Народный календарь на 28 сентября

Приметы и народные праздники на 28 сентября

Вмч. Никиты. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. Мчч. Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты). Мч. Порфирия. Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана. Обретение мощей свт. Акакия исп., еп. Мелитинского. Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии. Новоникитской иконы Божией Матери.

Воин Никита — духовный вождь христиан-готов, во времена междоусобных войн и гонения против христиан был схвачен врагами и подвергнут жестоким истязаниям (его бросили в огонь). Он скончался 15 сентября 372 года, и вскоре от мощей его начали совершаться чудеса и исцеления.

28 сентября - Никита-гусепролет, гусарь, гусятник. Репорезов день

Этот житийный святой совсем не похож на того Никиту, который предстает в трактовке народного календаря.

«Столько прозваний этому святому дано потому,— объясняли «Тамбовские губернские ведомости» в 1864 году (№ 17),— что с этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь овец».

Для крестьянина казалось совершенно очевидным «родство» одноименных святых. Обычно праведного Никиту, епископа Халкидонского, жившего в IX веке (память 10 июня), и великомученика Никиту, пострадавшего за веру в IV веке (память 28), русский земледелец воспринимал как одно лицо, в святцах поминаемое дважды, соответственно получившее в народном календаре определение Никита весенний и Никита осенний и наделенное одной главной функцией — покровителя гусей.

Около дня Никиты улетают на юг дикие гуси.

Гуси летят в отлет.

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.

Гуси летят — зиму на хвосте тащат, снег несут на носу.

Спросил бы у гуся — не зябнут ли ноги.

Пришли Никиты-гусари, гусей смотри.

Распространенные поговорки отсылают к хорошо известному обычаю по поведению гусей в этот день судить о погоде на предстоящие дни и недели, а также о весне:

Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крьто прячет — к ранней зиме.

Высоко летят гуси — к дружному и высокому весеннему половодью, низко — к малой весенней воде.

Любопытно, что у русских нередко Млечный путь называется Гусиной дорогой, на Смоленской земле, к примеру, говорили, что по этой дороге гуси прилетают весной и улетают осенью.

С Никиты начинали бить домашних гусей на продажу. За хорошую птицу можно было получить неплохие деньги. Отсюда и поговорки, выражающие как надежду на удачную торговлю, так и скептическое отношение к такому способу поправить дела:

Гусей перебьем — все дыры (в хозяйстве) позаткнем!

Одним гусем поля не вытопчешь.

Птице теленка не высидеть.

На Никиту — праздник гусятников, охотников на диких гусей. В одном из очерков С. Т. Аксакова написано: «К концу сентября, то есть ко времени своего отлета, гуси делаются очень жирны, особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают отличный вкус, когда „хватят ледку", что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость, ибо от утренних морозов замерзают лужи и делаются закраины по мелководью около берегов на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь» [Аксаков, 5; 117].

Кроме гусиной охоты, издавна на Руси любимой азартной забавой на Никиту осеннего было устройство гусиных боев. Воспитание боевого гусака — дело очень непростое, незря опыт и сокровенные знания об этом передавались от отца к сыну и во многих местах существовали на протяжении десятилетий целые династии как владельцев, выращивающих таких птиц, так и самих птиц с собственной родословной. Гусаки-бойцы откармливались отдельно от других гусей. Те, что не однажды успешно проявили себя в боевом искусстве, дорого ценились и составляли гордость и славу своему хозяину.

В старину «охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородъ, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. <...> Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. <...> После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом» [Сахаров, 307, 308].

В день святого мученика Никиты гусиная тема реализуется весьма разнообразно: не только открывается охота на диких гусей, забивают гусей домашних, устраивают застолье с гусятиной, приготовленной различными способами, но и «задабривают» водяного, бросая ему гуся без головы.

Такой обычай поддерживался и объяснялся широко распространенным поверьем: гуси все лето «живут под надзором» водяного, он стережет их, не дает в обиду. За это в конце срока свободного выпаса гусей (в ночь на Никиту-гусятника) его следует отблагодарить, пожертвовав гуся без головы. В противном случае он будет мучить птицу или изводить ее.

Голову жертвенного гуся приносили на птичий двор, как говорили, «для счета домового», который ведет свой собственный — «по головам» — учет живности в хозяйстве и может прогневаться, если вдруг проведает о подарке водяному, приведшему к недостаче какой-либо птицы.

На гусаря Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали еще обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.

В тот же день убирали (дергали) репу, обрезали ботву и корень.

Видно мужика по репе, знать, подошли репорезы.

Не дремли, баба, на репорезов день.

Поел бы репки, да зубы редки.

Репа брюху не укрепа.

Проще вареной репы ничего нету.

Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, делали репной квас, варили кашу.

Загадки про репу:

• В землю — крошки, из земли — лепешки.

• Кину кидком, вырастет клубком,

Под зеленым под садком с хвостиком.

• Кругла, да не деньга, красна, да не девка, с хвостом, да не мышь.

• Круглое, как месяц; листья, как ель; а хвост, как у мыши.

• Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро.

В XIX веке во многих городах на Никиту бывали гулянья, а в селах ярмарки. К примеру, в Ярославле — гулянье на Никитской улице, в Москве близ Никитского монастыря.

В народе великомученик Никита считается спасителем детей от родимца.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 1 сентября

Народный календарь на 4 сентября

Народные приметы на июль

Народный календарь на 2 сентября

Народный календарь на 3 сентября

Нет комментариев. Ваш будет первым!