Ознакомление младших школьников с народными традициями, обычаями и обрядами.
Цели и задачи классного часа (праздника):
• мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;
• воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.
Март-протальник
Учитель: Сегодня мы поговорим о весеннем народном календаре.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Е. Баратынский
О весне народом сложены и присловья, и песни. Но всего достовернее ее отображают приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельца. Какой установится она, нынешняя весна? Это интересовало крестьянина в прошлом так же, как и теперь. Ведь весна в значительной степени урожай строит. От ее начала и развития зависят все главнейшие полевые работы.
Поднимается ученик и декламирует в паре с учителем стихотворение.
Ученик:
— Отчего
Весна пришла весной?
Для кого
Журчит ручей
Лесной?
Почему
Все расцвело кругом,
И кому
Нужны гроза и гром?
Учитель:
— Оттого, дружок,
Весна пришла,
Что погода
На дворе
Тепла.
И ручей лесной
Журчит, звеня,
Чтобы пеньем
Радовать меня.
А гроза,
Хотя и не нужна,
Но какая
Без грозы весна?
По стихам Р. Сефа
Учитель: Как же наши предки характеризовали весну? Какие ее признаки они рассматривали, как определяющие? На это отвечают приметы: «Рано затает — долго не растает», «Ранняя весна ничего не стоит», «Обнадейчива весна, да обманчива», «Ранний прилет журавлей — ранняя весна», «Если дикие утки прилетели жирные — весна будет голодная, долгая», «Ранний излет пчел — к красной весне», «Первый гром при северном ветре — холодная весна, восточном — сухая и теплая; при западном — мокрая; при южном — теплая».
Многие приметы научно не обоснованы, но вызывают интерес: «Из березы течет много сока — к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету. Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч — лето будет теплое и долгое, а коли на полдень (с южной стороны) — холодное и короткое».
Первый месяц весны еще обманчив. Не зря, знать, и пословицы толкуют: «Февраль воду подпустит, март подберет», «Март зиму ломает, новому сезону дорожку торит».
О марте народная молва говорила так: «Март-пози- мье сшибает рог зиме», «Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло», «С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый сезон)», «Февраль силен метелью, а март — капелью», «Февраль зиму выдувает, а март ломает».
Месяц-зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.
Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Марса — бога войны. Древнерусское название марта — сухий (по одной гипотезе — месяц с малым количеством осадков, по другой — сохнущий срубленный лес). При подсечной системе земледелия на Руси поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале деревья после подсушки сжигали и на гарях — палах (вот откуда и произошло слово «поле»).
По народному численнику 6 марта — Тимофей-весновей, 12-го — Прокоп перезимний дорогу рушит, 13-го — Василий-капельник — с крыш каплет.
14-го — Евдокия (или Евдокея)-плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присловий: «Пришла Евдокея — мужику затеи: соху точить, борону чинить», «Авдотья- весновка весну сряжает», «Евдокия — замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии-плющихи первые оттепели».
Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже — все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокее: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному».
За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос — долго травы не будет». А через день — Герасим-грачевник. «Грач на горе — весна на дворе».
18 марта — Конон-огородник. Искусники гряд перебивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.
22 марта — Сороки — день равен ночи. На Сороки молодежь водила хороводы, распевала «сборные» песни. Их назначение — приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хороводные игры способствуют и веселью и встречам.
Выходят три ученика и читают стихи о весне.
1-й ученик:
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
А.С. Пушкин
2-й ученик:
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
С. Городецкий
3-й ученик:
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!
А. Майков
Апрель-снегогон
Учитель: Как прекрасно звучат стихи русских поэтов о весне! Как вы думаете, какие особенности весны прославляют поэты? (Суждения ребят)
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
С.Я. Маршак
В начале апреля на Руси бытовали поверья: «Где в апреле река, там в июле лужица», «Февраль богат снегом, апрель — водой», «Апрельские ручьи землю будят». В это время старики предупреждали: «Апрель обманет, под май подведет», «Не ломай печи — еще апрель на дворе», «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит: что-то будет?»
Древнерусское название апреля — березозол — означало: зол для берез. Встарь в эту пору заготавливали со- ковицу — сладкий березовый сок. Кое-где апрель слыл за «цветень» — по времени распускания первых цветиков. Но чаще этот месяц называли снегогон.
Открываем народный календарь, численник апреля: Дарьи — грязные «пролубницы» или «обгадь проруби». С этого дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом.
4 апреля — Василий-солнечник, Василий-парник, Василий-капельник — с крыш каплет.
7 апреля — Благовещенье. «На Благовещенье — весна зиму поборола», «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, так лежать ему до Егорья (6 мая) в поле», «Покров (14 октября) не лето, Благовещенье — не зима», «На Благовещенье гроза — к теплому лету».
9 апреля — день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц — чибисов. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». В этот день говорили, что «щука хвостом лед разбивает».
Слыла Матрена также «полурепницей». Огородникам пришло время отбирать половину репы на семена. В старое время репа была (после капусты) одним из основных продуктов питания русского крестьянина. Картофель на Руси стал известен лишь с конца XVIII в., поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости.
14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки. Марья половодье начинает. Через четыре дня — Федул. «Пришел Федул, тепляк подул», «До Федула дует сиверок, с Федула — теплынью тянет», «На Федула растворяй оконницу» — гласила народная мудрость.
21 апреля — Родивон-ледолом, ревучие воды. Первый выезд в поле: «На Родивона уставь соху, паши под овес».
Мешкать некогда: «Весной час упустишь, годом не наверстаешь».
23 апреля: «На Руфа дорога рушится». А следующий день — Антипа-половода. Этому дню посвящены приметы: «Коли на Антипу воды не вскрылись, то лето плохим простоит», «Половодье Антипа в овражке топит». А еще день спустя — Василий Парийский. На Василия Парийского весна землю парит. В это время мужики любили говорить: «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает. Запарил землю Василий — выверни оглобли, закинь сани на поветь». Пора пахать!
Выходит группа ребят и читают стихи.
4-й ученик:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
Отрывки из стихотворения М. Пляцковского
5-й ученик:
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет Весна
По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!
Отрывок из стихотворения 10. Мориц «Весна»
Май-травень
Учитель: Ребята, объясните, почему поэтесса именно так назвала весенние месяцы? (Возможные ответы учеников)
Май — торжество весны зеленой. Примечали старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа», «Зяблик рюмит — дождь будет», «Май — коню сена дай, а сам на печь полезай».
Приходит первое тепло. Непродолжительный же возврат холодов обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холодные дни и называют «черемухиными».
Подходит первый майский народный день: 6 мая — Егорий теплый. «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Егорий храбрый зиме ворог лютый», «Егорий землю отмыкает», «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает» — гласят народные поверья об этом дне.
8 мая — Марков день. «На Марка небо ярко, бабам в избе жарко». 13 мая — Яков день. «Теплый вечер и звездная, тихая ночь на Якова — к ведренному, сухому лету». На Другой день — Еремей-запрягальник, яремник. «На Еремея погоже — уборка хороша», «На Еремея непогода — всю зиму промаешься», «Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея» — поучительно звучат народные приметы.
18 мая — Арина-рассадница. Капусту рассаживают на гряды. 19 мая — Иов горошник, огуречник, россенник. «Иов россенник росы распутал». В мелкие бороздки сеют обросшие семена огурцов, поливают посев прудовой или стоялой колодезной водой.
А вот и 22 мая — Николицина. Важнейшая аграрная дата для дореволюционной Руси. «Овес и пшеницу сей: ранние — с Николина дня, поздние — с Пахомиева». Через день после Николы — Мокей. Этому дню тоже отводились свои приметы: «В день Мокея мокро — все лето таково», «Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь — к мокрому, грозному лету».
26 мая — Лукерья-комарница: появляются комары. За Сидором (17 мая) — Пахом. «Пришел Пахом — запахло теплом», «На Пахома тепло — все лето теплое», — говорили на Руси об этом дне. Приближается лето...
6-й ученик:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
А. Плещеев
Учитель: Ребята, а теперь объясните, как вы понимаете следующие русские народные пословицы и поговорки о весне:
• Весна и осень на пегой кобыле ездят.
• Весна и червяка живит.
• Весна красна цветами, а осень — снопами.
• Красна весна, да голодна.
» Матушка-весна — всем красна.
• На чужой стороне и весна не красна.
• Не зима знобит, а весна.
• Не плачь, рожь, что продал за грош; весна придет — вдвое заплачешь.
• Не пугай, зима, — весна придет.
• Обнадейчива весна — да обманчива.
• Осень прикажет, а весна свое скажет.
• Осень-то матка: кисель да блины; а весна — мачеха: сиди да гляди.
• Осень хвастлива, весна справедлива.
Суждения учеников
Учитель: Ребята, а теперь скажите, какие народные приметы, связанные с весной, вы впервые узнали в ходе сегодняшнего разговора? (Суждения ребят) Какие еще весенние народные приметы вам известны? (Варианты ответов учеников) А каковы особенности весны в нашей местности и почему это происходит? (Суждения учеников)
Международный день Детской книги (2 апреля). Сценарий для младших школьников
Праздник весны. Сценарий для начальной школы
Сценарий весенней сказки для 2 класса
Весенний праздник в начальной школе. Сценарий
Фольклорный праздник в начальной школе. В гостях у Петрушки. Сценарий
Мария Александровна Селькова # 3 февраля 2015 в 23:30 0 | ||
|
Наталья Александровна Попова # 15 февраля 2015 в 14:06 0 | ||
|
Лариса Нестеровна Марченко # 1 марта 2015 в 15:43 0 |
Алиса Максимовна Рахматуллина # 9 марта 2015 в 10:04 0 | ||
|
Светлана Викторовна Мокрая # 14 апреля 2015 в 17:12 0 | ||
|