Ознакомление младших школьников с народными традициями, обычаями и обрядами.
Цели и задачи классного часа (праздника):
• мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;
• воспитание экологической культуры младших школьников.
Когда наступает зима?
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом лютом и холодном времени года. Но разговор наш будет необычный: мы постараемся посмотреть на зиму глазами древних славян.
Выходят три ученика и читают отрывок из стихотворения С. Есенина.
1-й ученик:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
2-й ученик:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
3-й ученик:
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Учитель: Древние славяне считали, что на Руси астрономическая зима держится с декабрьского солнцестояния до мартовского равноденствия — три месяца. Согласно русским народным приметам, зима начинается со снега и кончается его сходом. Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли «бранчливые»: прибериха, злюка, седая чародейка. Вместе с тем зима слывет удалой и задорной, так как румянит, молодит людей, побуждает их к проворству в работе. Зима славится гуляньями, играми, забавами, раздумьями. Когда ж, как не в покойное время, земледельцу и поразвлечься, и поразмыслить, и скоротать вечер за дружеской беседой?
Не сразу устанавливается стужа. К этой поре можно отнести несколько народных мудростей: «Осень торопит, зима не ждет», «Осень велика, зима долга», «Зимой солнце сквозь слезы улыбается», «Зима не лето: в тубу одета».
По народному представлению, между летом и зимой существует прямая связь. И хотя «Зиме и лету перемены нету», сезоны смягчают или ожесточают друг друга.
Народная мудрость утверждала: «Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме», «Зима лето строит», «По зиме ложится лед», «Зимнее тепло — летний холод», «Холодная зима — жаркое лето», «Если зимою сухо и холодно — летом сухо и жарко», «Зима снежная — лето дождливое», «Зимою вьюги — летом ненастье».
Начинает зиму декабрь. Видать, не зря гласит народная мудрость: «Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит». Зима устанавливается не сразу. То скует, то разведет — от- теплеет. К декабрю земля еще не вполне остывает, и отдаваемое ею тепло смягчает ярые морозы. Зима долга, оттого-то и кажется, что она проходит слишком медленно: «Лето бежит вприпрыжку, зима бредет, понурив голову». Дни короткие, тусклые, а ночам будто конца нет.
«Декабрь год замыкает, зиму починает», «С декабря прирост света начнется, а с ним и люти прибавится» — гласят народные поговорки.
4 декабря — Введение: «Наложило Введенье на воду толстое леденье». Знатными были введенские морозы на Руси. Но в это время нередко бывают и оттепели. В таком случае говорили: «Введенье ломает леденье». В народе издавна считалось, что дневной снег не лежит, зима ночью во двор крадется. «Зимы нет, коли санный путь не установился» — подмечает народная мудрость. Снег всегда называли крестьянским богатством: «Снег на полях — зерно в закромах». «Снег глубок — и хлеб хорош». Так подсказывал землепашцу опыт — лучший наставник.
5-го декабря — Прокоп. «Пришел Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает». На Руси примечали, что с Прокопьева дня устанавливается хороший санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, лошадке прыти прибавляют. В этот день всем миром выходили расставлять вешки вдоль дорог, чтобы путникам не сбиваться.
«Мороз без рук и без топора мосты мостит, под стекло реки прячет». Конечно, трудящегося мороз не трогает, только ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
В народном календаре небезынтересно 14 декабря: давным-давно в этот день определяли подростков в ученье. Происходило это так. В дом, где задумали «наумить» — научить уму недоросля, по уговору приходил дьяк. После радушного приветствия родители усаживали учителя в передний угол. Затем отец подводил к нему сына, клал возле учителя плетку и отходил. Отрок три раза кланялся наставнику до земли, получал от него по спине три удара плеткой, после чего усаживался с матушкой за стол. Наставник вынимал букварь и начиналось учение.
Пока разучивали «аз», матушка, обливаясь слезами, упрашивала учителя не морить сына за грамотой. Учитель внимал просьбе, прерывал обучение на первой букве и, отдаренный ситным пирогом, завернутым в расшивное полотенце, наказывал у ворот родителям, чтоб отрок теперь сам приходил к нему. Так в день-грамотник «ходили» в старину дети в первый раз в первый класс.
Выходит ученик и читает отрывок из стихотворения Евгения Баратынского.
4-й ученик:
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Лютая зима
Учитель:
Наступает январь — середина зимы.
Открываем календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
С.Я. Маршак. Круглый год. Январь
Впереди еще будут и жгучие холода, и седые вьюги, но уже отходит пора тусклых, коротких дней. Зимний солнцеворот — самое заметное и самое радостное событие сезона. Исстари такое астрономическое явление отмечали ликованием: в честь светоносного солнца зажигали костры, скатывали с гор горящее колесо. Прибавка света означала, что на смену дряхлеющему году заступает во всем величии новый год, а с ним и новый цикл земледельческих работ.
Приближалось новогодье, почитаемые Святки и Коляда — красочные народные гуляния. В средние века, чтобы соблюсти благочестие, люди сторонились, боялись масок. Полагали, что, изображая животное, человек теряет свой образ. Маскирование, или, как тогда говорили, «машкирование», было уделом скоморохов.
Маскарады с ряжениями и играми вошли в широкий обиход только в петровские времена, когда отменили всякие гонения на обрядовые увеселения. По улицам стали ходить толпы ряженых, во всех домах веселье не кончалось до глубокой ночи. В домашних театрах вошло в моду давать спектакли. Запрещалось только (и то с 1750 г.) «в платье, приличном к комедии», появляться на улицах. Повсеместными стали и святочные гадания. Особенно в их силу верили под Новый год (ныне ночь с 13 на 14 января).
Крестьян, естественно, в этот вечер больше всего волновал будущий урожай: какой хлеб больше уродит, будет ли лето ненастным или сухим, долго ль протянется зима? Чтобы предсказать урожай того или иного злака, убеленные сединами старики отправлялись под новогодье в риги, набирали там соломины с колосками разных хлебов, затем отправлялись чародействовать по оврагам. Там они втыкали соломины в снег и уходили. Наутро шли читать предсказания: какая соломина покроется инеем, тот злак и будет в предстоящем году урожайным.
Ну а молодежь гадала о своей судьбе: девушкам хотелось знать о суженом, о свекрови, о доме, где придется жить; парням — о невестах. Гадали на вечеринках и посиделках, в банях и возле храмов. Для вечеринок нанимали избу вдовы или солдатки.
Выходят ученик и читает отрывок из стихотворения Михаила Исаковского «Зимний вечер».
5-й ученик:
За окошком в белом поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли шипешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день — и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Учитель: 19 января — крещенские морозы: «Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи», «Ясная и холодная погода — к засушливому лету; пасмурная и снежная — на обильный урожай», «Завтра перезимье о весне весть подаст: в стужу почудится желанное времечко». 21 января следили за ветром: подует с юга — посулит грозовое лето. На Григория (23 января), конечно, свои поверья. Ежели на стога и скирды иней выпадет — лето предстоит сырое да холодное. 24-го: «Федосеево тепло — на раннюю весну пошло». Молва не обошла и следующее число: «На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц». Снег на Татьяну — лето дождливое.
Заканчивает январь Афанасий-ломонос: «Афанасий да Кирило забирают за рыло». Лютует зима, стужи поддает. «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят», — причитал предусмотрительный деревенский люд. А впереди морозы еще строже: «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (4 февраля), тимофеевских морозцев».
Сколько загадок было придумано на Руси, связанных с зимой. Вот попробуйте отгадать. Кто быстрее?
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой. (Снег)
Снег на полях,
лед на водах,
вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Зимой — звезда,
Весной — вода. (Снежинка)
Гость гостил,
Золотой мост мостил —
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз)
Весной умирает, а осенью оживает. (Снег)
По снегу быстро вниз летят
И на спине везут ребят. (Санки)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Он похож на белый мех,
Он искрится, словно смех!
Он летит с небес неспешно...
Пахнет свежестью он вешней,
Хоть является сама
Матерью ему зима!
Выпав, радует он всех!
Кто же это? (Первый снег)!
По мотивам загадок Наталии Антоновой
Учитель поощряет отличившихся ребят.
Учитель: Но вот наступает февраль-бокогрей. В давние-давние времена февраль замыкал год, поэтому прозывался он «сеченем». Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все- таки самое меткое прозвище февраля — «бокогрей»; на солнечной стороне сугрев заметен. Народная молва гласит: «В феврале от воробья стена мокра», «Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос», «Февраль-сечень — сечет зиму пополам», «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый».
Первого февраля, на Макарьев день, судили-рядили: коли погода ясная — весну ожидали рано. Февральские приметы чаще всего обращены на предугадывание теплого времени года. Вот и 2-е число отмечено тем же смыслом: «На Ефимия в полдень солнце — к ранней весне». Ежели средь этого дня метель разыграется — вся Маслена метельная. 4 февраля — Тимофей-полузимник, ползимы прошло. 6 февраля — Аксинья-весноуказательница на дворе. «Какова Аксинья, такова и весна; на полузимницу ведро — весна красная».
10-го — Ефрем: ветер понесся — к сырому году. На четвертый день после Ефрема — Трифон, для него предсказателем оказывалось ночное небо: если много звезд — к поздней весне.
15 февраля зима с весной встретилась. Проглянет солнышко сквозь наволочь — первая встреча с весной прошла благополучно, а не увидят солнышка — ожидай строгих власьевских морозов (24 февраля). «На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет», «На Сретеньев день тепло льды опятнает», «На Сретенье кафтан с шубой встретился», «На Сретенье цыган шубу продает» — гласят народные поверья. О весне судили так: ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. «Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная».
17 февраля — студеный Николай. Ударяют морозы. К 23-му числу приурочено такое разнословье: «До Прохора старуха охала: "Ох, студено!" Пришел Прохор да Власий: "Никак скоро весна у нас"».
В Древней Руси Власьев день посвящали Велесу — покровителю скота, хотя последний языческий идол коровьего бога был повержен в Ростове-Ярославском еще в XII в.
Завершается зима. В ознаменование победы сил света и тепла над силами холода и устраивались всенародные масленичные гулянья. Масленица — самый раздольный и веселый праздник. Божество зимы Морана уступает свое владычество Ладе, олицетворяющей весну.
Целую неделю веселилась сельская и посадская Русь. На то она и широкая или, как еще говорили, «честная госпожа Масленица». Каждый день масленичной недели имел свое имя.
Понедельник называли «встреча». Рано утром гурьба ребятишек отправлялась строить снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Тот, кто играл Масленицу, увешанный вениками, с балалайкой, выставлялся в санях повыше. И пошла потеха! Санный поезд, переполненный нарядными девушками и парнями, трогался под перезвоны и песни. Так объезжали улицу за улицей.
Вторник называли «заигрыш». Начинались игрища. Толпы разнаряженных скоморохов веселили, потешали кто как мог, кто во что горазд.
Среда — «лакомка», за ней — «разгуляй-четверток». Вершина празднования отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали за осажденных или осаждаемых. В баталиях по взятию снежных городков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие.
Пятница слыла под именем «тещиных вечеров»: зятья ходили в гости к тещам. В субботу — «золовкины посиделки». В этот день, как и в пятницу, было принято навещать родных, веселиться в кругу близких людей.
Воскресенье — «прощеный день». Прощались с Масленицей, с сытным празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем», и принимались за песни да пляски.
Выходит группа ребят и читают стихи.
6-й ученик:
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
7-й ученик:
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Отрывок из стихотворения С. Михалкова «Белые стихи»
1-й ученик:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
2-й ученик:
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
3-й ученик:
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Отрывки из стихотворений Ф. Тютчева
Учитель: А теперь, ребята, прослушайте некоторые русские народные пословицы и поговорки о зиме и постарайтесь некоторые из них объяснить:
• Будет зима — будет и лето.
• Застала зима в летнем платье: а мы чаяли — зимы не будет.
• Застала зима сватью в летнем платье.
• Зима лето пугает, да все равно тает.
• Зима не без морозов.
• Лето — припасиха, а зима — подбериха.
• Лето работает на зиму, а зима — на лето.
• Лето собирает, а зима подбирает.
• Мужику лето за привычку, волку зима за обычай.
• Не зима знобит, а весна.
• Не зима страшна, а отзимок.
• Не пугай, зима, — весна придет.
• Осень — запасиха, зима — подбериха.
• Паршивому поросенку и петровки — зима.
Суждения учеников
Учитель: Ребята, а теперь скажите, каковы главные признаки зимы? (Варианты ответов учеников) Какие народные приметы, связанные с зимою, вы запомнили? (Суждения ребят) Какие еще зимние народные приметы вам известны? (Варианты ответов учеников) А каковы особенности зимы в нашей местности и почему это происходит? (Суждения учеников) После ответов учеников учитель завершает классный час или фольклорный праздник.
Валентина Владиславовна Гайдуцкая # 26 января 2015 в 09:01 +2 | ||
|
Светлана Юрьевна Антипова # 27 января 2015 в 15:14 +2 | ||
|
Зарина Илдаровна Гималиева # 19 января 2016 в 08:41 0 | ||
|