Игровой классный час в 9 классе. Конспект

Классный час для школьников 8-9 класса в игровой форме на тему «Особенности мышления»

Цель: изучить особенности мышления учащихся, изучить в процессе игровой деятельности положение в группе каждого школьника.

Форма: практикум, игровая деятельность, рефлексия.

Подготовительная работа.

Для диагностики мышления предлагается краткий ориентировочный тест, который должен быть распечатан для каждого ученика. Если такой возможности нет, то тест нужно использовать индивидуально.

Ход занятия.

1. Психологический настрой. Игра «Муха». На доске рисуется большой квадрат, который разделен на девять равных квадратов. Нужно представить себе муху, которая сидит в центральном квадрате. По команде «вверх» муха перемещается на одно деление вверх, по команде «влево» - на одно деление влево, по команде «вправо» - на одно деление вправо, по команде «вниз» - на одно деление вниз. Попробуйте наглядно перемещать муху так, чтобы она ни в коем случае не выпала из основного квадрата. Когда все поймут условия игры, квадрат стирается и начинается настоящая игра. Все по очереди дают команду мухе, а кто-то один следит за ее перемещениями на бумаге. Если муха выходит из квадрата, то игра начинается заново. Эта игра поможет всем сосредоточиться и настроиться на выполнение теста по мышлению.

2. Основная диагностическая часть.

Для диагностики интеллектуального развития школьников подросткового возраста можно использовать тест «КОТ» (см.: Л. Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника)

Инструкция: вам предлагается несколько простых заданий.

Образцы заданий и правильные ответы на них:

1. Слово БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 - тяжелый, 2 - упругий, 3 - скорый, 4 - легкий, 5 - медленный.

Ответ: 5.

2. МИНЕР и МИНОР. Эти два слова являются: 1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

Ответ: 3.

3. Бензин стоит 50 рублей. Сколько стоят 2.5 литра бензина?

Ответ: 125 рублей.

Все ответы следует писать на выданном бланке для ответов.

Все вопросы следует задавать перед началом работы. Во время выполнения теста на вопросы испытуемых отвечать нельзя.

После команды необходимо сразу же приступить к работе.

Через 15 минут по команде сразу же прекратить выполнять задание, положить ручки.

Необходимо сосредоточиться. В бланке для ответов записать имя и фамилию.

Задания теста:

1. Одиннадцатый месяц года - это:

1 - октябрь, 2 - май, 3 - ноябрь, 4 - февраль.

2. Слово СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 - резкий, 2 - строгий, 3 - мягкий, 4 - жесткий, 5 - неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5 - верный.

4. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н. э.» означает: нашей эры?

5. Какое из слов отлично от других?

1- петь, 2 - звонить, 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОЯНИЕ к слову НОС:

1 - сладкий, 2 - язык, 3 - запах, 4 - зубы, 5 - чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp М. J. - Harp М. J.

Filder Е. Н. - Fielder Е. Н.

Conner М. Е. - Connor М. Е.

Woerner О. W. - Woerner О. W.

Soberquist В. R. - Soberquist Р. R.

9. Слово ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 - очевидный, 2 - явный, 3 - недвусмысленный. 4 - отчетливый, 5 - тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав на этом 50 долларов за автомобиль.

Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько пар чисел из этих шести являются полностью одинаковыми?

5296

5296

66986

69688

834426

834426

7354256

7354256

61197172

61197172

83238324

83238234

14. Слово БЛИЗКИЙ является противоположным слову:

1-дружеский, 2 - приятельский, 3 - родной, 4 - иной.

15. Какое число из приведенных ниже является наименьшим?

6, 0,7, 9, 36, 0,31, 5

16. получилось правильное предложение.

В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.

Одни ухода они гостей после наконец остались

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй.

Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение.

Если оно правильное, то ответом будет - П, если неправильное то Н.

Мхом обороты камень набирает заросший

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл?

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»

73 66 59 52 45 38?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Все предметы из камня тонут в воде.

Данный предмет не утонул в воде.

Данный предмет не из камня.

25. Поезд проходит 75 см за 0,25 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 сек.?

26. Если предложить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 40 000 руб. Сколько килограммов фарша можно купить на 16 000 рублей?

28. РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ. Эти слова:

1 - сходны по смыслу, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру (см. рис. 9) прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.

30. Предположим, что первые два утверждения верны.

Тогда последнее будет:

1 - верно. 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Саша поздоровайся с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль стоимостью 8400 долларов, был уценен во время сезонной распродажи на 33 и 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из пяти фигур (рис. 10) нужно соединить таким образом, чтобы получилась трапеция (равнобедренная).

33. На платье требуется 2 и 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?

34. Значения следующих двух предложений:

1 - подобны, 2 - противоположны, 3 - ни подобны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. УВЕЛИЧИВАТЬ или РАСШИРЯТЬ. Эти слова:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц:

1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами на 3,6 доллара. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 3 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ. Эти слова по своему значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 125 рублей, то сколько килограммов картошки можно было бы купить на 5000 рублей?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким бы числом вы его заменили?

j 1/8 j 1/8 j 1/8 j 1/8 1/6.

41. ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова являются:

1 - исходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок размерами 70 х 20 м?

43. Следующие две фразы по значению:

1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие - дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим

j 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 рублей, К. - 3500 рублей, П. - 2000 рублей. Если прибыль составит 24 000 рублей, то насколько меньше получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

✓ Куй железо, пока горячо.

✓ Один в поле не воин.

✓ Лес рубят - щепки летят.

✓ Не все то золото, что блестит.

✓ Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз:

1 - сходно. 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят - щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из этих фигур (рис. 11) наиболее отлична от других?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 120 слов. Статья должна занять 21 страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

Бланк для ответов

Фамилия

Имя

Возраст

Класс

I.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

«КЛЮЧИ»

№ задания

«Ключ»

№ задания

«Ключ»

1.

3

26.

1

2.

3

27.

1

3.

2

28.

1

4.

ДА

29.

2-13

5.

4

30.

3

6.

2

31.

1600

7.

4

32.

1, 2,4

8.

1

33.

18

9.

5

34.

3

10.

40

35.

1

11.

3

36.

1

12.

27 000

37.

0.48

13.

4

38.

1

14.

3

39.

20

15.

0,31

40.

j

 

16.

НИ

41.

3

 

17.

4

42.

14

 

18.

4

43.

1

 

19.

3

44.

800

 

20.

Н

45.

1/10

 

21.

3.5

46.

280

 

22.

31

47.

4,5

 

23.

2

48.

1

 

24.

1

49.

3

 

25.

1500

50.

17

 

               

3. Игры на взаимопонимание.

На этом занятии можно предложить поиграть в игру «Живая скульптура». Игра состоит из нескольких этапов. Одному из учащихся предлагается стать «скульптором», который из членов группы по своему усмотрению может выбрать себе «материал». Дается задание вылепить то, что вам представляется. Грубые прикосновения запрещены, можно использовать только легкие прикосновения. Живой «скульптурный материал» не может говорить, но может сопротивляться «скульптору», если тот поведет себя слишком бесцеремонно. Группа затем пытается угадать замысел «скульптора» и выбирает наиболее удачную «скульптуру».

На втором этапе каждому участнику поочередно дается задание изобразить самого себя в той позе, которая отражает, по его мнению, наиболее характерную личностную черту или типичное состояние. Группа пытается охарактеризовать то, что изобразил каждый.

На третьем этапе учитель или группа выбирает «скульптора», которому поручается выполнить большой «скульптурный портрет», а вернее создать скульптурную группу. Все являются «живым материалом», из которого эта группа будет создана.

После игры проводится рефлексия и «самооценка включенности» в групповой процесс. Рефлексия предполагает анализ каждым участником своего отношения к той роли, которая была отведена ему в «скульптуре». Учитель наблюдает и анализирует, кого и как видит «скульптор» в группе, какие роли он задал учащимся, как он расставил учащихся в пространстве площадки, как учел отношения между учениками.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий

Классный час на тему экология 9 класс

Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!