Информационные классные часы в школе

Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро.

Р. Роллан

 

Скажи мне - и я это забуду.

Покажи мне - и я, может, запомню это.

Позволь мне сделать - и я это буду знать.

Конфуций

XXI в. - век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И именно школа должна помочь ответить на эти вопросы, именно ей под силу научить ребенка ориентироваться в мире информации, чтобы открывать для себя мир и суть предметов, явлений, событий и их закономерностей.

Маленький человек появляется на свет. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными.

Иногда родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердя весьма популярные фразы: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что он еще не знает. Войти в этот мир помогают и родители, и воспитатели сообща, но только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Важно, чтобы интерес к изучению нового сохранился и в старших классах. Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приемы формирования стремления к познанию, интереса ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития у ребенка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

К сожалению, в 10-11 классах многие школьники довольствуются только тем, что можно узнать из учебника.

Хочу привести пример исследования, проведенного среди учащихся 10-11 классов. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

- Как часто вы читаете молодежные газеты и журналы?

- Выписываете ли вы их?

- Какие важные события в вашей стране недавнего времени вас потрясли?

- Какие события в мире последнего времени были вам интересны?

- Можете ли вы расшифровать следующие аббревиатуры: ООН; НАТО; ВТО?

- О чем вам говорят следующие имена: Конфуций; Альберт Швейцер; Генрих Шлиман; Г.К. Жуков?

- Эти даты соответствуют событиям, отмеченным в календаре памятных дат страны. Какие это события: 3 сентября; 4 ноября; 12 декабря; 23 февраля; 24 апреля; 24 мая?

В опросе участвовало более 120 учащихся. Ответы старшеклассников говорили сами за себя.

На вопрос о том, регулярно ли читают учащиеся молодежные газеты и журналы, положительно ответили лишь 47 учащихся. Выписывают газету или журнал 43 ученика из числа опрошенных.

Говоря о международных событиях, учащиеся отметили, что они следят за происходящим в Америке. Это в первую очередь предвыборная кампания в США. При расшифровке аббревиатур правильный ответ во всех трех случаях дали только 20 учащихся. ООН правильно расшифровали 35 учащихся, НАТО - 19, ВТО - 10.

При ответе на вопрос о выдающихся людях, которые внесли свой вклад в мировую цивилизацию, правильные ответы распределились следующим образом:

• Конфуций — 10 учащихся;

• А. Швейцер - 14 учащихся;

• Г. Шлиман - 13 учащихся;

• Г.К. Жуков - 64 ученика.

Отвечая на вопрос о памятных датах страны, учащиеся смогли точно соотнести дату с праздником только в двух случаях - 23 февраля и 4 ноября.

Возможно, кто-то может сказать, что результаты данного анкетирования не показатель информированности учащихся и уровня информационной культуры современных школьников. С этим можно соглашаться или нет, но ученики, у которых не развит кругозор, которым неинтересен окружающий их мир, вряд ли смогут состояться как профессионалы и как граждане своей страны.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто и серьезно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку непрерывно пополнять запас своих знаний. Хорошо организованный взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно.

Но иногда сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе для активизации познания учащихся, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое, интересное, необычное, развивать свою наблюдательность и интеллект. Такое происходит как на уроке, так и во внеклассной работе. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной работой интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника, наибольшее развитие имеет в старшей школе.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний. В это период знания усваиваются по преимущественному признаку: чем они интереснее, необычнее, образнее, тем больше у детей желания ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией.

На старшей ступени процесс развития информационной культуры школьника становится навыком использования и широкого применения в учебной деятельности.

Информационная культура - это возможность получить и использовать качественную информацию, которая позволит ученику войти в информационное общество и стать его активным членом.

Результативность работы по формированию информационной культуры личности, отдельных социальных групп, общества в целом зависит от эффективности взаимодействия людей и четкого распределения ролей. Применительно к общеобразовательной школе важнейшим становится вопрос о функциях и содержании деятельности учителя, классного руководителя по формированию информационной культуры учащихся.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся являются систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Особого упоминания заслуживает свойство кредитности учителя, под которым в психологии личности понимается компетентность, профессиональная авторитетность.

Вместе с тем высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей широкий спектр не только профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в необходимости вступления каждого человека в мир информации, знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичным атрибутом не только профессиональной, но и домашней сферы становится персональный компьютер и Интернет.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Можно загрузиться и перезагрузиться информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых информационных и документальных массивов. Ведь то, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все, случайно попадающееся на глаза, но это может быть очень много, если информация, которую получает человек, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик С.И. Вавилов, говоря об информации: «...современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.

Одной из форм просветительской работы среди учащихся, развития познавательного интереса школьников, формирования их информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры, кругозора социальной и политической зрелости является информационно-познавательный час.

Главной его особенностью на современном этапе является то, что он должен научить ребенка хотеть знать интересную, полезную и важную информацию, при этом влияя на его культуру восприятия информации.

В недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией. В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание не только формированию политической культуры учащихся, но и их всестороннему образованию для того, чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг, и готовыми узнать и сохранить то, что было до них.

Главное назначение информационно-познавательного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района, мира.

Информационно-познавательный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час сегодня - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которое зачастую теряется по мере взросления ребенка.

Информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

Для того чтобы классному руководителю было легче ориентироваться в организации и проведении информационно-познавательного часа, необходимо знать методику его подготовки и проведения.

Информационно-познавательные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта, информация, связанная с историей тех или иных событий, биографиями исторических личностей, деятелей общественной жизни, науки и культуры.

Этап подготовки обзорного информационно-познавательного часа предполагает выбор ведущего или нескольких ведущих, распределение подтем информационно-познавательного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущие предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами.

В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, это может быть лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме, или ученик, которому интересна обсуждаемая проблема.

Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения обзорного информационно- познавательного часа.

Очень важно научить ребят самостоятельно отбирать нужный материал. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

• актуальность;

• объективность;

• значимость;

• достоверность;

• оперативность;

• убедительность.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации.

К ним относятся:

• периодическая печать;

• словари и справочники;

• художественная литература;

• телевизионные передачи;

• радиопередачи;

• Интернет.

Этапы проведения обзорного информационно-познавательного часа.

Ход информационно-познавательного часа координирует ведущий или классный руководитель, могут помочь в этом и ребята-старшеклассники, члены информационно-аналитической группы учебного заведения. Они сообщают тематику, цель информационного часа, обосновывают актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливают очередность выступающих.

При проведении информационно-познавательного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее.

С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

• задать вопросы выступающему;

• дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

• обменяться мнениями;

• сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий

подводит общий итог информационно-познавательного часа.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами в жизни общества проблемы целесообразно проведение тематических информационно-познавательных часов.

Этапы подготовки тематического информационного часа

1. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними.

2. Коллективное обсуждение, итогом которого становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационно-познавательных часов. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, ведется работа в Интернете.

3. Подведение итогов обсуждения по теме.

Формы проведения информационно-познавательного часа

Тематический информационно-познавательный час может проводиться в различной форме. Он может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, в форме дискуссии, в форме КВН или другой форме, которая подходит к обсуждению данной темы.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блицопрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале).

Одна из наиболее популярных форм проведения тематического информационного часа - это круглый стол с участием компетентного лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися. Темы для круглого стола могут быть самыми разными:

• правовой ликбез;

• проблемы современного мира: сегодня, завтра, всегда;

• международный терроризм: где же выход?

• альтернативная служба в армии: за и против;

• экология: в поисках пути выживания и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за круглым столом несколько классов, групп, учителей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения.

Информационный вестник - это ознакомление в форме устного журнала учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

• внутренняя и внешняя политика страны;

• тенденции развития России и стран Содружества;

• события в странах дальнего зарубежья;

• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

В ходе изложения выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

Информ-дайджест — еженедельная пятиминутка со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

Вы спрашивали - мы отвечаем - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам.

Предварительно собираются сведения у школьников о том, какие события современной жизни, интересные факты их более всего интересуют. На основании опроса учащиеся готовят вопросы, заранее определив, кто на них будет отвечать.

Встречи с молодежными журналами - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов.

Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в современных молодежных журналах.

Политическая дискуссия — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов: «Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Толерантность: за и против».

Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции.

В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умения анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

Как это было - форма тематического информационного часа, анализирующего одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему. Он дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог.

Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

Годы и люди - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

Пресс-конференция - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

Фотокамера смотрит в мир - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются на доску (стенд), в соответствующий раздел. Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Правила проведения информационного часа.

Информационный час:

1) не должен быть продолжительным по времени;

2) должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя;

3) готовится и проводится с участием детей, проявляющих собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;

4) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;

5) необходим для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;

6) должен проводиться регулярно;

7) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.

В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

• чтение газетных сообщений;

• комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

• пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;

• работа с терминами с помощью различных словарей;

• просмотр и обсуждение теле- и видеосюжетов;

• обмен мнениями по поводу увиденного и услышанного.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «О вреде пьянства и алкоголизма»

Классные часы для старшеклассников

Классный час «Компромисс — показатель слабости или признак зрелости личности?», 10-11 класс

Молодежное движение Хиппи

Тематика классных часов в старших классах. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Нет комментариев. Ваш будет первым!