Тема занятия: «Помощники весны»
Скороговорка дня:
Топали мы, топали,
До тополя дотопали.
Дотопали до тополя —
Да топаем, всё топаем.
Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: рисунок-заготовка «Распускаются почки».
Предварительная работа
Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.
Часть I. Мы помогаем
Цели: формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.
Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.
Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?
Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.
Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?
В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.
Разминка «Распускаются почки». Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.
1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.
2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.
3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.
4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.
Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.
Часть II. Первоцветы
Цели: знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.
Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!
Дидактическая игра «Спроси слово». Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!
Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.
Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.
Мать-и-мачеха. Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.
Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.
В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.
Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.
Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.
Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.
На ветках — плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Был тугим он кулачком,
А разжался — стал цветком. (Бутон.)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)
На земле цветов — не счесть,
Но один особый есть —
Самый первый, самый нежный.
Мы зовем его... (подснежник).
Последующая работа
Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.
Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.
Наблюдение «На проталинках». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.
Конкурс «Первая бабочка». Объявляется конкурс «Кто первым в этом году увидит бабочку». Нужно постараться запомнить, как выглядела бабочка, чтобы затем найти ее в определителе и узнать ее название.
Интегрированное развлечение в старшей группе весной
Сценарий весеннего фольклорного праздника в старшей группы
Сценарий весеннего праздника в старшей группе
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!