Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы: развивать умение замечать новые изменения в неживой природе.
- Обратите внимание на таяние снега вокруг деревьев. Почему это происходит? У деревьев более высокая температура, чем окружающий воздух, так как их кора быстрее нагревается на солнце, поэтому снег у стволов начинает таять быстрее, чем на открытом пространстве. Почему это явление не наблюдалось зимой? Как изменилась погода?
Приметы: дым от трубы идет вверх - к морозу; северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет. Стихотворение.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А. Плещеев
Загадки.
По синему небу
Белые гуси плывут. (Облака.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Дидактические игры «Найди ошибку», «Придумай сам».
Подвижные игры «Пробеги тихо», «Дети и волк».
Труд на участке: уборка участка от палок, веток, камешков, прошлогодних листьев.
Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжить знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
- Назовите цвет снега. Где находится снег более темного цвета? Появление твердой ледяной корки - наста - на пригретых солнцем снежных сугробах. Сравните свои следы на рыхлом снегу и на насте. (Разница в плотности снега.) Что происходит со снегом при изменении температуры воздуха?
Приметы: если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; ранняя весна - летом много непогожих дней.
Поговорки и пословицы: на весну надейся, а дрова запасай; весенний лед толст, да прост; осенний тонок да цепок.
Стихотворение.
ВЕСНА
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Загадки.
Жил я посреди двора, где играла детвора,
Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снег.)
Опыт «Определение плотности снега».
Дидактическая игра «Выдели слово».
Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок. Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Подвижные игры «Кот и мыши», «Пробеги тихо».
Труд на участке: уборка дорожек от снега.
Цель: обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам (неживая природа).
- Посмотрите, как под крышами висит красивая бахрома сосулек, которые днем падают, разбиваются на прозрачные ледяные осколки. Почему днем они тают? Почему сосульки тают не со всех сторон крыши? Расскажите детям о мерах безопасности весной.
Приметы: если на крышах образуются длинные сосульки - весна будет затяжной; облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится.
Поговорки и пословицы: февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках); как в марте мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Стихотворение.
Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
В. Алферов
Загадка.
Кто там с крыши надо мною нависает в холода?
У кого это с весною с носа капает вода? (Сосулька.)
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
Дидактическая игра «У кого кто?».
Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
Дидактическая игра «Выдели слово».
Подвижные игры «Мы веселые ребята», «Кот и мыши».
Цели: формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжить знакомить со свойствами снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
- Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Вспомните, как образовались сугробы, из чего они состоят. Почему они серого цвета, если снег зимой белый? Почему снега больше на теневой стороне участка? Откуда появились ручейки? Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды.
Приметы: облака движутся против ветра - к метели; когда весной поверхность снега шершавая - к урожаю, гладкая - к неурожаю.
Поговорки и пословицы: иногда и март морозом хвалится; март у матери зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Стихотворение.
СНЕГ
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
Загадки.
Мягкий он, а не подушка. Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка, а согреешь - ручеек. (Снег.)
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю,
Я из воды, а в воздухе летаю, как пух, лежу я на полях
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (Снег.)
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: Набрать на прогулке снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Дидактическая игра «Эхо».
Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.
Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.
Дидактическая игра «У кого кто?».
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Мы веселые ребята».
Труд на участке: уборка дорожек.
Цели: развивать умение находить первые признаки весны в окружающей природе; устанавливать связи между изменениями в неживой природе и положением солнца; развивать наблюдательность, умение анализировать.
- Сегодня будем наблюдать за таянием снега в разных местах на территории детского сада. Покажите места, где снег и лед тают быстрее. Это - первые весенние проталины. Они появляются там, где солнце лучше прогревает снег, он тает.
Приметы: когда весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету; дождливый март - к неурожаю.
Поговорки и пословицы: март весне брат и зиме не рад; в марте рано затает - долго не растает.
Стихотворение.
ВЕСНА
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны:
Верно, очень теплые ноги у весны.
Загадки.
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)
Дидактическая игра «Подбери нужное слово».
Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.
Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова. «В аквариуме плавают... (рыбки).
«Снег тает, потому что...»
«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)
«На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.
Дидактическая игра «Эхо».
Подвижные игры «Совушка», «Цветные автомобили».
Цель: продолжать обучать описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.
- Как движутся облака? (То медленно, то быстро.) Их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните и назовите виды облаков. Сравните облака с известными животными и птицами. На что они похожи?
Приметы: северный ветер к ночи стихает; направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю.
Поговорки и пословицы: в марте и спереди и сзади зима; март зиму кончает - весну начинает.
Стихотворение.
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Месяц март пришел,
Белый снег сошел.
ОБЛАКО
Ах, какое облако, облако глубокое,
Белое, далекое, прямо надо мной.
Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далекое, не достать рукой.
Загадки.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (Облака.)
Дидактическая игра «Подбери похожие слова».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
Дидактическая игра «Подбери нужное слово».
Подвижная игра «Карусель».
Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.
Ход игры: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и произносят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает:« По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!
Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур.
Игра возобновляется. Неуспевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Подвижная игра «Совушка».
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов.
- Какие произошли изменения в поведении птиц? Воробьи садятся на освещенные солнцем деревья, крышу, греются, оживленно чирикают, дерутся. Птицы радуются приходу теплых дней. Назовите зимующих и перелетных птиц. Чем отличаются птицы от других представителей животного мира? Назовите основные отличительные признаки. (Умение летать, наличие крыльев, клюва, перьев, обтекаемая форма тела.)
Приметы: воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде; вороны летают стаями и беспрерывно каркают - к дождю.
Поговорки и пословицы: первая ласточка еще не весна; грач на горе - весна на дворе.
Стихотворение.
Вот и кончилась зима!
От такого счастья
Воробьи сошли с ума –
Всем горланят: «Здрасте».
Загадки.
Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла. А кого червяк боится?
Угадали? Это... (птица).
Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Подбери похожие слова».
Подвижная игра «Птички и кошка».
Подвижная игра «Маленькие ножки бежали по дорожке».
Цели: отрабатывать произношение звука [ш] в связном тексте; учить сопоставлять движения со словами.
Ход игры: Дети строятся в колонну. Воспитатель предлагает всем детям показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет медведь медленно:
Большие ноги шли по дороге,
Большие ноги шли по дороге.
Дети несколько раз выполняют ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые, сопровождая свои действия словами.
Труд на участке: расчистка от снега и льда дорожек, уборка снега в лунки клумб, деревьев и кустарников, прокапывание канавки для стока воды.
Цель: уточнить представление о признаках весны, об изменениях, происходящих в неживой природе.
- В лужах отражаются предметы (облака, деревья). Давайте подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Какие лужи бывают утром? (Покрытые льдом.) Послушайте стихотворение Е. Трутневой:
Еще ледок хрустит утрами,
А днем и солнце, и капель.
Приметы: дождь пошел после обеда - будет долго идти; облака идут низко - возможен дождь.
Поговорки и пословицы: в марте и курица из лужи напьется; в марте вода, в апреле трава.
Стихотворение.
ТУЧИ
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков течет вода.
Спрячемся получше от дырявой тучи.
Загадки.
Живою может быть и мертвой,
И жидкою, и очень твердой...
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться! (Вода.)
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?».
Подвижные игры «Самолеты», «Птички и кошка».
Труд на участке: уборка луж на дорожках.
Цели: закреплять умение видеть красоту весеннего неба; расширять словарный запас; учить видеть в наблюдаемых предметах характерные признаки.
- Посмотрите на небо и скажите, таким ли оно было зимой. Что изменилось? На небе все чаще появляется солнце. Зимой небо часто было серым, казалось совсем низким из-за снеговых туч, а теперь голубое или синее. На нем появились белые, а не серые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. На что похожи облака? Опишите небо.
Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде; облака идут низко - к снегопаду.
Поговорки и пословицы: и март морозом на нос садится; пришел марток - надевай семеро порток.
Стихотворение.
МАРТ
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Загадки.
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)
Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Дидактические игры «Кто больше назовет действий?», «Когда это бывает?».
Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты».
Цели: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.
- Найдите на участке детского сада рядом стоящие дерево и кустарник. Опишите общие и отличительные признаки. Опишите деревья и кустарники. Назовите составные части растений. Рассмотрите выступающие из-под земли корни. Для чего нужны корни растениям?
Приметы: днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде; синие вечерние облака - к перемене погоды.
Поговорки и пословицы: март неверен: то плачет, то смеется; март - заря весны.
Стихотворение.
Деревья - украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадки.
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший -
Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево.)
Опыт «Что в пакете?».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Дидактические игры «Где что можно делать?», «Будь внимательным».
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лягушки».
Цели: выявлять особенности приспособления птиц к сезонам; устанавливать связь между характером пищи, перьевым покровом и отлетом птиц в теплые края.
- Обратите внимание на поведение птиц. Кто встречается на участке? Рассмотрите представителей птичьего отряда. Назовите отличительные признаки. Какие приспособления зимующих птиц позволяют им выжить в суровых условиях зимнего периода?
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись - к дождю.
Поговорки и пословицы: первая ласточка весны не делает; увидел скворца - весна у крыльца.
Стихотворение.
Звонко нам поет синица возле нашего окна.
В марте в дверь к нам постучится настоящая весна.
ВОРОБУШЕК
Комочек серых перышек, веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится, вот выкупался в лужице
И к детям под окошко летит за хлебной крошкой.
Загадки.
Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах. А зовут ее... (ворона).
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Дидактические игры «Третий лишний» (птицы), «Где что можно делать?».
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
Цели: расширять и закреплять знания о неживой природе; продолжать знакомить со свойствами воздуха; напомнить значение ветра для растений.
- По каким признакам можно узнать, есть ли ветер? (Качаются ветви деревьев, бегут облака.) В ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Побегайте против ветра и в ту сторону, куда он дует. Сделайте вывод, когда бежать легче и почему. Подставьте лицо ветру, вспомните - каким он был зимой, (летом, осенью).
Игры с вертушками и султанчиками.
Приметы: безоблачно, ветер северный - станет прохладнее; северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы: март не весна, а предвесенье; ни в марте воды, ни в апреле травы.
Стихотворение.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Загадки.
Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я,
Можешь угадать? (Ветер.)
Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать, что воздух можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Дидактические игры «Найдите, что опишу», «Третий лишний» (птицы).
Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Зайцы и волк».
Труд на участке: уборка территории.
Цели: закреплять представление о насекомых, об особенностях их поведения, перемещениях; воспитывать любознательность, радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
- Ранней весной с появлением проталин пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев, под корой деревьев и пней и в других защищенных от стужи местах. Отогните кору на пне и понаблюдайте, что происходит под ней. Посмотрите внутреннюю сторону коры. В углублениях в виде узких канальцев находятся беленькие личинки или бледные куколки, а иногда небольшие жучки желтого, бурого или черного Цвета. Это вредители деревьев жуки-короеды. Канальцы - это коды, которые жуки выгрызают в коре и выводят там личинок, тем самым губя дерево.
Приметы: туманы в марте предвещают плодородие; облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: готовь сани с весны, а колеса с осени; март зиму кончает - весну начинает.
Стихотворение.
Насекомые проснулись,
Тоже к солнцу потянулись,
Трудятся они весь день,
Позабыв про сон и лень.
Загадки.
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки,
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет. (Кузнечик.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие-большие глаза.
Называют ее... (стрекоза).
Дидактическая игра «Кто (что) летает?».
Подвижная игра «Котята и щенята».
Цели: учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.
Ход игры: Игру можно проводить, где есть скамейка. Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят», другой - «щенят». «Котята» находятся около скамейки; «щенята» - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группка детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за «котятами» и лают: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята» возвращаются в свои домики. После двух-трех повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Цель: закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в садик, было темно.
Приметы: солнце в туман садится - к дождю; багровые зори - к ветру.
Поговорки и пословицы: вздел Ярило зиму на вилы; весна днем красна.
Стихотворение.
СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичюс
Загадки.
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
На тарелке колобок - золотой горячий бок.
А тарелка голубая - не видать конца и края. (Солнце и небо.)
Дидактическая игра «Добрые слова».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижная игра «Мышеловка».
Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.
Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг - «мышеловку». Остальные - «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие «мышеловку», берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их - просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут - вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «хлоп!» - дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные «мыши» становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.
Подвижная игра «Котята и щенята».
Цели: формировать умение самостоятельно выделять признаки весны в неживой природе; расширять словарный запас (кучевые, перистые облака).
- Назовите признаки весны в неживой природе. (Прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, чистое от туч небо, больше ясных, солнечных дней.)
Рассмотрите перистые облака, от них тени на земле не бывает. Они располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Похожи на завитки, кудряшки, перья птицы. Они не закрывают солнца. Движутся эти облака незаметно, состоят большей частью из ледяных кристалликов. Осадков из этих облаков не бывает. Иногда такие облака двигаются не в том направлении, куда дует ветер у земли. Это означает, что скоро ненастье.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково - к дождю; облака движутся с севера на юг - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: в марте день с ночью меряется, равняется; март зиму ломает, новому сезону дорожку дарит.
Стихотворение С. Михалкова «Облака».
Загадки.
Посмотрел я утром ввысь - горы в небо поднялись!
Эти горы не стоят, а летят, летят, летят... (Облака.)
По синему небу белые гуси плывут. (Облака.)
Кто плывет по небосводу,
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Догадайся поскорей! (Облака.)
Дидактические игры «Придумай сам», «Добрые слова».
Подвижные игры «Ловишки», «Мышеловка».
Труд на участке: уборка территории детского сада после зимы.
Цели: продолжать формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе; закреплять умение видеть красоту окружающего мира; обучить описывать увиденное.
- Почему март называют «началом весны». Солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений, набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка. Солнце греет сильнее, появляются первые насекомые. Через некоторое время прилетят птицы из теплых стран, которые питаются этими насекомыми.
Приметы: после дождя похолодало - к ясной погоде; лес без ветра шумит - к дождю.
Поговорки и пословицы: март с водой, апрель с травой; март сухой да мокрый май - будет каша и каравай.
Стихотворение.
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня - прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба...
Я. Аким
Загадки.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной.)
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Дидактические игры «Придумай сам», «Отгадай-ка!».
Подвижные игры «Ловишки», «Замри».
Цели: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой; развивать умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в окружающем нас мире.
В конце марта показать детям траву. Почему она появилась на солнечной стороне участка? Рассмотрите и потрогайте ее. Какие условия нужны растению для нормального роста и развития? Найдите эти факторы или часть их в природе. Почему именно весной, а не зимой начинается рост растений?
Приметы: после дождя потеплело - к плохой погоде; туманы предвещают плодородный год.
Поговорки и пословицы: ни в марте воды, ни в апреле травы; увидел на вербе пушок - и весна на шесток.
Стихотворение.
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Снег теперь уже не тот - потемнел он в поле,
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
С. Я. Маршак
Загадка.
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку. (Весна.)
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Подвижные игры «Дети и волк», «Пузырь».
Цель: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.
- На ветках деревьев и кустарников есть почки. Рассмотрите их. На разных деревьях почки разного размера и цвета. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у березы круглые, но мелкие; у вяза маленькие, похожие на узелки; у сирени самые крупные. Почки - это будущие листочки, и какие по размеру почки, такие будут у дерева и листочки. Почки бывают не только листовые, но и цветковые, например, как у абрикоса или вишни. Найдите на абрикосовом дереве такие почки.
Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; из берез течет много сока - к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: хороший год по весне видно; была бы водица - а зелень народится.
Стихотворение.
Я раскрываю почки, Посевы поливаю,
В зеленые листочки Движения полна.
Деревья одеваю, Зовут меня Весна.
Загадка.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Опыт «Вода не имеет формы».
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.
Материал: вода, стакан, блюдце, банка, трубочка.
Ход опыта: На опыте показать, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Дидактические игры «К названному дереву беги», «Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры «Найди себе пару», «Дети и волк».
Цели: закреплять умение видеть красоту родной природы; учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими.
- Опишите сегодняшнюю погоду. Что лучше надеть в этот день? Что можно взять с собой на участок? При сильном, порывистом ветре растения гнутся, касаются земли, животные и птицы прячутся, во время солнечной погоды, наоборот, все живое выходит из укрытий и радуется теплым погожим денькам.
Приметы: воробьи сидят, нахохлившись - к дождю; в солнечный день цветки одуванчика закрыты - будет дождь.
Поговорки и пословицы: красна весна - да голодна; весна водой богата.
Стихотворение.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Е. Баратынский
Загадки.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник зацветет. (Весна.)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.)
Дидактические игры «Доскажи слово», «К названному дереву беги».
Подвижная игра «Через ручеек».
Цели: учить по-разному обозначать предметы в игровой ситуации; формировать умение изображать определенные действия.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель раскладывает на земле две длинные веревки параллельно друг другу на расстоянии 40 см (это ручеек). Детям предлагается прыгать через него и не замочить ноги. Кто оступится, попадет в воду, тот больше играть не сможет и сядет на скамеечку, будет сушить ноги на солнышке. Дети группами подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Очень редко ручеек бывает такой прямой и ровный. На самом деле он изгибается - в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом - уже (немного соединяет их); то же делает в других местах. В широких местах на земле рисует камешки для перехода через ручеек. Дети повторяют переходы через ручеек во многих местах.
Подвижная игра «Найди себе пару».
Труд на участке: уборка прошлогодних листьев с цветников и огорода; окапывание лунок вокруг деревьев.
Цели: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; показать, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные.
- С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления в живой и неживой природе, какие изменения происходят с деревьями, кустарниками? Какие появились насекомые, птицы? Что изменилось на участке? (Появление на клумбах, грядках всходов, рост растений.)
Приметы: радуга быстро пропала после дождя - к ясной погоде; ласточки высоко летают - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: солнце пригреет - все поспеет; весна красна цветами, а осень снопами.
Стихотворение.
Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.
Месяц март пришел, белый снег сошел.
Загадки.
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (Роса.)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)
Все его любят, а поглядят на него - морщатся. (Солнце.)
Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка - сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Доскажи слово».
Подвижные игры «Лягушки», «Через ручеек».
Прогулки в мае в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в апреле в средней группе. Картотека с целями по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!