Цели: продолжать расширять знания о многообразии растений; формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру; учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года.
По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая веточка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), тополь (ствол высокий, крона похожа на пирамиду, отсюда название - тополь пирамидальный).
Обратить внимание детей на разнообразие растительного мира, формы растений, отличие деревьев от кустарников, травянистых растений. Полюбоваться красотой весенней природы, растительным миром, просыпающимся после зимнего сна.
Приметы: в апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет».
Стихотворение Е. Трутневой «Весна».
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цели: уточнить и расширить знания о деревьях и кустарниках; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
Ход игры. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, количество стволов, рост, окраска. Водящий по описанию должен узнать растение. Фишки получает отгадавший и загадавший ребенок.
Если ребенок вспомнит или придумает свою загадку, он получает дополнительные фишки.
Подвижная игра «Караси и щука».
Подвижная игра «Быстро возьми».
Труд на участке. Вместе с воспитателем начинать окапывать лунки деревьев и кустарников, находящихся на территории участка группы.
Цели: продолжать обогащать знания детей о солнце, о том, что солнце является источником жизни, света и тепла; развивать Умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Рассказать о движении солнца по небу, как солнцу поклонялись предки, что было бы, если бы солнце вдруг перестало светить.
- Как человек использует солнце?
Приметы: солнце в туман садится - к дождю; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Вздел Ярило зиму на вилы»; «Солнышко с апрельской горки в лето катится».
Стихотворения:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Загадки:
Все его любят, а поглядят на него - морщатся. (Солнце.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.
Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение: Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне. Ну лови, лови скорей, вот он, светленький кружок, Вот-вот-вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене.
Подвижная игра «Караси и щука».
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Цель: выявить способность солнца нагревать предметы. Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.
Ход опыта. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песок в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод. Солнце прогревает предметы.
Цели: обратить внимание на красоту весеннего неба; развивать любознательность, творческое воображение, умение в точной речи выражать свои мысли; воспитывать любовь к природе, интерес к весенним наблюдениям-в природе; прививать эстетические чувства.
Обратить внимание детей, как меняется цвет неба весной. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из-за того что деревья стоят без листвы и оно сквозь их ветви хорошо просматривается. Цвет удивительно голубой (сравнить с зимним небом). Туч и облаков становится все меньше, солнышко все чаще проплывает по голубому небу.
Приметы: на небе синие вечерние облака - к перемене погоды; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Вода с гор потекла - весну привела».
Стихотворения:
ПЕСНЯ О ВЕСНЕ
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я. Колас
Загадки:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)
Дидактическая игра «Бывает - не бывает».
Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Игра-забава «Узнай по звуку».
Цели: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых; учить устанавливать связь между особенностями внешнего строения и способом передвижения, сравнивать насекомых по особенностям строения; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление.
На участке сада найти насекомых, которые уже вылезли из укрытий. Понаблюдать за способами их передвижения. Кузнечики и цикады передвигаются прыжками и короткими перелетами, определить, какие приспособления для этого у них есть (хорошо развитые для прыжков ноги, маленькие крылья). Мокрицы передвигаются на коротких ножках, многоножки быстро ползут при помощи своих многочисленных ножек.
Приметы: ласточки низко летают - к дождю.
Поговорки и пословицы: «Не ломай печи - еще апрель на дворе»; «Снег в апреле - внучек за дедушкой пришел».
Стихотворения:
ВЕСНА
...Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит,
Паутина задрожит
И охотник из засады
За добычей прибежит...
Е. Стюарт
Загадки:
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки.
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)
Монотонное, надрывное жужжанье
У балкона, у закрытого окна.
Хоть на воле оказаться есть желанье,
А туда не может выбраться она. (Муха.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход игры. Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают насекомое, а другой - должны угадать, что это.
Подвижная игра «Охотники и утки».
Цель: развитие меткости.
Ход игры. Играющие делятся на две группы - «охотники» и «утки». «Утки» становятся в середину круга, а «охотники» располагаются снаружи, перебрасывают мяч и стараются попасть в «уток», те увертываются. Когда треть игроков поймана, игра останавливается и дети меняются местами.
Игра-забава «Что изменилось?».
Подвижная игра «Повар».
Цели: закрепить знания о строении одуванчика; уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать наблюдательность; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь и логическое мышление.
Найти всходы одуванчика, определить части растения, что появляется первым. Обратить внимание на разный вид всходов одуванчика в разных местах произрастания (в тени и на солнце, в засушливых и во влажных местах), попросить детей сделать выводы.
Найти взрослое растение, обратить внимание на его внешний вид, напомнить, что в вечернее время цветы одуванчика закрывают свои головки до утра.
Приметы: одуванчик расцвел ранней весной - к короткому лету; первый апрельский дождь воза золота стоит.
Поговорки и пословицы: «Ни холодней марта, ни теплее мая не бывает апреля».
Стихотворения:
ОДУВАНЧИКИ
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
И. Полянский
Загадки:
Видел я такой цветок –
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (Одуванчик.)
Дидактическая игра «Да или нет?».
Подвижная игра «Не дай мяч водящему».
Цель: развивать ловкость, меткость.
Ход игры. В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронутся. Если кому-нибудь это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был пойман мяч.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Охотники и утки».
Игра-забава «Успей подхватить».
Труд на участке. Вместе с взрослыми навести порядок на участке группы.
Цели: учить детей внимательному отношению к окружающему миру; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомого; учить
Воспитатель предлагает поискать жучка сначала в тени, а затем на солнечных местах. В тени их нет, а вот на солнечных местах есть божьи коровки, которые вышли из своих укрытий погреться. Основная масса жучков остается зимовать, прячась в щели коры деревьев, находя укромные места, прячась под ворох прошлогодней листвы. Рассмотреть с детьми жука, выделить и назвать основные части тела; их особенности: членистое тельце, 2 надкрылья (жесткие), под ними два мягких прозрачных крыла, шесть ног, как и у всех насекомых. Рассказать, что божьи коровки встречаются не только красного, но и оранжевого, желтого и коричневого цветов. У божьих коровок на спинке черные пятнышки, их семь штук.
Приметы: ранняя весна - летом много непогожих дней; синие облака в апреле - к теплу и дождю.
Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Вода на лугу - сено в стогу».
Стихотворения:
ВЕСНА
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом...
А. Фет
ВЕСНА
Я - Весна красна, бужу землю ото сна,
Наливаю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу!
Загадки:
Спинка красная, на ней черные круги,
С каждой стороны по три ноги. (Божья коровка.)
Дидактическая игра «Похож - не похож».
Подвижная игра «Где мы были, не скажем».
Цель: развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что будут показывать. Одна группа показывает, а другая должна отгадать, кого или что они изображают. Затем дети меняются местами.
Подвижная игра «Не дай мяч водящему».
Труд на участке. По мере того как участок детского сада освобождается от снега, воспитатель организует с детьми уборку своего участка и помогает дворнику убирать дорожки детского сада и участки детей младших групп.
Цель: учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; развивать наблюдательность.
Найти на земле всходы ландышей, рассмотреть их. Отметить отличие от подорожника и одуванчика, вспомнить части тела растения. Полюбоваться нежными зелеными листочками.
Листики похожи на овал.
Ландыш растет в притененном, влажном месте.
Приметы: журавли летят высоко - к ненастью; когда цветет черемуха - всегда живет холод.
Поговорки и пословицы: «Глубже посеешь весной - будешь с хлебом зимой»; «Апрельский цветок ломает снежок».
Стихотворения:
На зеленом шнурочке -
Белые звоночки.
Знают даже малыши:
То лесные ландыши.
ВЕСНА
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы в скворечники летят.
Звенит под крышами капель,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время знает?
Загадки:
Белые горошки
На зеленой ножке (Ландыш.)
Дидактическая игра «Похож - не похож».
Подвижная игра «Замри».
Подвижная игра «Повар».
Опыт «Водопроницаемость песка и глины».
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Материал: глина, песок, вода.
Ход опыта. Аккуратно налить воду в лунку с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.) Попробовать посадить палочку в песок. В какой песок она легче входит, в мокрый или сухой? Затем налить воду на землю. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается наверху, на глине.) Посадить палочку в глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Напомнить детям, что, когда человек сажает дерево, он это делает в политую землю.
Вывод. Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
Цели: систематизировать и расширять представления детей о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, способы передвижения, средства защиты); развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность, бережное отношение к живым организмам.
Воспитатель находит на прогулке кузнечика. Рассматривает его вместе с детьми (найти характерные части насекомого), хорошо ли его видно в траве, почему (защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, похожая на веточку или травинку), почему так тяжело найти его на зеленом фоне и так хорошо виден кузнечик на земле. Воспитатель рассказывает детям о кузнечике, об удивительной особенности (кузнечик слышит ногами, слуховые органы у него расположены на сгибе ног). Кузнечики, отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров.
Опыт «Зеленый кузнечик на зеленой бумаге, белый кузнечик на зеленой бумаге» (сделать выводы: форма тела и окраска являются защитными приспособлениями насекомого).
Приметы: после дождя потеплело - к плохой погоде; особенно холодно бывает, когда дуб развернется.
Поговорки и пословицы: «Апрель всех напоит». Стихотворения:
КУЗНЕЧИК
Из травы, с зеленой кочки,
Раздается странный звук.
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец - кузнечик.
Загадки:
В зеленых мундирах в траве на лугах
Живут музыканты на длинных ногах. (Кузнечики.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Подвижная игра «Стоп!».
Подвижная игра «Замри».
Цели: продолжать учить наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними; расширять представления о многообразии неживой природы; напомнить правила поведения при грозе.
Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше — гремит гром или сверкает молния - и почему. Обсудить с детьми, чем отличается грозовой ливень от других видов дождей, что между ними общего (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы. Описать состояние природы перед грозой. Выйдя на прогулку после грозы и дождя, вдохнуть чистый воздух. Объяснить детям, что капли дождя, падая сверху, захватывают частицы пыли и копоти из воздуха, увлекая их вниз, тем самым очищая воздух.
Приметы: глухой гром - к тихому дождю, резкий - к дождю; дождь без ветра будет идти долго.
Поговорки и пословицы: «Апрельские лучи будят землю»; «До первой грозы лягушки не квакают».
Стихотворения:
ТУЧА
Что это за птица? Черная, большая,
Над землей повисла, солнце закрывая.
Крупными слезами эта птица плачет.
От нее подальше мама дочку прячет.
Как она примчится, все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть, убегу скорее!
Загадки:
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)
Дидактическая игра «Охотник».
Дидактическая игра «Лесник».
Подвижная игра «Стоп!».
Игра-забава «Считайте ногами».
Цели: продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде; расширять представления детей о животном мире.
После дождя воспитатель показывает детям выползших дождевых червей. Вода заполняет норки червей, они выползают на поверхность. Дети рассматривают их строение: нет головы, ног, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Дождевые черви живут под землей, конечности им не нужны, глаза тоже, так как под землей темно. У дождевого червя удивительная способность к регенерации, то есть к восстановлению. Если червя разрезать пополам, из двух его половинок вырастут два разных червя. Черви приносят большую пользу растениям: они перекапывают землю, рыхля ее, перемешивая, что очень важно для корневой системы травянистых растений.
Приметы: дождь при солнце скоро прекратится.
Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит, а осенью мочит»; «Была бы водица, а зелень народится».
Стихотворение «Дождик».
Загадки:
Он носит поясок, хотя без рук, без ног.
В земле живет, рыхлит ее и удобряет. (Дождевой червь.)
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. Воспитатель выкладывает на участке обручи (6-8 штук) в две линии. Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся на другой берег.
Игра повторяется 2-3 раза.
Опыт «Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли».
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.
Ход опыта. В коробку с землей, камешками, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и земле. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идет сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть дождевых червей - они вылезают наружу в поисках кислорода.
Цель: учить наблюдать за растениями как живыми барометрами погоды: предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями погоды.
Рассказать детям о тех временах, когда не было часов, метеорологов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду. Они замечали, что растения, насекомые и птицы ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток.
Рассказать детям некоторые приметы.
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись - быть дождю; одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а закрывается в 16-17 часов; сирень пахнет сильней обычного - к дождю; из березы течет много сока - к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: «В землю не положишь - и с земли не возьмешь; «До поры до времени не сеют семени».
Стихотворения:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик.)
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Дидактическая игра «Да - нет».
Подвижная игра «Пустое место».
Русская народная игра «Мячик кверху».
Цели: закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, голосам; формировать у детей эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Воспитатель предлагает понаблюдать за воробьями. Как изменилось их поведение по сравнению с зимним временем?
Эта маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Часто говорят: «Серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев. Едва пригревает солнышко, воробьи оживляются, собираются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают. Если найдет озорной воробей небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь. Поплещется в холодной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется. Есть такая примета: когда воробьи купаются в лужах, жди хорошей погоды.
Приметы: воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись - к дождю.
Поговорки и пословицы: «Готовь сани с весны, а колеса с осени».
Стихотворения:
Воробей с березы на дорогу прыг!
Больше нет мороза, чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеек,
И не зябнут лапки - скок, скок, скок!
Высохнут овражки - прыг-прыг-прыг!
Вылезут букашки - чик-чирик!
ВОРОБУШЕК
Комочек серых перышек,
Веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Загадки про птиц.
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Эмоциональная игра «Крокодил».
Подвижная игра «Шоферы».
Цели: расширять кругозор, наблюдательность, творческое воображение; пополнять знания детей о свойствах воды; воспитывать любовь к природе.
Воспитатель обращает внимание на небо, предлагает рассмотреть перистые облака. От них тени на земле не бывает. Облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Они не закрывают солнца. Движутся эти облака незаметно, состоят большей частью из ледяных кристалликов. Осадков из таких облаков не бывает. Иногда облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро ненастье.
Приметы: облака быстро движутся - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Весной ведро воды - ложка грязи»; «Весенний дождь лишним не бывает».
Стихотворение Я. Коласа «Песня о весне».
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Цель: развивать речь детей.
Ход игры. Педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова. Например:
Где обедал воробей?
В зоопарке у ... (зверей).
Вы не стойте слишком близко:
Я ... (тигренок), а не ... (киска).
Ветер по морю ... (гуляет)
И ... (кораблик) подгоняет, и т. д.
Подвижная игра «Жмурки».
Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, способы передвижения, питания).
Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. При рассматривании насекомого воспитатель называет его, обращает внимание детей на внешний вид жука (короткий, толстый, с твердыми крыльями), предлагает посмотреть, как он ползает по земле (перебирает тоненькими ножками), как летает (приподнимает твердые и распускает мягкие, прозрачные крылья), как гудит во время полета.
Приметы: большое количество майских жуков - к засухе; комаров много - дождь завтра будет.
Поговорки и пословицы: «Солнышко с апрельской горки в лето катится; «Весна красна цветами, а осень снопами».
Стихотворения:
МАЙСКИЙ ЖУК
Всем мальчишкам и девчонкам
Этот жук давно знаком –
В мае нравится детишкам
Догонять его с сачком
Очень любит он кормиться
Первой майскою листвой,
Жук откладывает яйца
В теплой норке под землей.
Он коричневого цвета
И крупней других жуков.
Так о ком загадка эта,
Догадайся, кто таков?
Загадки:
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит. (Жук.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Подвижная игра «Жмурки».
Цель: уточнить и расширить знания о разнообразии неживой природы о (воздухе), природном явлении ветре, причинах его возникновения, влиянии на жизнь растительных организмов и человека.
Выяснить с детьми, есть ли ветер. Как это можно определить? Как узнать силу ветра? Что такое ветер?
Ветер играет большую роль в жизни растений (переносит пыльцу, семена). Попросить назвать примеры (одуванчик, клен, тополь). Рассказать дошкольникам о значении ветра в жизни человека, о приспособлениях, которые помогают человеку использовать ветер для своих целей.
Опыт «Как легче бегать - против ветра или по ветру?».
Поговорки и пословицы: «Весной оглобля за одну ночь травой обрастает»; «На весну надейся, а дрова запасай».
Стихотворение «Ветер, ветер! Ты могуч...» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне...» А. С. Пушкина).
Загадки:
Невидимка озорной, все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит. (Ветер.)
Дидактическая ига «Вчера, сегодня, завтра».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Игры с вертушками и султанчиками.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Труд на участке. После дождя убрать сломанные веточки, привести в порядок участок группы.
Цели: продолжать расширять и обогащать знания о птицах; учить видеть особенности поведения; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на полет ласточек. В ясную погоду ласточки с шумом носятся в высоте. У них своеобразный полет, не такой, как у других птиц, и особое строение тела, по которому ласточку легко отличить от других птиц. Спинка темная, а горлышко и грудка белые. У нее хвост разделен на две половинки, он помогает ей при полете и служит своеобразным рулем при ловле насекомых. Она очень подвижна и грациозна. С ласточкой связаны многие народные приметы.
Приметы: ласточки высоко летают - к хорошей погоде; ласточки шумно, низко летают - к дождю.
Стихотворения:
СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей...
А. Плещеев
Загадки:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка.)
Спереди - шильце, сзади - вильце,
На груди - белое полотенце. (Ласточка.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Подвижная игра «Картошка».
Цели: уточнить знания о последовательности весенних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе.
Воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, спрашивает, какие изменения произошли (увеличилась продолжительность дня, повысилась температура окружающего воздуха, появились насекомые, прилетают птицы, распускается листва и т. д.).
Поговорки и пословицы: «Апрель с водой - май с травой»; «Весенняя пора - поел да со двора».
Стихотворения:
Возвращаются скворцы –
Наши новые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Загадки про весну.
Дидактическая игра «Ищи».
Дидактическая игра «Лесник».
Подвижная игра «Волк во рву».
Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с таким явлением, как радуга.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход опыта. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они когда-нибудь радугу после дождя? Он ставит зеркало в воду под небольшим углом, ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей его на составляющие. В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «ра-дуга». Что такое «дуга»? Какая она? С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Эмоциональная игра «Зверинец».
Цели: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых; формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Воспитатель предлагает детям найти насекомых. Устанавливает связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подводит детей к выводу, что апрель - это месяц, когда просыпается все в живой природе. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учит различать насекомых по внешнему виду
Опыт «Следы насекомых».
Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (положить после опыта их на место), насыпать на лист картона тонкий слой песка. Пойманным насекомым дать побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляет на песке жук и муравей.
Поговорки и пословицы: «Весна водой богата»; «Хороший год по весне видно».
Стихотворение «Майский жук».
Загадки:
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.
Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук.)
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Садовник».
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Волк во рву».
Труд на участке. Вместе с воспитателем вскопать лунки вокруг деревьев и кустарников на участке группы и возле него.
Цели: вызвать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением; учить замечать его изменения; уточнить представление о последовательности роста и развития растения.
Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни - зеленые, а другие - буроватые. Взять сережки в руки - на руках останется пыльца. Понюхать. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сережки - это цветы березки.
Приметы: соловей защелкал, значит, береза лист пустила; соловей запевает, когда может росы напиться с березового листа.
Стихотворения:
БЕРЕЗА
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Р. Рождественский
Загадки:
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены. (Березы.)
Дидактическая игра «Бывает - не бывает».
Подвижная игра «Космонавты».
Дидактическая игра «Найди пару».
Цели: продолжать расширять и уточнять знания о многообразии растительного мира; расширять кругозор, словарный запас; активизировать память и внимание.
Воспитатель вспоминает с детьми разнообразие растительных форм (деревья, кустарники, травянистые растения). Находит их на участке детского сада, отмечает отличия и сходство. На примере сирени рассматривает признаки кустарника (много стволов, они относительно тонкие, кустарник невысокий). Обращает внимание на большие ланцетовидные листья (вспомнить, какие были крупные почки на кустарнике). Рассматривает крупные цветочные почки, которые собраны в соцветия (напоминает детям, что называется соцветием), сравнивает с другими кустарниками (жасмин, ирга, черная смородина).
Приметы: сирень пахнет сильнее обычного - к дождю; днем жарко, а ночью прохладно - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Апрельские лучи будят землю»; «В апреле мокро - к грибному лету».
Стихотворения:
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришел апрель.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Малоподвижная игра «Волшебное зеркало».
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
Ход игры. Дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким- либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибки, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Мяч передавай - слово называй».
Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У первых игроков по мячу, диаметр которых 25-30 см. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка (он может двигаться).
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод. Песок может двигаться.
Подвижная игра «Космонавты».
Прогулки в мае в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Весенняя сказка. Сценарий для подготовительной группы
Познавательная весенняя викторина с ответами для детей 6-7 лет
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Прогулки в марте в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!