Цель: развитие творческого потенциала, актуализация творчества поэтессы.
Предварительная подготовка: хорошо, если ребята заранее подготовят стихи и песни для выступления на этом вечере. Также необходимо заранее выбрать помощников из класса и отрепетировать с ними весь сценарий.
Оформление кабинета: фотографии поэтессы, томики ее стихов, можно оформить кабинет в романтическом стиле - со свечами, белыми скатертями и так далее. Перед портретом М. Цветаевой можно поставить стул, на стуле - горящую свечу и цветы, сбоку стол и стул для Марины (ученицы, исполняющей ее роль). На доске - стенды со стихами. Чтение стихов может сопровождаться показом слайдов.
Учитель. Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушив ее.
Ученица. Поэзия - это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.
Учитель. Поэзия - музыка слов. Всякий ли человек, великий или малый, бывает поэтом? В. Шекспир так сказал об этом:
Поэт в святом восторге
Парит, как царь, меж небом и землей.
Уму людей дарована способность:
Воображать чего на свете нет.
Звучит музыка Моцарта «Фантазия a-moll».
Ученица.
В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Звон колоколов (запись).
Фрагмент из произведения К. Паустовского «Лавровый венок».
Учитель. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, выходец из трудовой среды, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцев- ского Музея изящных искусств - ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Появляется ученица, исполняющая роль Марины Цветаевой, садится за стол.
Марина Цветаева.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ученица. Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.
Марина Цветаева.
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Учител ь. Из воспоминаний М. Цветаевой: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать, самолюбиво подавив вздох, сказала: «По крайней мере будет музыкантша». И когда моим первым, явно - бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала». И тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму».
Ученица. «Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося «Молодец!», холодно прибавляла: «Впрочем, ты ни при чем - слух - от Бога». Так это у меня навсегда и осталось, что я - ни при чем; что слух - от Бога. Это охранило меня и от самомнения, и от самосомнения, и от всякого в искусстве самолюбия - раз Слух от Бога. «Твое - только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», - говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и поэтому запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь».
Учитель. Гостеприимный, уютный дом Цветаевых в одном из старинных Московских переулков стал в те годы известным культурным центром. Там собирались для дружеских бесед и споров, для музыки многие видные представители художественных кругов Москвы.
Ученица. Уже в шестилетнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по - немецки. Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка, дочь известного ученого, профессора Московского Императорского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15-17 лет (некоторые еще раньше), которые получили высокую оценку известных поэтов - М. Волошина и В. Брюсова. Одобрительно отозвался о книге и Н. Гумилев: «Марина Цветаева внутренне своеобразна... Эта книга, - заключал он свою рецензию, - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».
На фоне музыки Ж.-Б. Молли «Ария» звучит стихотворение «Домики старой Москвы».
Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?
Где клавесина аккорды.
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор...
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, -
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
Учитель. Но почему же «вечерний»? Порог юности - вечер детства. А детство было прекрасным. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Оно росла и boci мтывалась под надзором бонн и гувернанток. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «Старофранцузская литература».
Ученица. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Ее мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого А. Рубинштейна. Отец - создатель Музея изобразительных искусств (ныне имени А.С. Пушкина). Неудивительно, что и Марина была образованнейшим человеком.
Марина Цветаева читает стихотворение «Встреча с Пушкиным».
Учитель. С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина, в юности открыв для себя Гете и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала творчество Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пушкин меня заразил любовью. Словом - любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.
Звучит романс М. Таривердиева «У зеркала» на стихи М. Цветаевой.
Учитель. Самым первым, кто хорошо принял «Вечерний альбом» юной поэтессы, был прославленный поэт Максимилиан Волошин. Марину Цветаеву он посетил у нее в доме в Трехпрудном.
Ученица. Из воспоминаний М. Цветаевой о встрече с М. Волошиным: «Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Под цилиндром безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос: - Можно мне видеть Марину Цветаеву? - Я. - А я - Макс Волошин. К Вам можно? - Очень! Прошли наверх в детские комнаты: - Вы читали мою статью о Вас? - Нет. - Я так и думал и потому принес ее Вам. Она уже месяц как появилась. А еще через месяц были стихи».
Учитель. Цветаева считала Б. Пастернака самым близким ей по духу поэтом, единомышленником, «братом в пятом времени года, шестом чувстве, четвертом измерении».
Читается стихотворение «Любить иных - тяжелый крест...» Б. Пастернака.
Ученица. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием.
Марина Цветаева.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
Звучит музыка. П. Гапон «Оборванные струны». Звучит громко, затем затихает, идет фоном. М. Цветаева читает стихотворение «Генералам двенадцатого года». Музыка заканчивается.
Учитель. Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами.
Ученица. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Марина Цветаева.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! любим! любим! –
Расписывалась - радугой небесной.
Учитель. Где-то в начале совместной жизни она сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно».
Ученица. Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.
Учитель. А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «...всю жизнь напролет пролюбила не тех...». Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.
Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М. Цветаевой.
Ученица. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк...
Марина Цветаева.
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не поплывет под нашими ногами.
Учитель. Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры М. Минцу.
Звучит романс М. Таривердиева «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой.
Ученица. До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений.
Учитель. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессы...
Марина Цветаева.
Бессонница меня толкнула в путь.
- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю круглую волнующую землю!..
Ученица. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа - вот что пронзало ее душу.
Марина Цветаева.
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки...
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»
«Простите меня, мои горы!»
Наталья Александровна Швырева # 22 августа 2014 в 06:15 0 | ||
|
Наталья Викторовна Устимова # 29 декабря 2015 в 00:02 0 | ||
|