Перенесение мощей ап. Варфоломея.
Aп. от 70-и Тита, еп. Критского.
Свтт. Варсиса и Евлогия, еп. Едесских, и Протогена,
еп. Каррийского, исп. Свт. Мины, Патриарха Цареградского.
Апостол от 70-и Тит родился в Антиохии Сирийской в семье знатных греков-язычников. Он получил прекрасное образование, хорошо знал эллинскую философию и древних поэтов. Когда Титу исполнилось 12 лет, он услышал во сне голос, внушавший ему оставить греческую премудрость и искать истины, которая спасет мир и человечество. Титу посчастливилось присутствовать в Палестине на проповеди самого Иисуса Христа, также довелось быть свидетелем его крестных мук, смерти, воскресения и вознесения на небо Спасителя. В день Пятидесятницы он слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян. Тит принял крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола в его миссионерских путешествиях, позднее был причислен к 70-и апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Просветив светом веры многих язычников на Крите и в ближайших странах, апостол Тит мирно скончался в конце I века в возрасте 94 лет. Погребен на острове Крит.
* * * * * * *
7 сентября / 25 августа Церковь празднует перенесение мощей апостола Варфоломея, случившееся в конце VI века. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где первоначально и находились его мощи. На рубеже V—VI веков мощи святого были перенесены в Анастасиуполь, когда же в конце VI столетия город был захвачен персидскими войсками, христиане пытались спасти ковчег с мощами святого, но настигшие их жрецы бросили ковчег в море. Однако волею Божией он не потонул в морской пучине и после чудесного плавания достиг юга Италии. От мощей, доставленных в храм острова Липары, истекало миро, подававшее исцеление от различных болезней. В середине IX века остров был захвачен язычниками, но христианские купцы сумели перевезти мощи святого Варфоломея в город Беневент (на юге Апеннинского полуострова), где их приняли с великой почестью и положили в главной церкви.
Апостолы Варфоломей и Тит, отмеченные народным календарем, оказались наделенными в нем качествами, о которых ни слова не говорится в их канонических житиях, но которые отвечали потребностям и заботам крестьян в это время года.
Так, с Варфоломеем связывали посев озимого ячменя (жита):
Пришел Варфоломей — жито на золу сей.
Святой Тит предстает этаким любителем грибов, которых он, епископ Критский, быть может, вообще не знал и не пробовал. В русских же селениях утверждали:
Святой Тит (или Тит-листопадник) последний гриб растит.
Грибы, конечно же, заметное подспорье в деревенском рационе, особенно зимнем и великопостном, недаром их и сушат, и солят, и маринуют.
Радуясь грибному году, сельские жители не упускали из виду и хорошо известную примету:
Урожай грибов предвещает продолжительную зиму.
В России всегда было много любителей-грибников, испытывающих огромное удовольствие от сбора грибов в лесу, по перелескам, на просеках и полянках. Однако взрослым, как правило, некогда было всерьез и долго предаваться такому занятию. У них в эту пору были дела поважнее. Грибы грибами, а молотьба за плечами, — говорят в народе и добавляют, помятуя святого покровителя дня: Тит, пошел молотить!
С молотьбой на Тита, видимо, связана загадка: У Тита на болоте все люди приколоты, брюха распороты. Отгадка — снопы в овине.
В народном красноречии есть и хорошо известная прибаутка, где Тит выступает символом лоботряса и дармоеда, и тоже речь идет о молотьбе:
— Тит, поди молотить! — Брюхо болит.
— Тит, поди кисель есть! — А где моя большая ложка?
Русский фольклор богат произведениями разных жанров, в которых речь идет о грибах. Шутливые и серьезные, коротенькие и солидные, они раскрывают самые разные стороны обычной жизни, описывают людские тины и характеры, в них — образность русского языка, мастерское владение словом, меткость наблюдений, точность и поэтичность народного афоризма.
Гриб да огурец в животе не жилец.
Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.
Назвавшись груздем, полезай в кузов!
Не всякий гриб в лукошко кладут.
Не смейся, горох, не лучше грибов, грибы поджарим, тебя отставим.
Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Пошла бы кума в лес за грибами, да навстречу ей медведь с зубами.
Бояться волков — быть без грибков.
Говорила тебе я: «Ты не ешь грибов, Илья», не послушал и покушал, теперь сам вини себя.
Недороги обабки, дороги прикладки.
С маслом да со сметаной грибы есть хорошо.
Известная поговорка — При царе Косаре, когда грибы воевали — возникла на основе шуточной побасенки о войне грибов: «Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: „Приходите вы, белянки, ко мне на войну". Отказались белянки: „Мы грибовые дворянки, не идем на войну".— „Приходите, рыжики, ко мне на войну". Отказались рыжики: „Мы богатые мужики, неповинны на войну идти".— „Приходите вы, волнушки, ко мне на войну". Отказалися волнушки: „Мы господские стряпушки, не идем на войну".— „Приходите вы, опенки, ко мне на войну". Отказалися опенки: „У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну".— „Приходите, грузди, ко мне на войну". — „Мы, грузди, — ребятушки дружны, пойдем на войну!". Это было, как царь Горох воевал с грибами» [Афанасьев, 1957, 1; 132].
Народный календарь на 3 сентября
Народный календарь на 4 сентября
Нет комментариев. Ваш будет первым!