Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской. Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их. Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии. Прп. Евфросина. Каплуновской иконы Божией Матери.
Судя по современным православным календарям, святая Феодора Александрийская прожила короткую жизнь (474—491), но подробнейшее житие ее, приведенное в Четьях-Минеях святого Димитрия Ростовского, свидетельствует о том, что земное бытие преподобной Феодоры было гораздо продолжительнее. Знатная молодая женщина из Александрии, Феодора была верной супругой, но однажды, прельщенная некоей колдуньей, она поддалась искушению и изменила мужу с молодым человеком, побуждаемым дьяволом. Феодора поверила своднице, говорившей: «Никто не узнает дела вашего и не будет свидетеля пред Богом, ибо ночь глубока и тьма все покроет». Однако уже утром Феодора поняла, что от Бога ничто не может укрыться, Он видит не только дела, содеянные человеком, но и помышления его. Раскаявшись и желая искупить грех свой, Феодора остригла волосы, облачилась в мужскую одежду и тайно ушла из дома. Принятая в мужской монастырь, она выполняла любую работу и всякие поручения, в том числе и сопряженные с опасностью (ее не тронули дикие звери, когда пришлось ночью по пустынной местности добираться до далекого монастыря; она усмирила огромного свирепого крокодила, обосновавшегося в озере и пожиравшего людей; наполнила высохший колодец водой и пр.). Преподобная Феодора непрестанно молилась и до кончины не раскрыла своей тайны, хотя подверглась клевете, страшному обвинению в совращении молодой девицы (сына ее святая воспитывала, приняв на себя чужую вину и роль отца), безропотно перенесла незаслуженное наказание, за все это она не только была прощена Господом, но и причислена к сонму святых.
В народном календаре нет и намека на житие святой, день ее памяти наполнен сугубо мирским содержанием в виде ряда погодных примет и присловий.
Если в северных губерниях и в средней России, где уже было достаточно холодно, говорили: Федорины вечерки — третья встреча осени, то в южных регионах чаще можно было услышать: В Федору лето кончается, осень начинается.
На осеннюю Федору всякое лето кончается.
Не каждое (не всякое) лето до Федоры дотянет.
И бабье лето до Федоры не всегда дотянет.
У воронежцев зафиксирована примета:
Если пчелы заводят в другой раз летку, то будет продолжительная и теплая осень.
Образное определение дня — «Федоры — замочи хвосты» указывает на то, что становится слякотно, все чаще идут дожди.
Осенние Федоры подол подтыкают (от грязи), а зимние Федоры (12 января) платком рыло закрывают (от холода).
Две Федоры в году: осенняя и зимняя, одна — с грязью, другая — со стужей.
В этот день осень ездит на гнедой кобыле.
Преподобная Федора — всякому делу аминь, то есть все работы в поле и огороде должны быть закончены. Отсюда и выражение «Федоры-обдёры»: оставшийся на корню хлеб пропадает (осыпается, обивается).
Урожай зерновых собран, крестьянин озабочен теперь состоянием озими.
На Федору ходят смотреть озимые всходы. Радуясь или печалясь, говорят: Озимь в сусек не кладут, то есть по осенним всходам нельзя судить об урожае озимого хлеба.
Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво (тамбов.).
Народный календарь на 2 сентября
Народный календарь на 4 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!