячкой сушатся на дорогах.

Рекомендуем посмотреть:

Народные приметы на июль

Народный календарь на 1 сентября

Народный календарь на 4 сентября

Народный календарь на 3 сентября

Народный календарь на 2 сентября

Нет комментариев. Ваш будет первым!