Классный час в 5 классе. Разработка «Наши права и обязанности»
Участники: учащиеся 5-го класса и классный руководитель.
Цели:
1) раскрыть сущность понятий «закон», «право», «обязанность», их значение в жизни общества и отдельного человека;
2) выявить личностное отношение каждого ученика к своим обязанностям;
3) продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся.
Подготовительная работа
I. Подготовка выставки книг по правовой тематике и ее организация за неделю до классного часа. (Экспонатами выставки могут стать такие книги и брошюры, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Оливер Твист» Ч. Диккенса, «Без семьи» Г. Мало, «Сердце на ладони» А. Дорохова, «Дорога уходит в даль» А. Бруштейна, «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, «Ванька» А. Чехова.)
II. Проведение анкетирования пятиклассников.
III. Оформление плаката «Права ребенка».
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) стулья для участников классного часа расставлены вокруг одного стола;
б) на стол положены чистые листы бумаги, ручки, фломастеры;
в) к центральной части классной доски прикреплен плакат «Права ребенка».
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя о приближающемся празднике — Дне Конституции, значении этого документа для страны и каждого гражданина России.
II. Педагог задает пятиклассникам вопрос: какие слова или понятия чаще всего встречаются в Конституции РФ? (Ответы учащихся.)
Каждому ученику предлагается самостоятельно в течение 6 минут написать на листке бумаги определение таких понятий, как «закон», «право», «обязанность». Учитель рекомендует учащимся начинать формулировки определений этих понятий следующими словами:
1. Закон — это...
2. Право — это...
3. Обязанность — это...
По окончании самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся у них варианты определений. Проводится коллективное обсуждение с целью выяснения правильного значения рассматриваемых понятий.
Для формирования отчетливых и осознанных представлений у школьников о важности основного закона страны классный руководитель предлагает каждому ученику проанализировать и найти решение следующей ситуации.
Шесть отдыхающих в лагере человек поселились в одну комнату. Но хорошему отдыху мешают их привычки и поступки.
1. Один любит громкую музыку, а остальные предпочитают тихую, так как громкий звук их раздражает.
2. Кто-то забыл выключить утюг. Другой встал ночью и обжегся.
3. Один раскидал по комнате свои вещи, что вызвало недовольство всех остальных.
4. Кто-то поломал стул и не хочет его чинить.
5. Один любит курить, а все остальные не переносят запаха табака.
Пятиклассники пытаются найти оптимальное решение предложенной ситуации сначала самостоятельно, а потом — все вместе в процессе коллективного обсуждения.
III. Краткое обобщение педагога:
— В жизни даже такого маленького сообщества, как вы смогли убедиться, могут возникать ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Становится понятным, что в жизни любого государства таких прав и обязанностей гораздо больше. Вот поэтому и возникают законы, которые призваны урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.
В тексте Конституции РФ учащиеся находят статьи об основных правах человека:
— на жизнь;
— на свободу и личную неприкосновенность;
— на неприкосновенность частной жизни;
— на свободу мысли и совести.
Каждое право комментируется классным руководителем и пятиклассниками.
«А могут ли законы противоречить правам человека?» — задает вопрос учитель и приглашает учащихся принять участие в игре «Гулливер».
IV. Ролевая игра «Гулливер».
Подготовительный этап. Основная задача этого этапа — выявить существующие точки зрения каждого участника игры на соотношения закона и права. Эта информация получена в результате предварительного анкетирования учащихся. На основании выявленных мнений участники игры делятся на две группы: сторонников соблюдения закона («законники») и сторонников отстаивания прав человека, даже если это противоречит реальному закону («правозащитники»).
Вводная информация. Участники игры («законники» и «правозащитники») являются гражданами страны Лилипутии — той самой, описанной у Джонатана Свифта. В стране единовластно правит замечательный, мудрый король, у которого растет единственный наследник. Однажды, очищая к завтраку яйцо, наследник разбил его с острого конца и нечаянно уколол палец. Эта оплошность имела массу последствий: в ранку попала инфекция, палец распух, принц некоторое время тяжело болел, а король пребывал в сильном смятении и опасался за жизнь единственного наследника трона; все дела в государстве пришли в упадок. Наученный горьким опытом, король издал указ: «Во избежание повторения подобных ситуаций, и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан Лилипутии отныне повелевается разбивать яйца только с тупого конца. Непослушные будут наказываться».
Обсуждение в группах. В ходе него «законники» подбирают аргументы в защиту указа короля, а «правозащитники» пытаются выяснить, какие права человека были нарушены королевским указом.
Заключительный этап. Представители групп рассказывают о результатах группового обсуждения. Классный руководитель предлагает выбрать каждому ученику наиболее приемлемый для себя вариант правовой коллизии, возникшей в Лилипутии:
а) закон есть закон, и всем надо его выполнять;
б) надо поднять восстание и вынудить короля отменить закон;
в) необходимо собрать всеобщее собрание и выслушать мнение каждого.
Учащиеся выбирают один из вариантов, а педагог подводит итоги ролевой игры.
V. Классный руководитель. До сих пор мы с вами вели речь о правах взрослых людей. А есть ли права у детей? Давайте поразмышляем об этом. На доске прикреплен плакат «Права ребенка», на котором изображена незаполненная таблица. Ее будем заполнять совместными усилиями: я буду зачитывать отрывки из книг, представленных на выставке, а вы постараетесь назвать законы, относящиеся к жизни детей и затронутые в прочитанных мною отрывках.
Зачитываются отрывки из следующих художественных произведений и газетных публикаций.
1. Шапошников Е. Зачем вы, девушки, сирийцев любите? (Закон о гражданстве детей.)
2. Бруштейн А. Дорога уходит в даль. (Закон о дискриминации детей.)
3. Диккенс Ч. Оливер Твист. (Закон о защите детей во время военных конфликтов.)
4. Дорохов О. Сердце на ладони. (Закон о защите больных детей.)
5. Мало Г. Без семьи. (Закон о заботе родителей о детях.)
6. Кассиль JI. Кондуит и Швамбрания. (Закон об образовании детей.)
7. Чехов А. Ванька. (Закон о недопустимости детской эксплуатации.)
8. Мало Г. Без семьи. (Закон о личной свободе слова.)
С этими же законами учащиеся встречаются, когда листают страницы Конвенции ООН о правах ребенка и Устав школы.
VI. В заключение классный руководитель благодарит пятиклассников за активное участие в классном часе и просит письменно ответить на последний вопрос: для чего ты должен знать свои права и обязанности? Ученики сдают листочки с ответами учителю.
Литература
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. О нашей Конвенции / Авт.-сост. П. Квингли и К. Келли. Томск, 2002.
4. Твои права в самостоятельной жизни: в помощь выпускникам государственных воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Отв. ред. В.М. Сапогов. Псков, 2002.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Классный час в 5 классе о дружбе