Цели: обобщить знания учащихся о весенних изменениях в природе; рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения; углубить и расширить знания учащихся о некоторых видах растений и животных; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; развивать внимание, любознательность, речь.
Оборудование: рисунки, фотографии растений и животных весной, запись пьесы «Времена года» П. И. Чайковского, рисунок «Ждут спасения», жетоны для викторины.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего занятия.
Старый тополь у крылечка.
Ищет грач свое местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод.
Муравьи, едва подсохло,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоких.
Починяют купола. (Весна.)
А. Екимцев
Учитель. Ребята, сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.
1-й ученик.
Золотое солнце вышло,
Бродит по горам.
Галки подняли на крыше
Страшный тарарам.
Снег скользит по горным склонам,
Глыбой едет вниз.
Две сосульки с нежным звоном
С крыши сорвались.
Две синички что-то спели,
Воробьи галдят.
Мелодичный звон капели
Наполняет сад.
Стало в мире больше света,
Света и тепла.
Что случилось? Может, это
К нам весна пришла?
У. Раджаб
2-й ученик.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
III. Приметы весны.
- Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
2. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел... (Апрель.)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
- Какие приметы весны названы в этих загадках?
Звучит запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. В класс входят весенние братья-месяцы.
Март. 21 марта - день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток - ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год - к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода - и капает, капает... Натекают лужи - и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.
Апрель. Апрель - это уже настоящий весенний месяц.
Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.
Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся или с таким азартом купаются в лужах, что кругом только брызги летят.
По карнизам домов, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.
А как приятно в погожий весенний денек побывать за городом! В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Со всех сторон несутся они к реке и скрываются подо льдом. Лед посинел, надулся, весь потрескался - вот-вот тронется, поплывет вниз по реке.
А вот в небольшой заводи, где лед отошел от берега и разлилась вода, плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц - верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.
Прошло еще несколько теплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зеленая травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-мачехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках».
В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли - кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка.
Май. Май - месяц цветения земли. Хорошо в эту весеннюю пору в лесу! Только недавно сошел снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто-желтый чистяк.
В воздухе тоже чувствуется весна — пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, сморчками. А то вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они уже где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки.
Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов - лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.
Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая черемуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы.
Повсюду: в лесу, на лугу и в поле - с зари до зари распевают птицы. Днем в рощах и в лесу стоит такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поет.
Дни яркие, солнечные, один краше другого.
Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжелая грозовая туча. Все кругом помрачнело. Притих многоголосый птичий хор. По верхушкам деревьев пробежал тревожный ветерок. Тяжело упала на землю первая дождевая капля, за ней другая, третья. И вдруг огненной трещиной на миг раскололось свинцовое небо. Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул теплый грозовой дождь.
Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху теплый парок.
Игра «Весенние братья-месяцы»
Учитель. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весенних месяцах. (За каждый ответ учащиеся получают жетон в виде букетика цветов.)
Пословицы и поговорки о весенних месяцах
• В марте день с ночью меряется, равняется.
• И в марте мороз на нос садится.
• Март - березень, протальник, капельник.
• Март - ветронос, водотек.
• Март - грачевник, грачей пригнал.
• Март - зимобор, с зимой борется.
• Март не весна, а предвесенье.
• Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
• Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.
• Апрель-батюшка в поле зовет.
• Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
• Апрель - месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
• Апрельский скворец - весны гонец.
• Апрельский цветок ломает снежок.
• В апреле хоть семь раз дождь иди, а все платье сухо.
• Мокрый апрель - хорошая пашня.
• В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
• Дождь в мае хлеба подымает.
• Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
• Май - пора сева.
• Май - под каждым кустиком рай.
• Майская травка и голодного кормит.
Учитель подводит итоги игры «Весенние братья-месяцы».
IV. Экологическая сказка «Весна».
Учитель читает сказку и демонстрирует фотографии природы весной.
ВЕСНА
Приступила к работе Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветки калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна- Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнездышки.
По Г. Скребицкому
- О каких признаках весны рассказывает сказка?
- Как ведут себя насекомые?
- Как ведут себя птицы?
Учитель. Одна из примет весны - вскрытие рек, половодье. Чем это грозит животным? Как человек может помочь животным? (Животные собираются на не затопленных островках.)
Рассмотрите рисунок «Ищут спасения». Как человек может помочь животным в половодье?
Составьте рассказ по рисунку о спасении зайцев.
- Послушайте стихотворение. Какую помощь люди должны оказывать весной птицам? (Строить скворечники.)
* * *
День весенний, веселый,
Светит солнце с утра.
Побежала из школы
По домам детвора.
Притащили дощечки
И пилу с молотком,
На просохшем крылечке
Строят маленький дом.
Домик с круглым оконцем,
Возле дома порог,
Чтобы, греясь на солнце,
Петь бы скворушка мог.
Домик с крышей тесовой –
Гордость наших ребят...
Но скворечня готова,
А скворцы не летят.
Вышел дедушка древний,
Сел курить на бревно:
- А в соседней деревне
Прилетели давно!
Слышен шелест под крышей,
Птичий радостный гам...
- Тише, дедушка!.. Тише!..
Это, кажется, к нам!
3. Александрова
* * *
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
И я, ребята, в этом грешен:
У всех соседей на виду
Уже строительство скворечен
В моем развернуто саду.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать!
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их,
Г. Гарнакарьян
- Почему надо строить скворечники?
- Какую роль выполняют птицы в природе?
V. Викторина.
1. Конкурс «Растения весной».
1. Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты смолой. Ее сразу почувствуешь на пальцах - листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)
2. Какого цвета молодые листья дуба? (Молодые побеги бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелеными.)
3. Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)
4. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)
5. Как выглядят цветы у сосны? (Роль цветков у сосны выполняют шишечки. Маленькие, красные, они появляются во второй половине мая.)
6. В какое время года бывает хвоепад у ели? (Хвоепад у ели бывает ранней весной.)
7. Орехи какого дерева самые мелкие в мире? (Ольхи. Двести орешков весят всего один грамм.)
8. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)
9. Какое дерево поит дятла? (Береза. Весной, когда по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок, дятел пробивает в стволе дырочку и пьет его.)
10. Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока засохнет, погибнет.)
11. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
12. Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелек, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Воздух, который собирается между волосками, насыщается влагой. Вот этот пушок и помогает растению спастись от заморозка. )
13. Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуницу. Сначала у нее все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску.)
14. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха - листья появляются после цветения.)
2. Конкурс «Животные весной».
1. Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.)
2. Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
3. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб. )
4. Кто спит в полете? (В полете спит стриж, который проводит в воздухе большую часть своей жизни.)
5. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень. Кормятся поползни насекомыми, которых достают тонким клювиком из-под коры дерева. Поползни — очень полезные птицы.)
6. Почему сова летает бесшумно? (Бесшумность полета позволяет сове приблизиться к жертве. Мягкость контурного оперения сов обусловлена именно этой особенностью. Далее крупные перья - маховые и рулевые - оказываются у сов сравнительно мягкими.)
7. У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Издавая звуки, аисты громко щелкают, ударяя верхней половинкой клюва о нижнюю. Иногда аист может шипеть. )
8. Трудно ли аисту стоять на одной ноге? (Нет. Птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающий сустав, который срабатывает, как только птица встает на одну ногу.)
9. Какая птица с наступлением весны бормочет: «Куплю балахон, продам шубу»? (Это тетерев-косач. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период гнездования.)
10. Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги. Они возвращаются к нам с зимовки с 20 по 30 мая. Чуть раньше прилетают соловьи и стрижи - с 10 по 20 мая.)
3. Конкурс «Приметы весны».
1. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага лежит снег. Солнце в полдень находится на юге и поэтому хорошо освещает северный склон оврага, на нем снег тает быстрее.)
2. В какую сторону тающий снег указывает своими «шипами»? (Во время таяния снега образуются «шипы» - выступы, острием направленные к югу.)
3. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
4. Где раньше снег тает: в лесу или в городе? Почему? (Снег тает раньше в городе, потому что там он грязный.)
5. Что такое припай? (Припай - лед, примерзший к берегу и ко дну на мелководье.)
6. Какого числа день равен ночи? (21 марта день по времени равен ночи. Этот день называется днем весеннего равноденствия.)
7. Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже - в конце апреля.)
8. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Туманы бывают во все времена года.)
9. Где чаще всего образуются туманы? (Обычно туманы стелются над рекой, в низине, где много воды.)
10. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
4. Конкурс чтецов «Весна - чудесная пора!».
* * *
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
И. Бунин
* * *
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы.
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы.
Эти мошки, эти пчелы.
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.
А. Фет
* * *
Март у матери-зимы шубу снял,
И проталинками он засиял,
И капелью заплясал в тишине.
Петушок нам прокричал о весне.
И в свете дней, во тьме ночей
Вдруг пашня задышала.
На оперение грачей
Похожей пашня стала.
Гляжу, ликуя, в синеву
И в гости к нам грачей зову.
М. Сухорукова
* * *
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
(Е. Баратынский)
ВЕСНА
Как деревья встретили весну?
Зацепилось солнце за сосну,
Уронило в снег лучей охапку,
Проходил медведь, сложил их в шапку,
Рыжий мех у шапки был худой,
Снег под ней растаял, стал водой,
Той воды березка напилась,
С перелетным ветром обнялась,
Ни покоя ей теперь, ни сна...
Так и началась в лесу весна.
С. Островой
ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ
(отрывки)
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено.
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые.
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком.
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядам новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему... .
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Н. Некрасов
5. Конкурс «Весна и устное народное творчество».
- Ребята, вспомните пословицы и поговорки со словом «весна».
• Весенний лед толст, да прост.
• Весна-весница - подснежников царица.
• Вода с гор притекла - весну принесла.
• Грач на горе - весна на дворе.
• Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Учитель подводит итоги викторины.
VI. Итоги занятия.
- Какие изменения происходят весной в неживой и живой природе?
- Какое настроение дарит нам весна?
- Какую помощь ждут от нас птицы, звери, растения?
Сегодня вы услышали много стихов, пословиц, поговорок, интересных сведений о природе и животных весной. Надеюсь, что вам было интересно и у вас осталось желание подготовиться таким же образом к урокам по теме «Лето в природе».
Автор: Н. В. Лободина
Рассказы о весне Пришвина, 1 класс
Валерия Сергеевна Боденова # 30 июня 2020 в 15:00 +1 |