Мероприятие «Святочные посиделки» для учащихся 8 класса. Сценарий

Внеклассное занятие по народному творчеству «Зимний девичник» в форме музыкально-театрализованной гостиной, 8 класс

Возраст: восьмой класс.

Цели: возрождение утерянных традиций русского народного творчества, воспитание патриотизма, нравственности, эстетического вкуса.

Предварительная подготовка:

Разучивание рождественских песен, колядок, подблюдных гаданий, разучивание театрализованных сцен как групповых, так и индивидуальных.

Предварительное знакомство участников занятия с русской народной календарной обрядной поэзией, в частности с зимним рождественским обрядом.

Оборудование: класс, стилизованный под русскую избу (элементы домашней утвари, стол, скамьи, прялка), угощения, подарки для колядовщиков, костюмы козы, Петрушки, зверей..., блюдо с пшеницей, кольца для гадания (по числу присутствующих девушек, и проигрыватель, пластинка с произведением М. И. Глинки "Камаринская".

Действующие лица:

Девушка.

1-й колядующий.

2-й колядующий.

3-й колядующий.

4-й колядующий.

Хозяин.

Хозяюшка.

Коза.

Ведущая гадание.

Ряженые.

Гадающие.

Сценарий гостиной

1) В избе сидит девушка, заплетает косу и поет песню:

За рекой огонь горит,

У окна девка сидит.

Коляда, маляда.

Русу косу плетет,

Приговаривает.

Коляда, маляда

Ты расти, расти коса,

Коса шелковая.

Коляда, маляда.

2) За окном раздаются веселье, смех, перестуки на шумовых музыкальных инструментах (на трещотках, бубнах, ложках...).

Появляются в избе хозяева, начинается приготовление к встрече колядующих. Ставятся на стол пироги, кушанья.

Входят колядующие (один переодет в козу) и кричат, разбрасывая зерно:

1-й колядующий.

Проходила коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали святую коляду.

Мы нашли коляду во Ивановом двору.

2-й колядующий (осматриваясь вокруг).

У хозяева двор осушен, умощен, чисто выметен.

Ворота красны, вереи пестры,

Они точеные, золоченые.

 

3) Все колядующие поют песню:

Овсень, овсень. Я ходил, походил.

Овсень, овсень. Я по всей стороне.

Овсень, овсень. Я искал-то, искал.

Овсень, овсень. Я Иванов-то двор

Тыном он горожен

Да железным плетнем.

Посреди его двора

Вырастала трава.

Трава шелковая, полушелковая.

 

4) Все колядующие по очереди:

1. Ой, коляда, коляда, посконная борода.

2. Открывай ворота, выноси пирога.

3. Кто подаст лепешки - золоты окошки.

4. Кто подаст каши - золотые чаши.

5. Уж ты, матушка, подай. Ты, Варварушка, подай.

6. Подавай, не ломай, неси целый каравай.

5) Колядовщикам раздают угощения.

Колядующие все вместе:

Зароди, Боже, жито-пшеницу, всякую пашеницу.

В доме - добра, в поле - зерна.

3-й колядующий.

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужиниста.

4-й колядующий.

Ему с колосу осьмина.

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог!

Все колядующие:

А вы, люди, знайте: Богу свечку ставьте,

А нам грошик дайте.

Спасибо, хозяин с хозяйкой.

Хозяин. Мы рады овсеню, гостю жданному.

Хозяйка.

Новый год пришел, старый год унес.

Ходи, народ, солнышко встречать, мороз провожать.

1-й колядующий. Мы не сами идем, мы козу ведем.

2-й колядующий. Где коза ходит, там жито родит.

3-й колядующий. Где коза ногою, там жито копною.

4-й колядующий. Где коза рогом, там жито стогом.

6) Коза загадывает всем загадки (выйдя на середину избы):

1. Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

2. В воздухе летает, на земле лежит, на дереве висит. (Снег)

3. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга)

Коза кланяется, берет подарки и уходит.

7) Выходят в круг все девушки и, пританцовывая, поют песню:

Я латки латала, хомуты рвала,

Я мужа ругала, поругивала.

Продай, муж, кобылу с коровушкою,

Купи шелку юбку с душегрейкою.

Я юбку одену, к обедне пойду,

К обедне пойду, почванюся.

А люди-то скажут: "Чья-то такова?

Чья-то такова? - Кумова жена ".

Обедня отходит, сам кривец идет,

Саночки везет, хомутик несет.

Вот тебе, жена, хомут да дуга.

Хомут да дуга, впрягайся сама.

Я на горку еду - похлыстываю.

Я под горку еду - посвистываю.

Не так мне обидно, что я воз везу,

А то мне обидно, что кривой на возу.

8) По окончании шуточной песни к девушкам присоединяются юноши и ряженые, образуя хоровод для общей пляски.

Пляска под музыку М. И. Глинки "Камаринская".

9) Юноши и ряженые, уставшие от пляски, удаляются из избы. Девушки уносят со стола кушанья. На середину стола ставят блюдо с пшеном, в которое по очереди кладут свои колечки. Ведущая перемешивает содержимое блюда и, усаживая, всех по местам, заводит "подблюдную" песню - прославление хлеба.

Хлебу да соли долог век, слава!

Государю нашему доле того, слава!

Государь наш не стареется, слава!

Его добрые кони не ездятся, слава!

Его цветное платье не носится, слава!

Его верные слуги не стареются, слава!

Все гадающие девушки поют на благополучие в доме:

Мышь по горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

На эти слова ведущая достает из блюда с горсть пшеницы. Если в эту горсть попадает чье-то кольцо, тому следующий год сулит быть благополучным, достаточным.

Стоят на поле одонья ржи,

Одонья ржи зерна полны,

Хлеба в закрома пошли.

Вытянутое кольцо под эти слова обещает хозяйке урожайный год.

Села ворона на матушку,

Каркала ворона во всю голову,

В тому дому

Не быть добру.

Обладатель кольца, вытянутого на эту песню, откровенно печалится, так как она говорит о несчастье.

Сей, мать, мучицу, пеки пироги,

К тебе будут гости, ко мне женихи.

Кольцо, выпавшее на эти слова, несет хозяйке радостную весть о скором сватовстве.

10) По окончании гадания девушки расцеловываются и под хвалебную песнь - прославление хлеба выходят из избы.

11) В заключение педагог обращается к зрителям.

— Итак, сегодня мы познакомили вас с самым значительным, ярким, загадочным обрядом русского народа - праздником рождества Христова, который открывал новогоднюю обрядность.

Этот праздник давал начало круглогодичному циклу народной обрядовой поэзии.

Новогодние обряды первоначально имели характер магических действий, определяющих судьбы крестьянского хозяйства в продолжение года. Именно поэтому деревенское население в период нового года собиралось на посиделки (вечерки, игрища), чтобы не только петь, танцевать, играть, но и гадать.

Продемонстрированные сегодня подблюдные песни входили в круг гаданий и свое название получили от типа - гадание с помощью блюда или глубокой чашки.

Ни одно рождество не обходилось без колядования. Термин "коляда" так же, как и само название обряда "колядование", по своему происхождению связан с годовым счетом времени - календарем. Пением коляды и обрядом колядования начинали календарь, понимаемый как годовое времяисчисление. В колядках, как было показано, прославляют семью, желают ей богатства и счастья, а также требуют награды - подаяния.

Новогодний обряд вносил в быт русского народа надежду на лучшее, счастливое будущее, богатство и достаток, а также скрашивал тяжелые трудовые будни простого русского человека.

Надеюсь, вам понравилось наше представление, и вы захотите больше узнать о традициях русского народа и их фольклоре.

Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Святки. Русские народные традиции», 5-7 класс

Классный час «Рождество - праздник семейный», 6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!