Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Нахимов и Нахимовцы. Конспект классного часа 9 класс

Информационно-познавательный классный час, посвященный Дню воинской славы России

1 декабря 1853 г. - победа русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп)

Цели: расширить представление детей об истории России; способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества; воспитывать уважение к историческому и культурному прошлому России; побуждать детей к изучению отечественной истории, к участию в патриотических мероприятиях.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа: распределить роли среди детей (главный редактор и 8 ведущих).

Задание участникам: главный редактор ведет весь журнал, ведущие (2-8) готовят сообщения, пользуясь материалами сценария, ведущий должен написать письмо от имени курсанта-нахимовца. Примерный текст письма дан в сценарии.

Оформление

- картины морских сражений, морские пейзажи, портреты П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, М.П. Лазарева, изображения парусных кораблей, Андреевский флаг, фотографии нахимовцев и т. п.;

- на доске написать тему классного часа, содержание устного журнала (переписать из плана).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный журнал «Истоки».

1. Быть патриотом! (Передовая статья).

2. Три полоски на матроске (Заметки).

3. Гангут, Чесма, Синоп - великие битвы на море (Исторические зарисовки).

4. Художник Главного морского штаба (Этюд об Айвазовском).

5. Он тоже был кадетом (Биографическая заметка).

6. Морские кадеты - нахимовцы (Письмо нахимовца).

7. Я так думаю! (Форум).

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, кто смотрел сериал «Кадетство»?

(Дети понимают руки.)

Говорят, что после этого сериала заметно вырос конкурс в суворовские училища - 10-20 человек на место! Сейчас в России восемь суворовских училищ, есть кадетские корпуса, много кадетских классов. В них учатся те, кто хочет продолжить суворовские традиции, кто хочет стать офицером. А вот будущих морских офицеров готовит только одно учебное заведение. Знаете ли вы, какое? (Нахимовское училище.)

Это училище носит имя выдающегося русского флотоводца адмирала Нахимова. Он тоже был кадетом. А стал адмиралом, командующим Черноморским флотом России. С именем Нахимова связана блестящая победа в Синопском сражении. Николай I назвал эту победу «украшением летописи русского флота». Это была последняя победа парусного флота России. День этой победы стал Днем воинской славы России. Этой победе, адмиралу Нахимову, героям русского флота посвящен специальный выпуск устного классного журнала «Истоки».

Я передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

II. Устный журнал «Истоки»

Ведущий 1 (главный редактор). Уважаемые слушатели, познакомьтесь с содержанием нашего выпуска. Сегодня вас ждут такие рубрики: (читает с доски содержание журнала). Итак, открываем первую страницу журнала. Какие бывают патриоты? Об этом - в передовой статье (имя, фамилия) «Быть патриотом!».

Быть патриотом!

Ведущий 2. Сейчас очень модно говорить о патриотизме, и многие считают себя патриотами, хотя понимают это слово по- разному. Что же значит быть патриотом? Слово «патриотизм» происходит от слова patris, которое переводится как «родина», земля отцов. Патриотизм - это любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. Быть патриотом - значит свято чтить и хранить веру предков, всегда быть готовым защищать свою семью, свою землю, свою родину, защищать веру своих отцов, без которой любая нация измельчает и рассыплется в прах. Знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин подчеркивал, что от патриотизма зависит нравственное могущество государства. Карамзин различает физический, моральный и политический патриотизм.

Физический патриотизм - это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный - это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический - это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.

Значит, чтобы стать настоящим патриотом, нужно знать историю своей страны, имена героев, которые прославили Отечество, брать с них пример. Нужно знать славные исторические даты. Это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России.

Три полоски на матроске

Ведущий 1. Все знают, что на воротнике у моряка три белых полоски. Оказывается, каждая полоска имеет свое значение. Секрет этих полосок раскроет (имя, фамилия). Она назвала свою заметку «Три полоски на матроске».

Ведущая 3. Значение этих трех белых полосок на воротнике у моряков объясняют по-разному.

Первая версия такая: у Петра I на флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по 1 белой полоске. У второй - по 2, и у третьей, особо приближенной Петру, - по 3 полоски. Три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Но есть и другая версия. Три белые полоски на синем воротнике матросской рубахи - это память о трех главных победах русского флота: при Гангуте, Чесме и Синопе.

У полуострова Гангут, в Балтийском море, в 1714 г. царь Петр I нанес шведам сокрушительное поражение и очистил от их кораблей воды Финского залива.

В Чесменской бухте, у берегов Турции, в 1770 г. русские моряки разгромили турецкий флот. Россия приобрела новые земли, добилась независимости Крыма и свободного плавания в Черноморских проливах.

В Синопской бухте, на Черном море, в 1853 г. вице-адмирал Нахимов полностью уничтожил турецкую эскадру. Эта победа - последняя победа парусного флота, решила исход Крымской войны и позволила России закрепиться в Крыму.

Гангут, Чесма, Синоп - три великие битвы на море

Ведущий 1. В календаре славных воинских дат есть три великих морских сражения: Гангут, Чесма, Синоп. Победы в них - это украшение летописи русского флота. Расскажут об этих сражениях {имена, фамилии).

Ведущий 4. Я расскажу о морском сражении у мыса Гангут. Это небольшой полуостров в Финляндии. В 1714 г. здесь произошло сражение между шведским и русским флотом. Русским флотом командовал сам царь Петр Первый. Против шведских парусных кораблей он использовал гребной русский флот. День был безветренный, и шведские суда были неподвижны. Петр Первый применил отвлекающий маневр, чтобы разделить превосходящие силы шведов, а потом атаковал одну из частей шведской флотилии. Ожесточенное сражение закончилось полной победой русских, которые проявили беззаветную храбрость. Русский флот не потерял ни одного корабля. Было захвачено 10 шведских кораблей и взят в плен шведский адмирал. Это была первая крупная победа молодого русского флота над сильнейшим противником. После Гангутского сражения русский флот стал господствующим на Балтике. Россия прочно укрепилась на Балтийском побережье. День победы у мыса Гангут стал днем воинской славы России.

Ведущий 5. А я расскажу о Чесменском сражении. Оно произошло в ходе русско-турецкой войны 7 июля (по новому стилю) 1770 г. у берегов Турции. Это было одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Русская эскадра заблокировала турецкий флот в Чесменской бухте. Русской артиллерии удалось поджечь большой корабль, стоящий в центре бухты, с него пожар перекинулся на другие турецкие корабли. Но добрая половина турецкого флота стояла в глубине бухты и не пострадала от пожара. Против этих кораблей решено было использовать брандеры - специальные корабли, начиненные порохом и взрывчатыми веществами. Они подходили вплотную к вражескому кораблю и подрывали его. Это была очень опасная операция, и шансов вернуться живыми у матросов брандера было очень мало. Поэтому на брандеры набирались только добровольцы. Против турецкого флота в Чесменской бухте было использовано 4 брандера. Но свою задачу выполнил только один из них - тот, которым командовал лейтенант Ильин. Ему удалось под шквальным огнем провести свой корабль в глубину бухты и поджечь всю ранее не охваченную огнем часть турецкого флота. Пожар длился 7 часов. Потери турок составили около 10 тысяч человек, русских - только 11 человек. Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота. Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Дмитрий Сергеевич Ильин стал героем Чесмы. Его имя золотыми буквами высечено на мраморной плите в Георгиевском зале Московского Кремля. В наше время именем Ильина названа улица в Твери, а на родине героя, в с. Застижье Тверской области Лесного района, скромно стоит чудом сохранившийся памятник с надписью «Сооружен по высочайшему повелению Императора Александра III».

Учитывая огромное значение победы в Чесменском сражении, некоторые депутаты Государственной Думы выступили с предложением включить эту победу в число дней воинской славы России.

Ведущий 6. Мой рассказ - о Синопском сражении. Оно состоялось в ходе Крымской войны 1 декабря 1853 г. Это была последняя победа русского парусного флота. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Нахимов. Эскадра П.С. Нахимова заблокировала в Синопской бухте турецкий флот под командованием Осман-паши. После битвы, длившейся 4,5 часа, были уничтожены 15 из 16 турецких кораблей - только одному удалось спастись бегством. Разгром турок был абсолютным: было убито и ранено более 3 тысяч османских моряков против 38 убитых и 235 раненых в эскадре Нахимова. Сам Осман-паша был взят в плен. Синопское сражение - это яркий пример полного уничтожения неприятельского флота на его собственной территории. День победы в Синопском сражении стал Днем воинской славы России.

Художник Главного морского штаба

Ведущий 1. Морские сражения парусного флота мы можем видеть на картинах великого русского художника Ивана Айвазовского. Он был современником адмирала Нахимова. О том, как художник работал над картинами, расскажет {имя, фамилия).

Ведущий 7. Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский прославился не только своими морскими пейзажами, но и картинами морских сражений. После окончания Академии художеств Айвазовский принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля художник познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. Дружба с ними продолжалась десятки лет. О многих подвигах моряков рассказал художник в своих картинах. Айвазовский был художником Главного морского штаба. Он написал серию картин из истории великих морских сражений российского флота, начиная с баталий Петра: «Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг «Меркурий» ведет бой с двумя турецкими судами» (1892) и др. Его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя.

Вот, например, картина «Чесменский бой». Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Сквозь огонь и дым видны обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. На переднем плане высится темный силуэт русского корабля, к которому подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. Среди волн можно различить обломки турецких судов с группами матросов.

Как только Айвазовский узнал о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела и написал две картины, изображающие Синопский бой ночью и днем. Эти картины были выставлены в осажденном Севастополе. Выставку посетил адмирал Нахимов; он высоко оценил труд Айвазовского, сказав, что картины «чрезвычайно верно сделаны».

Картины морских сражений Айвазовского стали летописью русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев.

Он тоже был кадетом

Ведущий 1. Герой Синопского сражения адмирал Нахимов тоже был кадетом. О том, как он стал адмиралом, расскажет {имя, фамилия).

Ведущий 8. Павел Степанович Нахимов (1802-1855) - выдающийся российский флотоводец, адмирал. Но в детстве он тоже был кадетом - учился в Морском кадетском корпусе. В 15 лет он окончил корпус с высокими оценками и получил звание мичмана. Он принимал участие в кругосветном плавании под командованием М.П. Лазарева, отличился в Наваринском сражении. Вот как современники описывали адмирала: «Доброе, пылкое сердце, светлый, пытливый ум; необыкновенная скромность в заявлении своих заслуг. Он умел говорить с матросами по душе, называя каждого из них «друг», и был действительно для них другом...»

Лучшие качества Нахимова-флотоводца проявились во время Крымской войны. Нахимов говорил, что на подчиненных можно действовать наградами, страхом и личным примером. Сам адмирал предпочитал воздействовать личным примером. В Синопском сражении он показывал матросам пример мужества и выдержки. Его корабль шел впереди и подвергался наибольшей опасности.

Вместе со своим другом адмиралом Корниловым Нахимов организовал оборону Севастополя. А после смерти Корнилова возглавил оборону. Он вникал во все вопросы, успевал везде. Он всегда появлялся в самых опасных местах, подбадривал защитников города. Матросы любили Нахимова, называли его «наш старик Павел Степанович».

Погиб адмирал на одном из бастионов Севастополя во время жестокого обстрела. Похоронили флотоводца во Владимирском соборе рядом с другими выдающимися адмиралами. В самом центре Севастополя установлен памятник адмиралу Нахимову. В память о флотоводце учреждены орден Нахимова двух степеней и медаль Нахимова, которыми награждают военных моряков.

Имя Нахимова носит училище, где готовят будущих командиров российского флота.

Морские кадеты - нахимовцы

Ведущий 1. Те, кто хотят связать свою жизнь с морем, стать морскими офицерами, приезжают в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Нахимовское училище. С момента образования училища в 1944 г. тысячи выпускников стали офицерами флота, многие стали адмиралами, командирами подводных лодок и надводных кораблей. Все они - патриоты России, Российского военно-морского флота.

Мы получили письмо от одного из нахимовцев. В этом письме - рассказ о жизни современных морских кадетов. Это письмо прочитает (имя, фамилия)*.

Ведущий 9. «Привет, Маринка! Поздравь меня: я стал нахимовцем. Теперь 3 года своей жизни я проведу в старинном особняке на Петроградской набережной, в самом центре Санкт-Петербурга, на полном государственном обеспечении. Сразу после экзаменов мы отправились в летний учебный лагерь. Здесь, в сосновом лесу, на берегу озера, целый месяц мы изучали основы военно-морского дела: строевую подготовку, греблю, управление шлюпкой под парусом.

Теперь про учебу. Распорядок у нахимовцев очень строгий - 6 часов учебных занятий, 3 часа самоподготовки, потом свободные занятия. Увольнение в город только по субботам и воскресеньям. В городе мы своих сразу узнаем: нахимовцы носят военно-морскую форму с особыми знаками отличия.

В будние дни в училище есть чем заняться: 2 раза в неделю смотрим кино, есть тут и своя телестудия. Можно тренироваться в бассейне, в спортивном зале или в стрелковом тире. А еще всех учат бальным танцам. Можно заниматься художественной самодеятельностью.

Надеемся, что летом отправимся в морской поход. «Старички» рассказывают, что уже побывали в Финляндии, Голландии, Дании, Англии, США, Франции, Греции, Италии и других странах. Так что жди писем из «кругосветки».

Рядом с Нахимовским училищем пришвартован крейсер «Аврора». По традиции здесь проходят торжественные выпуски нахимовцев. Каждый выпускник получает аттестат о среднем образовании и специальный нагрудный знак с барельефом адмирала Нахимова. Наших выпускников принимают в высшие военно-морские училища без экзаменов.

Вот пока и все мои новости. С военно-морским приветом, Сергей Петров.

Санкт-Петербург, январь 2008 года».

Я так думаю!

Ведущий 1. А теперь мы приглашаем вас высказаться на форуме. Передаю слово ведущей форума.

Классный руководитель. Ребята, сегодня вы получили много информации. Хотелось бы услышать ваши мнения: какие факты вас удивили, заинтересовали, чье выступление не оставило вас равнодушными? Представьте себе, что вас попросили дать интервью.

(Учитель называет фамилии детей, предлагает высказаться. Дети делятся своими впечатлениями об услышанном.)

А теперь предлагаю вопросы для обсуждения.

1.О каких трех видах патриотизма говорил Н.М. Карамзин? (О физическом, моральном и политическом.)

2. Согласны ли вы, что истинный патриот должен сочетать в себе все 3 вида патриотизма?

3. Петр Первый, адмиралы Нахимов и Корнилов, лейтенант Ильин, художник Айвазовский - можно ли назвать их истинными патриотами? (Да, потому что они любили свою землю, любили свой народ, все делали ради славы Отечества.)

4. Нахимов предпочитал воздействовать на подчиненных личным примером. Может ли так действовать современный командир?

5. Нахимов и Корнилов были кадетами, окончили Морской кадетский корпус. Что общего у этих кадетов с современными кадетами? (Высокие представления о долге, чести, строгие моральные принципы, патриотизм, широта интересов, порядочность, честность и т. п.)

6. Иван Константинович Айвазовский был мастером морского пейзажа. Как вы думаете, что заставляло его изображать морские сражения? (Может быть, чувство долга - сохранить для потомков память об этих сражениях.)

7. Хотелось бы вам поступить в Нахимовское училище? Что интересного и что плохого в жизни нахимовца?

8. Вас не поразили цифры о соотношении потерь: Чесменское сражение - 10 тысяч турок, и 11 русских (в тысячу раз меньше погибших!), Синопское сражение - 3 тысячи турок и 38 русских (в 100 раз меньше погибших!)? Как вы думаете, в чем причина таких больших потерь у противника?

Примерные ответы детей:

- У турецких моряков не было такой дисциплины, не было доверия к командирам.

- Турки легко поддавались панике.

- Турецкие моряки не верили в победу, не были патриотами.

- Турки были слишком самоуверенны, считали, что русский флот слабее турецкого.

- Турецкие командиры не берегли своих матросов, не ценили людей.

- Русские адмиралы хорошо продумывали тактику боя, предвидели все случайности, думали о людях.

- Русские моряки были более искусными, умели воевать.

Классный руководитель. Мы заканчиваем обсуждение. Цель нашего форума не в том, чтобы найти ответы на сложные вопросы, а в том, чтобы поднять эти вопросы, заставить вас задуматься. Долг, честь, совесть, патриотизм - все эти понятия, казалось бы, не имеют отношения к повседневной жизни. Но без этих понятий человек не может состояться как личность, как гражданин.

Ведущий 1. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Благодарим вас за внимание. До новых встреч.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшний выпуск журнала? Считаете ли вы важными для себя темы, поднятые нашими корреспондентами?

Литература

1. Митяев А. Книга будущих адмиралов. М., 1979.

2. Тарле Е.В. Павел Степанович Нахимов//Великие русские люди. М.: Молодая гвардия, 1985.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 9 класс

Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий

Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?

Классный час на тему экология 9 класс

Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс

Елена Ивановна Япрынцева # 8 февраля 2015 в 12:57 0
Очень интересный сценарий! Подача материала, причем затрагивающая сопутствующие темы о Нахимове, включая и художников, форум как итог - замечательная форма проведения классного часа.
Ирина Александровна Смогунова # 17 июня 2015 в 21:08 0
Замечательный классный час! Интересная подача материала: в виде устного журнала. Форум, где ребята могут высказаться, отличная находка. В наше время дети практически не могут говорить, с трудом высказывают своё мнение. А форум научит их облекать мысли в слова.