Час общения в 9 классе

Классный час 9 класс. Мы – активные, креативные!

Час общения на психологические темы: проблема творчества, креативности

Задача мероприятия - привлечь внимание подростков к психологии творчества, к поиску своих креативных возможностей. Значительное место в сценарии занимает игровой блок. Все игры проводятся не для выработки какого-либо навыка, а для ознакомления с различными упражнениями по развитию креативности. Желательно провести эти игры по группам, т. к. многие дети обижаются, если им не дают слово, а желающих высказаться, как правило, бывает много. В этих играх не нужно выявлять победителей. Здесь каждый соревнуется как бы с самим собой: «смогу ли я?» Любое участие должно расцениваться положительно. Ведь для одного подростка достижением является оригинальный ответ, а для другого - уже то, что он осмелился поднять руку и высказаться.

Цели: дать детям представление о «креативности»; способствовать развитию воображения, фантазии, мышления; формировать толерантное отношение к нестандартным, оригинальным людям; побуждать подростков к самопознанию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: можно предложить одному из учеников сделать компьютерный слайд-фильм о работах художников-авангардистов. Идея: искусство как способ самовыражения художника.

Оборудование:

- изготовить репродукцию картины К. Малевича «Черный квадрат» (натуральные размеры - 79,5 х 79,5);

- 3 листа альбомной бумаги, 3 фломастера (по одному на каждый ряд).

Оформление: повесить на доске репродукцию картины.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Черный квадрат».

II. Интерактивная беседа по теме «Загадка "ЧК"».

III. Информационная минутка «Что такое креативность?»

IV. Игровой блок «Игры креативных людей».

1. Мозговой штурм.

2. Какой может быть апельсин?

3. Воздух - земля - вода.

4. Рассказ с одной буквы.

5. Расшифруй слова.

6. Остановите преступление!

7. Что упало - кто придет.

8. Групповая картина.

V. Минута фантазии «Разгадай картину».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Черный квадрат»

Классный руководитель. В 1915 г. в Петрограде открылась необычная выставка картин. На ней были выставлены картины русских художников, которые отказались от реалистической традиции и стали искать новые художественные формы. На этой выставке Казимир Малевич показал свои беспредметные картины, среди которых была и картина «Черный квадрат». Художник ее повесил в «красном углу», куда обычно в русских избах вешали иконы. На этой выставке Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма, который он назвал «супрематизмом» (от лат. supremus, «высочайший, или преодолевающий»). По мнению Малевича, супрематизм - это высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за пределы реального мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.

Сейчас картина Малевича «Черный квадрат» находится в Третьяковской галерее. По мнению специалистов, она стоит миллионы долларов. Но до сих пор не утихают споры об этой картине. В чем секрет ее популярности?

II. Интерактивная беседа по теме «Загадка "ЧК"»

Классный руководитель. Посмотрите на репродукцию картины Малевича, которую сделали наши ребята. Как вы думаете, почему «Черный квадрат» получил такую известность? В чем ценность этой картины?

Примерные ответы детей:

- В этой картине скрыта какая-то символика, которая была понятна только избранным.

- Тут каждый может видеть что хочет, есть простор для воображения.

- Это как в сказке про голого короля, все восхищаются, чтобы не показаться профанами.

- Обыкновенный выпендреж.

- Это просто стеб, я тоже так могу.

- Может быть, художник просто хотел посмеяться над критиками и почитать, что они напишут, а критики сделали из этого квадрата шедевр.

- Мало кто понимает в живописи. Все восхищаются по инерции.

Классный руководитель. Есть еще более смешные комментарии. Например, что «картина изображает борьбу добра со злом и победу зла», или что черной краской художник просто замазал предыдущую картину, которая ему не понравилась и т. п.

Вообще, на сегодняшний день существуют такие мнения насчет этой картины:

- мрачное, загадочное откровение гениального художника;

- искусственно раздутый идол, за которым нет никакой тайны;

- икона пустоты и бездуховности, предчувствие тьмы, поглотившей Россию с 1917 г.

А есть еще одна версия, компьютерная. Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей. Пиксель - это маленький квадратик определенного цвета, который воспринимается как точка. По этой версии, Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий, которые обезличили миллиарды людей на планете. Еще одно предвидение: Малевич говорил, что его квадрат- это ничто, пустота, ноль. И в компьютерной кодировке черный цвет обозначается числом «О».

Какая точка зрения кажется вам наиболее правильной? (Высказывания детей.)

Классный руководитель. Многие из тех, кто видит эту картину, ловят себя на мысли: «Подумаешь, каждый так может!». Но это пришло в голову именно Малевичу. Как вы думаете, почему?

Примерные ответы детей:

- Потому что он был нестандартным человеком.

- Он хотел быть оригинальным, хотел создать что-то необычное.

- Потому что ему хотелось, чтобы о нем говорили.

- Он хотел выразить себя, показать свое отличие от других.

- Просто хотел сделать себе рекламу.

- Малевич был креативной личностью.

III. Информационная минутка «Что такое креативность»

Классный руководитель. «Черный квадрат» интересен как явление. Как изобретение колеса, например. Само колесо - просто вещь, а тот, кто его первый придумал, - гений. Сейчас мы бы сказали, что этот человек был креативной личностью, потому что мыслил нестандартно, искал новые способы выражения. Креативный - значит «способный ктворчеству», к открытиям. Креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, научных, жизненных, творческих проблем, создавать художественные произведения. Психологи утверждают, что креативность присуща и ребенку, который рисует картинку, и домохозяйке, изобретающей новый соус, и водителю, который придумал, как сэкономить бензин.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Важным признаком креативности является самообладание и уверенность в себе. Многие западные фирмы стремятся получить специалиста, обладающего креативностью. Потому что он способен генерировать новые идеи, которые смогут продвигать бизнес.

Психологи утверждают, что люди, которые развивают свою креативность, постоянно творчески растут и чаще достигают успешных результатов. Сейчас модно быть креативным. Многие фирмы устраивают тренинги для своих сотрудников. В ходе тренингов проводятся игры, развивающие воображение, фантазию, быстроту, гибкость мышления, юмор, другие качества, отличающие творческую личность.

Многие такие игры доступны каждому из нас. Сейчас мы с ними познакомимся, и вы с успехом можете играть с друзьями, развивая свою креативность.

IV. Игровой блок «Игры креативных людей»

Классный руководитель. Мы начинаем серию игр для креативных людей. В этих играх каждый может проявить вою креативность, т. е. способность нестандартно, оригинально мыслить и действовать. Для участия в играх мы разделимся на команды (делит по рядам). Итак, начинаем.

(Здесь и далее: учитель произносит название игры, говорит краткую инструкцию, в очень быстром темпе дает высказаться детям и переходит к следующей игре.)

1. Игра «Мозговой штурм». Играет первая команда. Нужно быстро дать как можно больше ответов на вопрос: «Как можно использовать ложку?» Принимаются самые фантастические предположения.

(Дети поднимают руки, предлагают варианты (1-2 минуты).)

2. Игра «Какой может быть апельсин?» Играет вторая команда. Нужно быстро назвать как можно больше слов о том, каким может быть апельсин.

(Дети предлагают варианты: цвет, вкус, форма, плотность, размер, где выращен и т. п. Сначала все говорят по образцу, например, только о цвете, потом кто-то более креативный меняет признак, например форма, и опять большинство идет за этим образцом и т. п. (1-2 минуты).)

3. Игра «Воздух-земля - вода». Играет третья команда. Я называю имя и говорю одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода». В ответ на слово «воздух» нужно назвать птицу, на слово «земля» - животное, на слово «вода» - рыбу. Желательно не повторяться!

(Учитель называет слова, дети отвечают (1-2 минуты).)

4. Игра «Рассказ с одной буквы». А теперь играют все команды. Попробуйте придумать как можно больше предложений, в которых все слова начинаются на одну букву (первая команда - на букву «А», вторая - на букву «Б», третья - на букву «В»), На выполнение этого задания вам дается всего 3 минуты. Кто же составит самое длинное предложение?

(После выполнения задания учитель дает слово командам. Дети предлагают варианты (1-2 минуты).)

5. Игра «Расшифруй слова». Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки? Первая команда расшифрует слово КЛАСС, вторая - слово ШКОЛА, третья - слово УРОК. Три минуты на раздумье.

(Учитель дает слово командам, дети предлагают варианты.)

6. Игра «Остановите преступление!». Представьте себе следующую ситуацию. Вы идете куда-то по делам и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Какие будут варианты? Даю по одной минуте каждой команде.

(Учитель дает слово командам по очереди, дети предлагают варианты ответов.)

7. Игра «Что упало - кто придет». Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Например, я говорю, что упал дневник, вы отвечаете: значит, придет друг и спросит, что задали по математике, и т. д. Эта игра развивает гибкость, оригинальность мышления. Полезно представить картину падающего предмета и того, кто приходит после этого события.

(Учитель произносит слова, дает слово командам по очереди, дети дают варианты ответов. Слова для заданий: цветок, люстра, шапка, чашка, сковородка, молоток, цена, подозрение, тень, давление, роса, снег, звезда, настроение, сердце.)

8. Игра «Групповая картина». Это последняя игра. На первой парте в каждом ряду лежит альбомный лист. На этом листе ваша ко

манда должна будет нарисовать групповую картину. Каждый участник команды нарисует только одну деталь и передаст листок соседу, сидящему сзади. Так листок опять вернется на первую парту. Только на нем уже будет наш креативный «шедевр». Потом эти картины я прикреплю к доске, а после классного часа вы рассмотрите эти картины, оцените результаты коллективного творчества. Засекаю время, начали!

(Дети рисуют, передают листки по цепочке. Законченные картины учитель прикрепляет к доске.]

V. Минута фантазии «Разгадай картину»

Классный руководитель. Игра «Разгадай картину». Мы начали классный час с обсуждения картины Казимира Малевича «Черный квадрат». Многие не поняли, о чем эта картина и зачем она была написана. Представьте себе, что вас попросили объяснить поподробней, что же здесь изображено? (Ночь, темная комната, подземелье, мир глазами слепого человека, тайна, Галактика, где нет Солнца и звезд, нефть, пещера, черные мысли, черная зависть, обида и т. п.)

Классный руководитель. Можно сказать, что каждый из вас стал соавтором великого художника, каждый заполнил эту картину своим смыслом.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Сейчас во всем мире востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, проявлять креативность. Но креативность - это только внутренняя способность к творчеству. Чтобы творчество состоялось, нужно что-то делать. Ученые, изучающие природу творчества, выделили две стадии творческого процесса: первая стадия - длительное наблюдение, размышление, поиск; вторая стадия - озарение, открытие, интуитивно принятое решение. Но чтобы получить этот миг озарения, приходится долго и упорно работать. Недаром великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Гений - это 99% труда и лишь 1% таланта».

Ваш возраст благоприятен для развития креативности. Скоро вы будете определять свое место в жизни и свою креативность будете проявлять не в играх, а в настоящем деле. И от вас будет зависеть, кем вы станете в своем деле - ремесленником или артистом.

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Как вы оцениваете свои креативные возможности после этого классного часа? Было ли интересным для вас это занятие? (Ответы детей.)

Литература

Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента; Институт Тренинга, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 9 классе. Самовоспитание характера

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Елена Юрьевна Перевезенцева # 25 августа 2014 в 20:51 0
Этим классным часом можно привлечь внимание подростков к психологии творчества, к поиску своих креативных возможностей. Мне нравиться, что значительное место в сценарии занимает игровой блок,все игры проводятся не для выработки какого-либо навыка, а для ознакомления с различными упражнениями по развитию креативности.