Цель: проанализировать различные способы взаимодействия в группе, выбрать организационную структуру класса.
Форма: игра-эксперимент.
Подготовительная работа.
Эта игра необходима в классе, где ребята способны проанализировать происходящее, сумеют вместе с педагогами сделать необходимые выводы. Особенно такая форма работы поможет классному руководителю, чей класс как коллектив еще не сформировался (например, 10-й класс собран из нескольких) и где нет сложившейся системы взаимоотношений. Для игры потребуется раздаточный материал:
✏ две копии описания систем общения (рис. 1 и 2):
Рис 1: Общаться можно только с боссом.
Рис 2. Общаться можно только с соседями по каждую сторону.
✏ секундомер;
✏ копии текста логической задачи для каждого участника (задача должна соответствовать интеллектуальному уровню развития ребят).
Приведем возможную задачу:
Рыболовы. Леня, Дима, Коля и Саша подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. В результате выяснилось: Саша поймал больше, чем Коля, Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Саша. Леня и Саша вместе поймали рыбы меньше, чем Дима и Коля. Как распределились между рыболовами места по количеству выловленной рыбы? (Ответ: больше всех поймал рыбы Дима. За ним - Саша, затем Коля, а Леня - самый неудачливый.);
✏ копии словарных списков, разрезанные на пять частей.
Поделите класс на две равные группы. В игре это две компании. Можно предложить ребятам дать название своим компаниям. (Пока условно назовем их А и Б.) Компании А и Б - конкуренты. Каждая разрабатывает новую видеоигру. Та, которая первой решит две важные проблемы - словарную и логическую первой выйдет со своей продукцией на рынок, а вторая - рухнет.
Вручите каждой компании копии описания стилей общения. Пусть они расставят стулья так, чтобы получилось, как на рисунке. Итак, компания А организована так, что центральное место в ней занимает босс (см. рис. 1). Сотрудники компании могут общаться только с боссом. Надо его выбрать или пусть кто-то станет им добровольно.
Компания Б организована по кольцу: в ней каждый сотрудник может общаться с любым из двух соседей по обе стороны от него (см. рис.2).
Следующий удостоверится, что каждому понятно, с кем он может, а с кем не может общаться. Скажите, что всем нужно разговаривать очень тихо, чтобы не слышали остальные. Если компания решает задачу, все поднимают руки.
✏ Первая задача: «Необходимо найти пароль для запуска видеоигры. В компьютере он пропал, а вспомнить его никто не может. Единственный способ его восстановить - это сравнить несколько списков слов и найти то из них, которое содержится во всех списках».
Список 1 |
Список 2 |
Список 3 |
Список 4 |
Список 5 |
угол |
деньги |
клоун |
писк |
мышь |
завтрак |
рыба |
страница |
время |
кафель |
современный |
счастье |
яблоко |
запад |
конец |
ношеный |
писк |
ноль |
пустой |
кратер |
солнце |
пальто |
верх |
веревка |
писк |
ломаный |
цепь |
пищалка |
карандаш |
дерево |
книжка |
широкий |
квадрат |
золото |
нос |
писк |
ковер |
орел |
корова |
лента |
плоскость |
цветок |
голубой |
земля |
коричневый |
письмо |
радио |
писк |
рубаха |
трава |
Засеките время, которое затратят компании на решение задачи, следите, чтобы в каждой из них соблюдались заданные правила общения.
Когда обе команды решат словарную задачу, им дается следующая установка. В компании А сменилось руководство, и в ней решили перейти на систему кольцевых отношений. Компания Б тем временем перешла к централизованной системе отношений. Пусть в компании Б выберут босса или кто-нибудь станет им добровольно. Напомните, что в компании А теперь босса нет.
✏ Вторая задача: «В видеоигре используется логическая задача. Вам необходимо ее решить».
В завершение необходимо проанализировать ход эксперимента. Предложите ребятам высказаться, отвечая на вопросы:
♦ какая компания быстрее справилась с первой задачей? А как вы предполагали?
♦ какая компания быстрее решила логическую задачу? Вы ожидали
Обсудите, что ребята думают о каждом способе общения. Составьте список преимуществ и недостатков каждого способа.
Подумайте, какие еще системы отношений в группах могли бы работать не хуже.
Сделайте выводы, насколько важно, чтобы в классе была определенная система коллективного мышления. То, какой способ коллективной работы лучше, зависит от ситуации. В чрезвычайных ситуациях, когда нет времени выслушать каждого и прийти к общему согласию, разумнее всего сделать так, чтобы кто-то один принимал решение и говорил остальным, что делать. В большинстве других случаев проблемы решаются проще и быстрее при наличии обратной связи, когда к каждому поступают сведения о том, как идут дела. В связи с этим можно решить, какая структура отношений необходима классу. Ее можно разработать совместными усилиями и затем продумать, как ее реализовать. Важно, чтобы ребята понимали, зачем производится, например, деление на микрогруппы, даются определенные поручения. Игра-эксперимент - неплохое начало для организационного собрания, так как позволяет наделе убедиться в особенностях взаимодействия.
Классный час на тему экология 9 класс
Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс
Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!