Участники: учащиеся 7-го класса, учитель истории и обществознания, классный руководитель, преподаватель педагогики пединститута, преподаватель права Учебного центра УВД.
Цели:
1) способствовать формированию правовой культуры учащихся;
2) содействовать развитию критического мышления;
3) обучать навыкам групповой работы.
Подготовительная работа
I. Всем учащимся дается задание: ознакомиться с Главой 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Затем ученики класса делятся на шесть микрогрупп, по четыре человека в каждой (таким образом, все учащиеся будут участвовать в подготовке классного часа). Каждая микрогруппа должна проанализировать Главу 2 Конституции в зависимости от «Шляп мышления»:
— белая шляпа означает констатацию факта (в данном случае учащимся в белых шляпах следует изложить основное содержание статей Главы 2 Конституции РФ);
— красная шляпа означает эмоции (ученикам нужно будет сказать, что они чувствовали во время чтения Конституции);
— желтая шляпа предполагает положительную оценку содержания изучаемого материала (в данном случае — статей Главы 2 Конституции РФ);
— черная шляпа означает критику (можно высказывать замечания по содержанию и оформлению текста Конституции);
— зеленая шляпа предполагает творчество (в данном случае — на усмотрение учащихся);
— фиолетовая или темно-синяя шляпа — подведение итогов, обобщение на философском уровне (в данном случае достаточно подведения итогов).
II. Каждая микрогруппа решает, где она будет размещаться во время своего выступления: сидя на месте, стоя возле своих парт, стоя у доски, сидя на стульях у доски лицом к классу или как-то иначе, и заранее сообщает об этом учителю.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске прикреплена увеличенная обложка Конституции РФ;
б) в классе в соответствии с возможностями помещения расположены: флаг, герб, текст гимна России и портрет президента РФ — гаранта Конституции;
в) на учащихся — шляпы мышления шести цветов из бумаги или картона;
г) перед каждым учеником лежит текст Главы 2 Конституции РФ;
д) в конце классного часа используется фортепиано или другой музыкальный инструмент (можно также использовать аудиокассету или компакт-диск).
I. Организация учащихся. Классный руководитель здоровается, представляет гостей и предлагает ученикам разместиться за партами в соответствии с цветом шляп.
II. Учитель истории и обществознания. Дорогие ребята, в пятом классе мы с вами говорили о флаге, гербе и гимне Российской Федерации, в шестом — о президенте Российской Федерации (Глава 4), а сегодня мы поведем речь о правах и свободах человека и гражданина (Глава 2), причем вы впервые выступите в качестве экспертов основного закона государства.
На классном часе присутствуют: преподаватель права Учебного центра УВД как специалист по юридическим Документам и преподаватель педагогики как специалист по технологии критического мышления.
III. Выступления учащихся («Шляпы мышления»).
Белая шляпа (констатация факта)
1-й ученик. Дорогие одноклассники, позвольте напомнить, что слово «конституция» произошло от латинского слова «constitutio» — устанавливаю. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. Это основной закон государства.
Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (Ст. 19).
2-й ученик. В Главе 2 перечисляется то, на что человек и гражданин имеет право:
— на жизнь (Ст. 20);
— на свободу и личную неприкосновенность (Ст. 22);
— на неприкосновенность частной жизни (Ст. 23);
— на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (Ст. 26);
— на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (Ст. 27);
— на защиту от безработицы, на отдых (Ст. 37);
— на жилище (Ст. 40);
— на охрану здоровья и медицинскую помощь (Ст. 41);
— на благоприятную окружающую среду (Ст. 42);
— на образование (Ст. 43);
— на доступ к культурным ценностям (Ст. 44).
3-й ученик. В этой же Главе указывается то, что государство гарантирует:
— свободу совести и вероисповедания (Ст. 28);
— свободу мысли и слова, свободу массовой информации (Ст. 29);
— право наследования (Ст. 35);
— свободу литературного, художественного, научного, технического и другого видов творчества, преподавания (Ст. 44).
4-й ученик. В Главе 2 называются следующие обязанности граждан:
— заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Ст. 44);
— платить законно установленные налоги и сборы (Ст. 57);
— сохранять природу и окружающую среду (Ст. 58);
— защищать Отечество (Ст. 59);
— совершеннолетним детям заботиться о нетрудоспособных родителях, а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (Ст. 38).
Красная шляпа (эмоции)
1-й ученик. Я почувствовал радость при чтении Статьи 22 от того, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Теперь, если меня будут обзывать, я скажу, что они нарушают Конституцию РФ.
2-й ученик. А я почувствовал возмущение, когда читал Статью 27 о свободе передвижения в РФ. Не по поводу статьи, а по поводу ее нарушения. Мы с папой ездили в Киев через Москву. Пока переезжали с Ленинградского вокзала на Киевский, нас три раза останавливала милиция.
3-й ученик. Я почувствовал недоумение, когда читал п. 2 Статьи 29. Там говорится о запрете любой дискриминации, но о запрете дискриминации по половому признаку ничего не сказано. А у нас на бытовом уровне происходит дискриминация женщин. Вот в рекламе женщина стирает, моет, убирает, пылесосит, готовит, ходит в магазин. А мужчина пьет пиво, ест «Данон» и обманывает начальника. И начальники у нас все мужчины. Все-таки у нас еще мужское общество.
4-й ученик. А мне было смешно, когда я читал п. 3 Статьи 19. Там написано: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
В моей книжке во втором слове «равные» в букве «в» не пропечаталась палочка слева, и получилось: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и разные возможности для их реализации». Мне кажется, что это больше похоже на правду, потому что женщине труднее сделать карьеру.
Желтая шляпа (положительная оценка)
1-й ученик. В России и раньше принимали законы, устанавливающие права личности:
— Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 г.;
— Манифест 19 февраля 1861 г.;
— Манифест 17 октября 1905 г.;
— 4 Советские Конституции (целого государства, а не отдельных его частей) 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.;
— Конституция РФ 1993 г., которая является их преемницей.
2-й ученик. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» самая большая, а другие главы содержат всего от 4 до 16 статей. Это говорит о демократическом характере Конституции.
3-й ученик. В Конституции РФ много прав человека и мало обязанностей. Это один из признаков демократического государства: защищая свои права, гражданин не должен нарушать чужие.
4-й ученик. И наконец Конституция РФ не так декларативна, как четыре предыдущие.
Черная шляпа (критика)
1-й ученик. В нашей стране было слишком много Конституций. Это свидетельствует о нестабильности общественного строя. Вот в США всего одна, которая действует с 1787 года.
2-й ученик. У нас в стране все Конституции писались под действующего правителя, поэтому они так часто менялись.
3-й ученик. Некоторые статьи все еще декларативны, например, о праве на благоприятную окружающую среду. Как его отстаивать, если мы сами же и мусорим?
4-й ученик. Текст некоторых статей несовершенен. Например, из Статьи 43 непонятно, как можно получить среднее общее образование и как именно гарантируется общедоступность среднего профессионального образования, а высшего — на конкурсной основе, если несколько лет назад в строительный колледж конкурс был выше, чем в пединститут?
И почему не гарантируется тайна банковских вкладов?
Зеленая шляпа (творческая)
1-й и 2-й ученики. Мы провели социальный эксперимент: накануне Дня Конституции ходили по городу и поздравляли прохожих с наступающим праздником. Поздравили 187 человек, даже горло заболело. Реакция тех, кого мы поздравляли, оказалась следующей:
— положительная — у 54%;
— нейтральная — у 41%;
— отрицательная — у 3%;
— примитивная (нецензурные выражения) — у 2%.
Это говорит о популярности нашей Конституции и праздника в ее честь.
3-й и 4-й ученики. Мы написали синквейн о Конституции:
Конституция РФ,
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.
1-й, 2-й, 3-й и 4-й ученики. А еще мы предлагаем спеть гимн России.
Один из учеников в зеленой шляпе играет на фортепьяно, остальные трое поют первый куплет, а припев предлагают спеть всем классом. Гимн поют стоя.
Фиолетовая шляпа (подведение итогов)
1-й ученик. Конституция РФ 1993 года лучше, чем предыдущие конституции нашей страны.
2-й ученик. Но нет предела совершенству.
3-й ученик. Следует выверить текст Конституции, следить за тем, чтобы она не была декларативной и не менялась так часто.
4-й ученик. Необходимо соблюдать Конституцию, чтобы построить сильное, конкурентоспособное государство.
IV. Подведение итогов классного часа.
Преподаватель права Учебного центра УВД. Дорогие ребята, я приятно поражен вашим знанием Конституции и исторических фактов, касающихся прав человека. На некоторые вещи даже я не обращал внимания, вы заставили меня задуматься. Приходите к нам в Учебный центр, из вас могут получиться хорошие юристы.
Преподаватель педагогики. Уважаемые эксперты! Вы отлично справились с технологией критического мышления и проявили себя как квалифицированные специалисты, каждый в своем амплуа. Скажите, пожалуйста, испытываете ли вы удовлетворение от проделанной работы? (Реплики с места: «Да», «Конечно», «А как же!» и т. д.-) Мне тоже было очень интересно. Спасибо!
Учитель истории. В будущем году мы проанализируем следующую главу, уже другим способом.
Классный руководитель. Хочу обратить внимание, что во время классного часа все вели себя конституционно и не нарушали ничьих прав. Спасибо! В будущем году я предлагаю пригласить родителей.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Первые шаги / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М., 2003.
3. Современный студент в поле информации и коммуникации / Сост. Т.Г. Галактионова и др. СПб., 2000.
Классный час «История гимна России», 6-7 класс
Классный час «Гимн России», 10 - 11 класс
Классный час «Символы России», 5 класс
Елена Константиновна Сапрыкина # 4 февраля 2016 в 22:40 0 |
Наталья Юрьевна Киркун # 31 марта 2016 в 18:08 0 | ||
|
Кристина Вячеславовна Данилова # 4 января 2017 в 17:45 0 | ||
|