Цель:
• воспитание правовой культуры школьников, нравственно-правовой ответственности за свои поступки, чувства причастности к мировому правовому сообществу.
Оборудование: если есть возможность, то размножить тексты ситуаций для всех участников.
Вступительное слово классного руководителя: «Зачем изучать закон».
Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить).
Про человека, знающего, куда обращаться за защитой своих прав, да к тому же умеющего юридически грамотно сформулировать требования, говорят, что он обладает правовой культурой. Что такое правовая культура и что она дает человеку?
Правовая культура —- составная часть общей культуры человека. При этом речь идет о внутренней культуре, а не той, которая существует вне человека, — искусство, живопись, архитектура и т. д. Правовая культура человека свидетельствует о том, как он относится к законам, как соблюдает их, умеет ли уважать права других людей. Правовая культура базируется прежде всего на знаниях в области права. Только они могут уберечь от многих ошибок и неприятностей.
В первую очередь надо знать, что право — это особый регулятор общественных и человеческих отношений. Оно выражается в системе правовых норм (правил), которые закрепляют сложившиеся в обществе представления о справедливости и порядке. Право охватывает все важнейшие сферы жизни человека, его можно представить в виде системы, которая состоит из больших групп правовых норм, объединенных в отрасли права. При этом каждая отрасль права регулирует только определенные общественные отношения, например, семейные, уголовные, гражданские, жилищные.
а) Внимательно прослушайте (или прочтите) текст и ответьте на вопросы.
1. Л. Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях».
Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение.
Сделайте так, чтобы законы меньше покровительствовали сословиям, чем самим людям. Сделайте так, чтобы люди боялись их и только их. Страх перед законами благодетелен, но страх человека перед человеком гибелен и порождает преступления. Порабощенные люди всегда более сластолюбивы, распутны и жестоки, чем свободные люди...
Наконец, самое верное, но и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания.
Вопросы:
• Как следует предупреждать преступления?
• Насколько страх перед законами является гарантией их выполнения? Согласны ли вы с позицией автора по этому вопросу?
• Как следует воспитывать людей, чтобы предупреждать преступления?
2. В.А. Соловьев «Значение государства».
Закон есть общепризнанное и безличное (т. е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права, или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, — определение или общее понятие, осуществляемое чрез особые суждения в единичных случаях или делах.
Отсюда три отличительных признака закона: I) его публичность — постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может потому иметь силы закона; 2) его конкретность — закон выражает норму действительных жизненных отношений в данной общественной среде, а не какие-нибудь отвлеченные истины и идеалы, и 3) его реальная применимость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, ради чего с ним всегда связана так называемая «санкция», т. е. угроза принудительными и карательными мерами, — на случай неисполнения его требований или нарушения его запрещений.
Вопросы:
• Как автор определяет понятие «закон»? Сравните его с другими известными вам определениями.
• Каковы основные отличительные признаки закона? Как вы понимаете их толкование в тексте документа?
3. Ф. Н. Плевако «Избранные речи» (1842—1908 гг.).
Суд — не война. Там, озабоченная сокрушением вражьей дерзости, величием и славой Отечества, государственная власть возводит в подвиг все меры, от мин и подкопов до засад и вылазок, которыми разумный военачальник сокрушает неприятеля и охраняет жизнь вверенных ему защитников Отечества.
Но в судебном бою — другие условия: подсудимый — сын своей страны и, может быть, наш несчастный, может быть, еще гонимый брат. Закон столь же думает о нем, сколь и о необходимости кары действительному злодею.
Отсюда его забота о даровании подсудимому всех средств оправдания, отсюда его милосердие, растворяющее строгость кары.
Процесс принимает вид не истребления, а поединка между охраной закона и охраной личной чести.
Допускаемые в бою мины и засады, вылазки и диверсии, здесь не у места: здесь они нарушают чувство меры...
Закон не желает обвинения подсудимого во что бы то ни стало: им оставлена теория, требующая для страха подданных сильных и частых обвинений, — он хочет осуждения только тех, чья вина несомненна, всякие же сомнения он требует принять в пользу подсудимого. Закону важнее, чтобы суд был строг к доказательствам и не жесток к подсудимым. Закону одинаково дороги интересы как обвинения, так и оправдания. Никогда не принесет он основательности судебных решений в жертву минутному интересу обвинения того или другого лица.
Вопросы:
• О каких принципах судопроизводства говорит автор?
• Какова главная задача суда?
• Что является основой для выбора судьями того или иного решения?
4. Б. А. Кистяковский «В защиту права» (1916 г.).
Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая шкала первой...
Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т. е. в правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, что составляет задачу этики, а их поведение внешнее. Определяя внешнее поведение, правовые нормы, однако, сами не являются чем-то внешним, так как они живут прежде всего в нашем сознании и являются такими же внутренними элементами нашего духа, как и этические нормы. Только будучи выраженными в статьях законов или примененными в жизни, они приобретают и внешнее существование.
Вопросы:
• Как соотносятся право и свобода?
• Что такое внешняя и внутренняя свобода? Согласны ли вы с мнением автора по этому вопросу?
• Зачем нужны правовые нормы?
5. М. Л. Кинг «Письмо из Бирмингемской тюрьмы» (1963 г.).
Существует два типа законов: справедливые и несправедливые. Я первый готов выступить за подчинение справедливым законам. Подчиняться справедливым законам — не только юридическая, но и моральная обязанность. И,
наоборот, существует моральная обязанность не подчиняться несправедливому закону. И я согласен со святым Августином, что «несправедливый закон — это вообще не закон...»
Тот, кто нарушает несправедливый закон, должен делать это открыто, без ненависти, с готовностью принять наказание. Я считаю, что человек, нарушающий несправедливый, как подсказывает ему совесть, закон, с готовностью принимающий наказание и остающийся в тюрьме, чтобы пробудить у общества стыд за несправедливость, подает в действительности пример глубочайшего уважения к закону...
Вопросы:
• Согласны ли вы с позицией автора?
• Какие законы, на ваш взгляд, следует считать несправедливыми?
• Каким образом можно добиваться изменения несправедливых законов?
6. Д. Локк «Два трактата о правлении» (1690 г.).
Кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом — для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны сообщества от вторжений и захватов. И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.
Вопросы:
• Каково главное отличие законов от указов?
• В чем главное назначение законов?
• Насколько законы должны быть постоянны?
б) Прослушайте (или прочтите) — изречения великих и определите свое отношение к ним.
Правительства, ограничивающие свободу слова, потому что оно распространяет истины для него неприятные, поступают подобно детям, которые закрывают глаза, когда не хотят, чтобы их видели. (Л. Берне)
Преступление должно тушить скорей, чем пожар. (Гераклит)
Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития. (Ж.-Ж. Руссо)
Право первоначально не зависит от закона, а, наоборот, закон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом и по праву, только превращает право в долг для других. (Л. Фейербах)
Законы обязательны лишь тогда, когда они согласуются со справедливостью, тем самым — с вечным законом. (Лев XIII)
Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы. (К. Ясперс)
Дело революции — война и гражданская война, тогда как дело конституции — победа мира. (Ю. Хабермас)
Бесполезные законы ослабляют законы необходимые. (Ш. Монтескье)
Хорошие законы порождены дурными нравами. (Тацит)'
в) Прослушайте (или прочтите) правовой словарь и определите, какое отношение имеет он к теме сегодняшнего практикума.
Арбитраж (третейский суд) — орган для разрешения споров между предпринимателями, учреждениями.
Соглашение, особенно в безгосударственном обществе, об урегулировании конфликтов и споров между двумя сторонами при посредничестве третьего лица, выступающего в роли арбитра.
Негосударственный орган, рассматривающий экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон.
Вето (от лат. veto — запрещаю) — устный или письменный запрет, наложенный уполномоченным на то органом или лицом.
В современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов.
Грабеж — открытое хищение чужого имущества. (Ст. 161 УК РФ).
Декларация (лат. declaratio — заявление) — в конституционном праве название отдельных политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства. Специфической чертой декларации как нормативно-правового акта является слишком общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного урегулирования.
Закон — юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
Необходимое, существенное, стабильно повторяющееся отношение между явлениями. Научный закон — система понятий, отражающих наиболее значительные связи в природе и обществе. В другом значении — указание на то, как должен человек вести себя в обществе (нравственный, правовой закон).
Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность — неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
Режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах; определенного класса, социальных групп или народа в целом; требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
Состояние принадлежности законного, согласного с законами, на них основанного.
Конституция — Основной закон (законы) страны, закрепляющий определенное государственное устройство, структуру и компетенцию органов власти, обладающий реальным практическим действием, имеющий высшую юридическую силу и изменяемый путем особой процедуры.
От лат. Constitution — установление, устройство в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
Политико-правовая форма волеизъявления народа — совокупность фундаментальных правил, законов, обычаев и традиций, которые определяют основные способы организации и действий власти.
Мини-итоги классного часа: после прослушанных мнений и суждений учеников учитель должен правильно их обобщить.
Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий
Классный час на тему экология 9 класс
Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс
Ирина Александровна Смогунова # 17 июня 2015 в 20:57 0 |
Наталья Николаевна Якимович # 6 ноября 2015 в 23:19 0 |