Проводится в форме устного журнала. Ключевые понятия: «экологическая катастрофа», «экологическая культура», «экологическая грамотность».
Цели: расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе; ознакомить с фактами уничтожения природы в России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность; пробуждать у детей стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Форма проведения: устный журнал.
Подготовительная работа с детьми: распределить материалы устного журнала (9 журналистов, 1 юрист-эколог). Сделать одну ксерокопию текста сценария и разрезать материал на части.
Оборудование:
- компьютер или диапроектор для демонстрации слайдов;
- фотографии, картинки, слайды с изображением природы (должен подготовить ведущий фоторепортажа).
Оформление:
- поделки из природных материалов, букеты, картины природы
(можно поручить отдельной группе детей);
- написать на доске содержание журнала (переписать из плана классного часа).
Музыкальное оформление: классическая музыка для сопровождения фоторепортажа о природе (Л. Бетховен «Лунная соната», А. Вивальди «Времена года», И. Бах «Токатта и фуга ре-минор» и т. п.).
I. Вступительное слово «На пороге экологической катастрофы».
II. Устный журнал «Эко»:
1. Природа взывает о помощи (Передовая статья).
2. Тревожные факты (Лента новостей).
3. Доходы из отходов (Репортаж со свалки).
4. Экопрожектор (Результаты рейда).
5. Чудо по имени Природа (Фоторепортаж).
6. Преступления против природы (Интервью с юристом).
7. Как помочь природе? [Дискуссионный клуб)
8. На досуге (Экологическая викторина).
III. Заключительное слово.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «На пороге экологической катастрофы». Катастрофа - это очень страшное слово. Как вы его понимаете? Попробуйте найти синонимы для этого слова. (Непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие и др.)
Классный руководитель. Действительно, катастрофа - это и непоправимая беда, и трагедия, и авария, и крушение, и катаклизм. А экологическая катастрофа - это крушение жизни на Земле. И это, конечно же, может привести к трагическим последствиям для всего человечества.
Чтобы сохранить планету, нужно объединить всех людей, повысить экологическую культуру каждого человека. Экологической культуре и посвящен наш классный час. Сегодня мы проведем его в форме устного журнала, который подготовила группа журналистов, репортеров из нашего класса.
Передаю слово главному редактору (имя, фамилия).
Ведущий 1 (главный редактор). Здравствуйте, уважаемые слушатели. Предлагаем вашему вниманию устный выпуск экологического журнала «Эко». В переводе на русский язык слово «эко» обозначает «дом», «среда обитания». Проблемам окружающей среды и посвящен наш журнал. В журнале есть такие разделы-рубрики: «Новости», «Репортаж», «Фоторепортаж», «Экологический криминал», «Дискуссионный клуб» и даже раздел «На досуге». Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски). Итак, открываем первую страницу журнала. «Природа взывает о помощи» - так называется редакционная статья, которую подготовил (имя, фамилия).
Природа взывает о помощи
Ведущий 2. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение вод мирового океана;
- загрязнение почв;
- парниковый эффект;
- радиоактивное загрязнение;
- истребление флоры и фауны.
Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.
Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.
В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.
Тревожные факты
Ведущий 1. «Тревожные факты» - так мы назвали подборку экологических новостей, которую подготовили (имена, фамилии).
Ведущий 3. Что называют экологической катастрофой? Это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. Мы познакомим вас с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.
Ведущий 4. Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.
Ведущий 3. Водоемы России и питьевая вода некоторых го- Родов загрязнены диоксинами - это вреднейшие для человека вещества. По мнению некоторых ученых, от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек.
Ведущий 4. С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С ее поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь-Шаня.
Ведущий 3. Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.
Ведущий 4. Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
Ведущий 3. 3а последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7-8 лет.
Ведущий 4. Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.
Ведущий З.В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн тонн промышленных стоков.
Ведущий 4. Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.
Ведущий 3. 70% жителей России - это горожане. Горожанин нашей страны производит ежегодно примерно 300 кг бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.
Ведущий 4. Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции - в 3 раза меньше.
Ведущий 3. Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.
Доходы из отходов
Ведущий 1. Проблеме переработки мусора посвящен репортаж с мусорной свалки, который подготовили (имена, фамилии). «Доходы из отходов» - так они назвали свой репортаж.
Ведущий 5. Мусорная свалка за нашим городом когда-то представляла собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого - жалкие лачуги из картона, целлофана и автомобильных шин и люди без определенного пола и возраста, которых привела сюда нужда.
Ведущий 6. Такую картину можно было видеть совсем недавно. Но вот возле свалки построили завод по переработке мусора, и картина изменилась. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда свозят мусор, устлано специальным материалом, бентафиксом. Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы, которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Все остальное идет в переработку.
Ведущий 5. Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через секунду из этих бутылок получается фарш - гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин производят самую настоящую нефть.
Ведущий 6. Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото», - считают те, кто знает, что такое экологическая культура.
Экопрожектор
Ведущий 1. (Имена, фамилии) провели экологический рейд по улице, на которой расположена наша школа. Какие же факты высветил их «Экопрожектор»?
Примерный текст отчета:
Ведущий 7. Время проведения рейда - (дата).
Ведущий 8. Цель рейда - оценить уровень экологической культуры жителей нашего микрорайона.
Ведущий 7. Первое, что бросается в глаза, - большое количество стеклянных и полиэтиленовых бутылок на газонах и возле деревьев.
Ведущий 8. Второе - отсутствие урн и мусорных корзин на тротуарах.
Ведущий 7. Третье - огромное количество мусора под окнами жилых домов. По замечанию дворников, многие жители верхних этажей на выносят мусор, а просто выбрасывают его ночью из окон.
Ведущий 8. Четвертое - по всей улице кучи опавшей листвы. Ее не вывозят, а сжигают на месте, хотя это категорически запрещено санэпидстанцией.
Ведущий 7. Пятое - почти все жители выгуливают собак на газонах.
Ведущий 8. Шестое - большое количество бездомных кошек и собак во дворах.
Ведущий 7. Седьмое - некоторые владельцы машин моют своих «железных коней» прямо на газонах.
Ведущий 8. Эти факты говорят о том, что у многих жителей нашего микрорайона отсутствует экологическая культура.
Чудо по имени Природа
Ведущий 1. Чтобы отвлечься от таких мрачных картин, которые мы увидели на нашей улице, давайте окунемся в прекрасный мир Природы. В этом нам поможет фоторепортаж, который подготовил (имя, фамилия).
(Включается музыка, на экране компьютера сменяются слайды. Или ведущий-фоторепортер показывает фотографии, картинки с изображением природы, комментирует изображения.)
Преступления против природы
Ведущий 1. В рубрике «Экологический криминал» вас ждет интервью с юристом.
(Имя, фамилия ведущего 9) назвал это интервью «Преступления против природы».
Ольга Александровна Рафейчик # 6 января 2014 в 23:53 +1 |
Глинкова Оксана Владимировна # 14 июня 2014 в 20:25 +1 |
Очень интересный и объемный материал. Можно использовать как внеклассное мероприятие к неделе экологии в школе или ко Дню Земли.Спасибо автору. |