Цели: развивать творческие и интеллектуальные способности детей; углубить знания учащихся об обрядовой поэзии русского народа.
Оборудование: класс оформляется в форме деревенской избы: рушники, вышитые в русском стиле, развешаны на доске, стенах; стол покрыт скатертью, также вышитой в русском стиле; горят свечи; самовар с пряниками, сушками на столе; прялка в углу; часы с кукушкой; елка; в углу образок.
I. Вступительная часть.
Чтец.
Наступили Святок радостные дни,
И зажглись на елках яркие огни.
После плясок, песен и колядок
Наведем мы в будущем порядок.
Погадаем, ведь без этого нельзя.
Мы узнаем многое, друзья.
II. Инсценировка с элементами театрализации.
1-й ведущий. Святая торжественная ночь тихо опустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. За неделю до Рождества открывались двухнедельные новогодние празднества - Святки.
Первая неделя святок называлась святые вечера, а вторая - страшные вечера.
Большинство гаданий совершалось на второй неделе Святок, с 13 по 19 января. Народ занимался гаданием, колядованием, пением подблюдных песен, многие одевались в маскарадные костюмы. Таких людей называли ряжеными.
2-й ведущий. Гадали, каким будет новый год, каким будет урожай, конечно же, выйдет ли замуж девушка, как сложится ее судьба, каким будет муж.
Чтец.
Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,
Через край не лейся,
Свой рисунок покажи,
О грядущем скажи.
2-й ведущий. На ночь миску с водой выносили на холод, а утром смотрели, как замерзла вода.
Чтец.
Лед в гору пойдет -
Значит, будет добрый год.
Лед застынет ровнёшенько -
Будет жизнь прямёшенька.
Лед вымерзнет лункой –
Год будет трудный.
Выходит девочка в русском народном костюме, снимает с левой ноги башмачок и кидает в сторону, над головой.
Девочка.
Укажи, башмачок, сторонку,
Где придется вековать,
Мне потом на ту дорожку,
Где мне милого встречать.
3-й ведущий. Гадали о суженой и парни.
Выходит к столу парень с завязанными глазами, правой рукой берет со стола любой предмет (зеркало, нож, хлеб, соль). Взяв предмет, парень развязывает глаза, качает головой и уходит.
3-й ведущий. Что юноша возьмет со стола, тот предмет на невесту и укажет: нож - скандальная невеста, хлеб - богатая, соль - вредная, зеркало - модница.
Выходит девушка в русском народном костюме, ставит зеркало на стол, зажигает свечи и говорит:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Вот красавица одна
К зеркалу садится;
С тайной радостью она
В зеркало глядится.
В темном зеркале, кругом
Мертвое молчанье;
Свечка с трепетным огнём,
Чуть ясней сиянье...
Я гадаю в тишине:
Суженый-ряженый, приди ко мне.
4-й ведущий. Минут за пять до появления изображения зеркало начинало тускнеть, и девушка протирала его полотенцем. Рассмотрев появившееся изображение, говорила: «Чур с его места!» Такое гадание требовало большой выдержки и смелости.
Звучит русская народная песня. Девушка в русском костюме выходит к столу.
1-я девушка. Девушки-красавушки, пошлите-ка гадать, судьбу узнавать.
Выходят девушки в русских костюмах и рассаживаются вокруг стола, каждая в блюдо бросает какую-нибудь свою вещицу: кольцо, сережку...
1-я девушка (берет блюдо, покрытое полотенцем, трясет его).
Уж вы, кумушки,
Подруженьки мои,
Пособите думу думати,
Помогите мне отгадывати,
Отгадываете - не сказываете!
Долог век хлебу да соли,
Барышне нашей того боле.
Кому спели - тому слава!
Кому вынется - не минуется,
Не минуется - скоро сбудется.
Девушка выбирает одну вещицу, спрашивает, чья она, отдает ее подружке, приговаривая: «К долгой жизни. Долго и счастливо жить будешь».
2-я девушка (берет блюдо).
Ползет ежик по завалинке,
Тащит злату казну на мочалинке.
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.
Чья вещичка?
Любая из девушек отвечает: «Моя!».
Эта песнь к богатому жениху. У нашей... (Аринушки) жених будет богатый да славный.
3-я девушка (берет блюдо).
Стоят санки у хатки,
Хотят санки уехати,
Уехати в путь-дороженьку.
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.
Выбирает следующую вещь.
К дальнему путешествию, к долгой дороге эта песнь: собираться тебе, девушка, в путь-дороженьку.
4-я девушка (берет блюдо).
Сера мышь пищит, сто рублей тащит.
Сто рублей, да еще с полтиною.
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.
Выбирает следующую вещь.
К богатству же песня. Быть нашей... (Алёнушке) богатой да знатной.
5-я девушка (берет блюдо).
Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец,
Из остатков - золотой перстень.
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.
Выбирает следующую вещь.
А эта вещь к замужеству.
6-я девушка (берет блюдо).
Долго нитку вяжу,
На завалинке сижу.
Еще посижу, еще повяжу.
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется - не минуется.
Выбирает следующую вещь.
Чье это ... осталось одно-одинешенько?
Эта песнь к девичеству, сидеть нашей... (Дарьюшке) в девках еще целый год. Но не расстраивайся: год скоро пролетит.
Девушки (хором).
Снежок сеем-посеваем,
С Новым годом поздравляем!
III. Заключение.
1-й ведущий. Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями.
Можно завершить праздник чаепитием.
Классный час «Рождество - праздник семейный», 6 класс
Классный час на тему «Крещение» в начальной школе
Мероприятие «Святочные посиделки» для учащихся 8 класса. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!