Цели: познакомить учащихся с разнообразием поэтического мира, с произведениями Е. Пермяка, В. Разумневича и других авторов; вспомнить загадки и пословицы; передать красоту окружающего мира через музыку и живопись.
Оформление: в зале выставлены рисунки детей на тему «Зима», картины художников (А. А. Пластов «Первый снег», К. Ф. Юон, А. И. Куинджи «Пятна лунного света», И. Шишкин и др.).
Вывеска «Здравствуй, гостья-зима!». Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
1-й ведущий.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. С. Никитин. Встреча зимы
Зима всегда приходит к нам в свое время, но как-то неожиданно, и вызывает наше удивление и восхищение.
Учащиеся читают стихи (можно по ролям).
Когда наступит зима?
- Когда к нам, дедушка,
Зима придет?
Я так хочу
На санках прокатиться...
Я с горки нашей
Полечу, как птица!
Пусть только снег
На землю упадет.
И отвечал неторопливо дед:
- Вначале,
Внучек мой,
Приходит осень.
Потом,
Когда листву
Деревья сбросят,
Когда с утра
Задержится рассвет, -
Вернется
С горных пастбищ
Твой отец.
Пригонит он
Колхозные отары,
И я надену полушубок старый –
Тогда зима
Наступит наконец.
В. Вайцеховский
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама! Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
А. А. Фет
2-й ведущий. Зима - это удовольствие, но и большая работа. Утром вы идете в школу, а идти трудно: выпал снег, глубокий снег.
Учащиеся читают стихотворения.
Ветерок сдувал с тропинок
Рой бесчисленных снежинок
И всю ночь за ними бегал.
Огляделся - рассвело.
А за ним барханы снега
Наступили на село.
В. Нестеренко. Ветерок
Принимаемся за дело
Дети встали на рассвете,
Удивленно смотрят дети...
Ни дороги, ни тропинки –
Все засыпали снежинки.
Что же делать нам, ребята?
Стой! Смотри - в углу лопата!
Там одна, а там вторая...
Ни минуты не теряя,
Дружно, весело, умело
Принимаемся за дело!
Снег налево, снег направо:
И работа, и забава!
Потрудились мы немножко –
И расчищена дорожка!
Заславский
1-й ведущий. У зимы свой характер, свой норов. Она бывает спокойной, умиротворенной, задумчивой.
Учащиеся читают стихотворение «Пороша» С. Есенина или «Зимнее утро» А. Пушкина.
2-й ведущий. Бывают дни, когда природа злится, бушует, нервничает, хочет показать свою силу, превосходство над человеком.
Учащиеся читают стихотворение «Буря мглою небо кроет...» А. Пушкина или «Разгулялась вьюга» С. Есенина.
1-й ведущий. Чем вы, ребята, занимаетесь зимой?
Дети отвечают, в подтверждение читают стихи.
На катке
Я впервые на льду –
Ничего, научусь!
Поскользнусь, упаду,
Кувырком покачусь...
Л. Яковлев
Лыжи
Скользили лыжи вразнобой –
Вперед одна, назад другая.
Смеялись лыжи надо мной,
Носы упрямо задирая.
Но я еще упрямей был –
Я их кататься научил!
Добрый дед
Стало тихо-тихо.
Приутих буран.
Снег лежит на крышах,
Будто бы айран.
До чего я зиму
Белую люблю
И на горке деда
Снежного слеплю.
Будет украшать он
Улицу зимой,
А весною землю
Напоит собой.
И однажды утром
От его воды
Расцветут повсюду
Белые сады.
2-й ведущий. А как чувствуют себя животные и птицы зимой? Очень многое зависит от вашего отношения к ним.
Жалейте птиц,
Они не оскорбятся жалостью,
Поймите птиц,
Пожалуйста.
Как жить без червяка и мошки?
Бросайте птицам крошки.
Помочь певцам,
Покуда вьюги не растаяли!
Ведь птицы гибнут стаями.
У кормушки
Воробьишко загрустил
У пустой кормушки.
В хвостик крылья запустил:
Холод - не игрушка...
Я его развеселю,
Если кашей накормлю,
А от теплой каши
И мороз не страшен.
П. Кожевников
Зимой уснули до поры
Низины и пригорки.
Спит бурундук,
Молчат бобры,
Покой в барсучьей норке.
Едва ручей под снегом жив.
А здесь, в берлоге, сухо –
Спит медвежонок, положив
Осенний лист под ухо.
Где рос бурьян - буран кружит
Над полем и дорогой
И белой лапою шуршит
Над белою берлогой.
М. Яснов
1-й ведущий. Сейчас двенадцатый месяц года. Значит, уже пришел декабрь. И скоро наступит самый волшебный день этого месяца - 31 декабря. У всего есть начало: у дороги - тропинка, у речки - родничок. Г од начинается с веселого праздника, который очень любят дети всей планеты.
Дети исполняют песню о Новом годе.
Под Новый год мы думаем о будущем, загадываем разные желания. Какие они, эти желания? Кто-то мечтает о новой игрушке-кукле или велосипеде, книжке или красках. Ребята постарше - о делах посерьезнее.
Ставится сценка по рассказу В. Разумневича «Тайное желание».
2-й ведущий.
Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Трое братьев топят печки.
Трое пашут возле речки.
Трое братьев дружно косят.
Трое - в дом грибы приносят.
Что за братья? Угадай!
Сколько братьев? Сосчитай!
А как их зовут?
1-й ведущий. И только окончится один месяц, сразу начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто бы в горной стране Богемии была девочка, которая видела 12 месяцев сразу. Как это случилось? А вот как... (Возможна демонстрация диафильма или мультфильма либо сценка драмкружка.)
2-й ведущий. А сейчас вы познакомитесь со сказочной героиней, без которой не бывает ни одного зимнего праздника. Отгадайте загадки, впишите в клеточки первые буквы отгаданных слов, и вы узнаете имя сказочной героини. Она ждет.
(Нарисовать на плакате /С/Н/Е/Г/У/Р/О/Ч/К/А/.)
Загадки:
Есть на дереве дворец,
Во дворце живет... (скворец).
Распилю я доску ловко,
А поможет мне... (ножовка).
Возле речки и болот
Поселяется... (енот).
У хлебной булки
Есть верхушка,
И мы зовем ее... (горбушка).
Могут в речке
Плавать сутки
Непоседливые... (утки).
За добро скажи спасибо,
Не молчи, ведь ты не... (рыба).
Небо - синяя река,
Островки в ней... (облака).
На руке не для красы
Носит папа мой... (часы).
Будет щедрый урожай,
Будет вкусный... (каравай).
Поле - мой огромный дом,
Я-колхозный... (агроном).
1-й ведущий. А вот и Снегурочка. Она загадает загадки о зиме.
Снегурочка.
Белые шапки
Надели дома,
Холодно им –
Наступила... (зима).
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Не береза, не сосна
Встала около окна,
На одной зеленой ветке –
Апельсины и конфетки. (Елка.)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежки.)
Зимой на ветке яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (снегири).
На белой бумаге –
Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые и точки. (Лыжи и палки.)
А сколько интересных пословиц сложено о зиме! Давайте с вами их вспомним:
• Береги нос в большой мороз.
• В зимний холод всякий молод.
• Зима без снега - лето без хлеба.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Два друга - мороз да вьюга.
• Как ни мойся, белее снега не будешь.
• Зима лето пугает, да все равно тает.
• Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
• Новый год - к весне поворот.
Снегурочка. Зима часто ставит сложные задачи перед людьми, неправильно решив которые, человек может попасть в трудные ситуации. Сейчас я поставлю перед вами несколько задач. (Большие рисунки двух типов домов на ватмане.) Почему такие разные крыши у домов?
Другая задача вытекает из рассказа Е. Пермяка «Колобок». (Мама и мы: журн. - 1988. — №1.)
События разворачиваются в пургу в сибирской степи, где чуть было не заблудились ребята. Им оставалось только одно. Что именно? После правильного ответа еще один вопрос: какие птицы ночуют зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
2-й ведущий. Очень многие художники-пейзажисты рисовали зимние пейзажи. Они изображали зиму, как и поэты и писатели, разной. (Показать несколько картин с комментарием.)
По деревьям серебристая
Перекинулась фата -
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима...
Г. Галина
Демонстрация картины Васнецова «Иней».
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин
Демонстрация картины К. Ф. Юона «Русская зима».
1-й ведущий. У нас тоже есть свои художники в школе. Они нарисовали эпизоды на зимнюю тему. Вы их уже посмотрели. Мы выбрали лучшие.
Награждение ребят.
Утренник заканчивается музыкой.
Нет комментариев. Ваш будет первым!