Цели: познакомить учащихся с разнообразием поэтического мира, с произведениями Е. Пермяка, В. Разумневича и других авторов; вспомнить загадки и пословицы; передать красоту окружающего мира через музыку и живопись.
Оформление: в зале выставлены рисунки детей на тему «Зима», картины художников (А. А. Пластов «Первый снег», К. Ф. Юон, А. И. Куинджи «Пятна лунного света», И. Шишкин и др.).
Вывеска «Здравствуй, гостья-зима!». Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
1-й ведущий.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. С. Никитин. Встреча зимы
Зима всегда приходит к нам в свое время, но как-то неожиданно, и вызывает наше удивление и восхищение.
Учащиеся читают стихи (можно по ролям).
Когда наступит зима?
- Когда к нам, дедушка,
Зима придет?
Я так хочу
На санках прокатиться...
Я с горки нашей
Полечу, как птица!
Пусть только снег
На землю упадет.
И отвечал неторопливо дед:
- Вначале,
Внучек мой,
Приходит осень.
Потом,
Когда листву
Деревья сбросят,
Когда с утра
Задержится рассвет, -
Вернется
С горных пастбищ
Твой отец.
Пригонит он
Колхозные отары,
И я надену полушубок старый –
Тогда зима
Наступит наконец.
В. Вайцеховский
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама! Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
А. А. Фет
2-й ведущий. Зима - это удовольствие, но и большая работа. Утром вы идете в школу, а идти трудно: выпал снег, глубокий снег.
Учащиеся читают стихотворения.
Ветерок сдувал с тропинок
Рой бесчисленных снежинок
И всю ночь за ними бегал.
Огляделся - рассвело.
А за ним барханы снега
Наступили на село.
В. Нестеренко. Ветерок
Принимаемся за дело
Дети встали на рассвете,
Удивленно смотрят дети...
Ни дороги, ни тропинки –
Все засыпали снежинки.
Что же делать нам, ребята?
Стой! Смотри - в углу лопата!
Там одна, а там вторая...
Ни минуты не теряя,
Дружно, весело, умело
Принимаемся за дело!
Снег налево, снег направо:
И работа, и забава!
Потрудились мы немножко –
И расчищена дорожка!
Заславский
1-й ведущий. У зимы свой характер, свой норов. Она бывает спокойной, умиротворенной, задумчивой.
Учащиеся читают стихотворение «Пороша» С. Есенина или «Зимнее утро» А. Пушкина.
2-й ведущий. Бывают дни, когда природа злится, бушует, нервничает, хочет показать свою силу, превосходство над человеком.
Учащиеся читают стихотворение «Буря мглою небо кроет...» А. Пушкина или «Разгулялась вьюга» С. Есенина.
1-й ведущий. Чем вы, ребята, занимаетесь зимой?
Дети отвечают, в подтверждение читают стихи.
На катке
Я впервые на льду –
Ничего, научусь!
Поскользнусь, упаду,
Кувырком покачусь...
Л. Яковлев
Лыжи
Скользили лыжи вразнобой –
Вперед одна, назад другая.
Смеялись лыжи надо мной,
Носы упрямо задирая.
Но я еще упрямей был –
Я их кататься научил!
Добрый дед
Стало тихо-тихо.
Приутих буран.
Снег лежит на крышах,
Будто бы айран.
До чего я зиму
Белую люблю
И на горке деда
Снежного слеплю.
Будет украшать он
Улицу зимой,
А весною землю
Напоит собой.
И однажды утром
От его воды
Расцветут повсюду
Белые сады.
2-й ведущий. А как чувствуют себя животные и птицы зимой? Очень многое зависит от вашего отношения к ним.
Жалейте птиц,
Они не оскорбятся жалостью,
Поймите птиц,
Пожалуйста.
Как жить без червяка и мошки?
Бросайте птицам крошки.
Помочь певцам,
Покуда вьюги не растаяли!
Ведь птицы гибнут стаями.
У кормушки
Воробьишко загрустил
У пустой кормушки.
В хвостик крылья запустил:
Холод - не игрушка...
Я его развеселю,
Если кашей накормлю,
А от теплой каши
И мороз не страшен.
П. Кожевников
Зимой уснули до поры
Низины и пригорки.
Спит бурундук,
Молчат бобры,
Покой в барсучьей норке.
Едва ручей под снегом жив.
А здесь, в берлоге, сухо –
Спит медвежонок, положив
Осенний лист под ухо.
Где рос бурьян - буран кружит
Над полем и дорогой
И белой лапою шуршит
Над белою берлогой.
М. Яснов
1-й ведущий. Сейчас двенадцатый месяц года. Значит, уже пришел декабрь. И скоро наступит самый волшебный день этого месяца - 31 декабря. У всего есть начало: у дороги - тропинка, у речки - родничок. Г од начинается с веселого праздника, который очень любят дети всей планеты.
Дети исполняют песню о Новом годе.
Под Новый год мы думаем о будущем, загадываем разные желания. Какие они, эти желания? Кто-то мечтает о новой игрушке-кукле или велосипеде, книжке или красках. Ребята постарше - о делах посерьезнее.
Ставится сценка по рассказу В. Разумневича «Тайное желание».
2-й ведущий.
Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Трое братьев топят печки.
Трое пашут возле речки.
Трое братьев дружно косят.
Трое - в дом грибы приносят.
Что за братья? Угадай!
Сколько братьев? Сосчитай!
А как их зовут?
1-й ведущий. И только окончится один месяц, сразу начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто бы в горной стране Богемии была девочка, которая видела 12 месяцев сразу. Как это случилось? А вот как... (Возможна демонстрация диафильма или мультфильма либо сценка драмкружка.)
2-й ведущий. А сейчас вы познакомитесь со сказочной героиней, без которой не бывает ни одного зимнего праздника. Отгадайте загадки, впишите в клеточки первые буквы отгаданных слов, и вы узнаете имя сказочной героини. Она ждет.
(Нарисовать на плакате /С/Н/Е/Г/У/Р/О/Ч/К/А/.)
Загадки:
Есть на дереве дворец,
Во дворце живет... (скворец).
Распилю я доску ловко,
А поможет мне... (ножовка).
Возле речки и болот
Поселяется... (енот).
У хлебной булки
Есть верхушка,
И мы зовем ее... (горбушка).
Могут в речке
Плавать сутки
Непоседливые... (утки).
За добро скажи спасибо,
Не молчи, ведь ты не... (рыба).
Небо - синяя река,
Островки в ней... (облака).
На руке не для красы
Носит папа мой... (часы).
Будет щедрый урожай,
Будет вкусный... (каравай).
Поле - мой огромный дом,
Я-колхозный... (агроном).
1-й ведущий. А вот и Снегурочка. Она загадает загадки о зиме.
Снегурочка.
Белые шапки
Надели дома,
Холодно им –
Наступила... (зима).
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Не береза, не сосна
Встала около окна,
На одной зеленой ветке –
Апельсины и конфетки. (Елка.)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежки.)
Зимой на ветке яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири).
На белой бумаге –
Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые и точки. (Лыжи и палки.)
А сколько интересных пословиц сложено о зиме! Давайте с вами их вспомним:
• Береги нос в большой мороз.
• В зимний холод всякий молод.
• Зима без снега - лето без хлеба.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Два друга - мороз да вьюга.
• Как ни мойся, белее снега не будешь.
• Зима лето пугает, да все равно тает.
• Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
• Новый год - к весне поворот.
Снегурочка. Зима часто ставит сложные задачи перед людьми, неправильно решив которые, человек может попасть в трудные ситуации. Сейчас я поставлю перед вами несколько задач. (Большие рисунки двух типов домов на ватмане.) Почему такие разные крыши у домов?
Другая задача вытекает из рассказа Е. Пермяка «Колобок». (Мама и мы: журн. - 1988. — №1.)
События разворачиваются в пургу в сибирской степи, где чуть было не заблудились ребята. Им оставалось только одно. Что именно? После правильного ответа еще один вопрос: какие птицы ночуют зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
2-й ведущий. Очень многие художники-пейзажисты рисовали зимние пейзажи. Они изображали зиму, как и поэты и писатели, разной. (Показать несколько картин с комментарием.)
По деревьям серебристая
Перекинулась фата -
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима...
Г. Галина
Демонстрация картины Васнецова «Иней».
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
Демонстрация картины К. Ф. Юона «Русская зима».
1-й ведущий. У нас тоже есть свои художники в школе. Они нарисовали эпизоды на зимнюю тему. Вы их уже посмотрели. Мы выбрали лучшие.
Награждение ребят.
Утренник заканчивается музыкой.
День Домового. Сценарий мероприятия для детей начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!