Семейные ценности. Классный час

Семейные ценности. Классный час

Ведущая. Действительно, одной романтикой и чувствами не проживешь, от повседневности никуда не денешься. Поэтому семьи, соединив воедино свои чувства и серьезный повседневный труд, могут рассчитывать на долгую совместную жизнь. Каждая семья относится к распределению обязанностей по-своему. Если в семье царит атмосфера бытового творчества, то все семейные дела выполняются совместно. Каждый из супругов должен быть готов выполнить ту работу, которую другой не успел сделать ввиду своей занятости. И споров тогда не возникнет.

Есть семьи, в которых основные дела по дому выполняются вместе, а некоторые из них становятся обязанностью одного из супругов (например, закупка продуктов). Это тоже хороший вариант, способствующий налаживанию семейного быта.

Но ведь достаточно и таких семей, в которых царит дух бытовой неустроенности или бытовой эксплуатации мужчины или женщины. Перекладывание обязанностей друг на друга приводит к тому, что домашние дела так и остаются несделанными, а в доме постоянно нет то хлеба, то соли, потому что кто-то обязательно забудет это купить. Не лучше и бытовая эксплуатация, когда жена, а в некоторых случаях и муж превращаются в раба дома. Бытовое сотрудничество - это, конечно, идеальный вариант ведения хозяйства. При таком сотрудничестве участие в домашних делах принимают и дети.

Ученик. Думаю, что быт семьи никак не должен исключать понятие «отдых», который тоже лучше планировать вместе и с учетом интересов друг друга.

Ведущая. Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.

Психолог. Все, о чем мы сейчас говорили, свойственно гармоничному семейному союзу. Но достичь семейной гармонии и счастья - задача не из легких. Чем больше вы будете знать о построении семейных отношений, чем чаще вы об этом станете задумываться, тем вероятнее, что вы сможете избежать ошибок и разумно построить свою дальнейшую жизнь. Сейчас я хочу ознакомить вас с неблагоприятными типами отношений в семье.

Есть семьи, которые со стороны выглядят благополучно. Жизнь идет размеренно, тихо, спокойно. Но это только на первый взгляд кажется, что все так хорошо. В подобных семьях могут царить скука и повышенное чувство ответственности. Искренность чувств уже пропала. Превалируют негативные чувства, но эмоции сдерживаются. В такой внешне спокойной семье царят усталость, депрессия, тоска.

Другие же семьи, наоборот, постоянно выясняют отношения. Ссоры и скандалы, уходы и возвращения постоянно чередуются. За оскорблениями следуют эмоциональные признания в любви. Жизнь супругов полна стрессов и нервного перенапряжения.

Существует такой тип семьи, которая носит название «семья- санаторий». Явная дисгармония здесь заключается в том, что один из членов семьи ограничивает свои обязанности (из-за повышенной тревожности перед окружающим миром), заставляя других находиться в постоянной тревоге за него и проявлять особую заботу. Другие же члены семьи испытывают при этом недостаток в любви и внимании, а частое чувство тревоги создает большие нервные перегрузки.

Есть «семьи-крепости», в которых четко усвоены представления об агрессивности, угрозах и жестокости внешнего мира. Члены таких семей выплескивают все негативные эмоции, возникающие в семье, как на окружающий мир в целом, так и на отдельных его представителей. Сыплются упреки и даже угрозы. Обычно эмоциональный мир внутри семьи нарушен, нет естественной теплоты, но есть жесткий регламент, пассивное подчинение. Здесь только видимость солидарности и содружества. В таких семьях чаще всего один из родителей деспот, а другой мелочно заботлив.

В «семье-театре» обычно один из супругов остро испытывает необходимость в любовании и внимании. А контакт с детьми заменяется материальными благами. В такой семье многое напоказ, даже любовь и забота.

Психологическая незрелость супругов приводит к образованию семей под названием «третий лишний». Эмоционально значимыми остаются только супружеские отношения. А в отношениях с ребенком - скрытое неприятие.

В дисгармоничном типе семей есть и такой - «семья с кумиром». Все свои нереализованные чувства родители переносят на ребенка, превращая его в кумира, преувеличивая его реальные и мнимые достоинства. Себе же оставляют самоотречение и жертвенность.

Отношения в семьях типа «семья-маскарад» построены на несогласованности действий родителей. Например, на слишком завышенной требовательности отца и всепрощении матери. Постоянные противоречия рождают чувство тревожности и растерянности.

Дисгармоничные отношения в семьях отрицательно влияют на воспитание детей. Страдают не только супруги, вся дисгармония их брака сказывается на здоровье и на становлении личности будущего взрослого человека и гражданина.

Не всегда супруги понимают и могут самостоятельно разобраться во внутренней сущности семейного неблагополучия. Им приходит на помощь психологическая служба.

Ведущая. Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. Вам в будущем строить свои семьи и семейные отношения. А для этого, кроме чувств, нужны знания и большой труд. Надеюсь, знания помогут вам построить правильные семейные отношения.

(Психолог проводит тренинг.)

Вам предлагается побыть в роли психолога-консультанта. Составьте список вопросов для будущих жениха и невесты. При помощи ваших вопросов молодые люди должны определить обдуманность своего выбора и спрогнозировать предстоящие трудности в семейной жизни.

(Список вопросов, составленный учащимися, сравнивается с имеющимся у психолога. Результаты обсуждаются.)

1. Имеете ли вы примерно одинаковые представления о жизни и совпадают ли ваши идеалы?

2. Доволен ли ваш избранник (избранница) своей будущей (настоящей) профессией?

3. В одинаковой ли мере вы общительны?

4. Был ли один из вас разведен?

5. Можете ли вы во всем рассчитывать на своего партнера (партнершу)?

6. Давно ли вы знакомы?

7. Часто ли бывают между вами недомолвки?

8. Одинаково ли вы смотрите на вопросы воспитания детей?

9. Возражают ли родители против вашего брака?

10. Имеете ли вы приблизительно одинаковое образование?

11. Вы оба здоровы?

12. В одинаковой ли степени вы эмоциональны?

13. У вашего избранника (избранницы) хорошее воспитание?

14.Удачен ли брак ваших родителей?

15. Проявляет ли ваш избранник (избранница) необоснованную ревность?

16. Остается ли ваш избранник (избранница) спокойным, если вы даже вспылите?

17. Совпадают ли ваши мнения по вопросам интимной жизни?

18. Уверены ли вы, что ваш избранник (избранница) не имеет вредных привычек?

19. В одинаковой ли мере вы добросовестны и ответственны?

20. Одинаково ли ваше желание иметь детей?

Ведущая. Психологи утверждают, что успешность отношений находится в непосредственной зависимости от степени сходства во взглядах супругов (или влюбленных). Естественно, невозможно относиться ко всему совершенно одинаково. Но чем больше сходства в главных вопросах жизни и жизнедеятельности семьи, тем проще строить взаимоотношения. И тем не менее это еще не гарантия того, что все в вашей семейной жизни будет благополучно. В чем же, на ваш взгляд, секреты семейного благополучия?

Ученики:

- в гармонии взаимоотношений, которая зависит от обоих;

- в том, чтобы не сужать сферу знакомств; общение с друзьями сделает жизнь более насыщенной и интересной;

- надо почаще замечать и отмечать друг в друге положительное, постоянное подчеркивание недостатков не укрепит отношения;

- надо принимать человека таким, какой он есть, не «перекраивать» его на свой манер, любимый человек должен стать героем моей мечты, а не подобием и тенью;

- природа любви не терпит фальши, лжи и неверности;

- надо уважать мир другого, его мысли, стремления, чувства, уметь поддержать и в радостную, и в трудную минуту - вот основа прочных отношений;

- думайте сначала о том, кто с вами рядом, а потом уж о себе;

- не разрешайте себе то, что вы запрещаете другому, признавайте права и достоинства человека, идущего по жизни рядом с вами.

Выводы и предложения участников:

• развитие личности предполагает накопление знаний и приобретение практических навыков по многим жизненно важным вопросам, в том числе и по вопросам культуры семейных отношений;

• каждому молодому человеку необходимо ознакомиться с азбукой семейных отношений;

• проблемы семейных отношений отражаются на жизни самого человека, его детей, родных, а благополучие каждой семьи имеет и государственное значение;

• необходимо продолжать изучение вопросов по теме «Этика и психология семейной жизни»;

• можно привлечь специалистов для более полного раскрытия тем: «Что такое готовность к браку», «Ранние браки», «Быть или не быть студенческой семье?», «Правовое регулирование семейных отношений», «Дети в семье», «Насилие в семье».

Ведущая. Наши беседы, рекомендации и даже тестирование и практикумы не являются обязательным рецептом спасения вас от последующих жизненных неурядиц. Процесс подготовки к семейной жизни и само становление семьи - дело достаточно сложное. И только от вас зависит, насколько разумно вы будете применять полученные знания и рекомендации для решения проблем.

(Библиотекарь знакомит всех с новинками литературы по данной теме.

Учитель по курсу «Мировая художественная культура» рассказывает о том, как много внимания уделяли и уделяют художники теме любви и семейных взаимоотношений. Демонстрирует репродукции картин.

Учитель изо предлагает ребятам разделиться на группы и нарисовать картину в тех тонах, которыми, по их мнению, можно передать состояние счастья. Лучшие работы могут быть продемонстрированы на школьной выставке (наиболее удачный материал передается в газету или специализированный журнал).)

Рекомендуем посмотреть:

Стихи о семье для детей

Классный час в 7-8 классе на тему Семья

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Семья — опора счастья»

Пословицы и поговорки о семье

Страницы: 1 2 3
Арбузова Светлана # 17 января 2014 в 15:52 +1
Арбузова Светлана Рудольфовна
Трудно найти более актуальную тему для классного часа, чем семья и семейные ценности.Автор проделал огромную работу по сбору материала, формы работы на классном часе разнообразны. Единственное, что меня смутило - задания на ранжирования представлены как тренинги.