Коллективное планирование — это не подготовка к делу, а само дело. Поэтому необходимы:
• подготовительный этап;
• собственно планирование — выяснение интересов и потребностей детей, их озабоченности происходящим, учет интересов и потребностей старших, которые рядом с ними;
• коллективный анализ проведенного планирования.
Цели: организовать коллективное планирование определенного этапа жизни коллектива; воспитывать культуру общения учащихся, умения жить в коллективе.
Форма проведения: разведка интересных дел.
Учащимся класса предлагается:
• поиск интересных людей;
• поиск интересных мест (музеи, театры, парки и т. д.), которые всем коллективом можно посетить;
• поиск тем, проблем, которые можно было бы обсудить всем вместе;
• поиск сферы приложения своих сил для оказания посильной помощи (в школе, в микрорайоне школы).
Предварительная подготовка
• четыре карточки (образец см. ниже);
• маркеры или фломастеры;
• конверт с жетонами разного цвета для деления на группы по цветовой гамме или четыре открытки, разрезанные на части по количеству человек в группе.
Первый этап
1. Создание у школьников мотивации деятельности: определение совместно с учащимися целей и задач предстоящего дела.
2. Деление класса на группы.
3. Определение последовательности действий и времени на выполнение каждого задания. Поскольку обсуждение в группе каждого вопроса и совместная выработка решения проводятся в режиме мозгового штурма, необходимо ограничить время, для того чтобы стимулировать активную творческую деятельность детей.
Ритуал начала
Ребята, объединенные в группы, кладут руки друг другу на плечи и мысленно желают друг другу успехов. Ведущий оглашает закон общения для класса на время проведения мероприятия:
• правая поднятая вверх рука обозначает внимание, тишину, желание высказаться;
• указательный палец, приложенный к губам, - знак молчания, общей работы.
Второй этап
Каждая группа получает карточку, читает стихотворный призыв, настраивающий на работу, вопрос, на который после обсуждения в группе необходимо ответить, записав ответ в одно из «окон» карточки и обозначив в нем маркером цветовой символ своей группы.
Ответ может быть один, а может быть записано предложение каждого члена группы.
После ответа на предложенный вопрос каждой микрогруппой карточки передаются из одной в другую по принципу эстафеты, пока полностью заполненная карточка не вернется вновь к группе, которая начинала работу с ней.
Количество карточек, «окон» карточки и количество вопросов соответствуют количеству групп.
Вопросы на карточках
1. Каким классом мы хотим быть?
2. Какие классные дела мы проведем?
3. С кем мы хотим встретиться?
4. Какие места мы можем посетить?
5. Что полезного мы можем сделать?
6. Что мы можем совместно прочитать?
7. Какие темы или проблемы мы можем обсудить в ходе дискуссии в классе?
8. Какие дела в классе можно и нужно провести?
9. Что мы предложим в план класса?
10. Что предложим в план работы школы?
Примечание. Классный руководитель, организующий планирование, может работать в одной из групп и через нее вносить свои предложения по всем вопросам.
Третий этап
Группы получают заполненную всеми участниками игры карточку, читают все предложения, обобщают их до трех — пяти конкретных предложений.
Затем каждая группа выбирает своего представителя и поочередно выносит свои предложения на суд всех.
Ведущий предлагает оценить все предложенное ребятами, внести дополнения.
Затем выбирается совет дела по планированию, задача которого:
• сверстать план работы на планируемый период;
• выбрать реальные дела, мероприятия и предложить их членам коллектива.
Эта работа проводится советом дела после завершения коллективного планирования.
Четвертый этап
Участники высказывают свое отношение к проведенному делу, отмечая его плюсы и минусы.
Ведущий благодарит всех за работу и предлагает остаться совету дела по планированию для завершения дела.
Образцы карточек, предлагаемых группам:
Карточка 1
Идея пришла? Кричите «ура»! Интересной, насыщенной будет игра! Всех поразите идеей своей, Жизнь наша станет светлей и добрей! |
|
Уважаемые ребята! У нас объявлен общий сбор класса! Вам предлагается ответить на вопрос: какие темы вы хотели бы обсудить вместе? |
|
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
Спасибо! |
Карточка 2
Ребята, привет! Нужен добрый совет. Выдвигай поскорей много разных идей. Принимаются для накопления Все идеи без исключения! |
|
Уважаемые ребята! У нас объявлен общий сбор класса. Вам предлагается ответить на вопрос: с кем вы хотели бы встретиться в течение учебного года, четверти? |
|
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
Спасибо! |
Карточка 3
Добро пожаловать в страну фантазии. Ждем предложений, задумок всегда! Представьте, что вы генератор идей. Фиксируйте их на бумаге скорей! |
|
Уважаемые ребята! У нас объявлен общий сбор класса. Вам предлагается ответить на вопрос: как сделать жизнь нашего класса интересной, разнообразной и увлекательной? |
|
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
Спасибо! |
Карточка 4
Идеи свои, друзья, выдвигайте, Свое воображение скорее включайте И в этот листок не забудьте вписать, Нам это поможет активными стать! |
|
Уважаемые ребята! У нас объявлен общий сбор класса! Вам предлагается ответить на вопрос: какие места вы хотели бы посетить всем классом? |
|
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
Спасибо! |
После того как каждый ученик класса заполнит анкету, начинается работа в группах.
Это необходимо для того, чтобы согласовать мнения всех членов группы и представить согласованный результат.
Затем все анкеты собирают и обобщают.
Таблица результатов дана ниже.
|
Проблема 1 |
Проблема 2 |
Проблема 3 |
Проблема 4 |
Группа 1 |
|
|
|
|
Группа 2 |
|
|
|
|
Группа 3 |
|
|
|
|
Группа 4 |
|
|
|
|
Количество самых популярных предложений |
|
|
|
|
Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения
Классный час в 5 классе о дружбе
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Нет комментариев. Ваш будет первым!