Методическая разработка сценария классного часа для 5-7 классов
Автор: Ярчинская Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» г. Мариинска Кемеровской области
Описание работы: Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для проведения классного часа в 5-7 классах.
Цели:
1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.
2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.
3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
- Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.
- В чем смысл этого обращения?
- Что значит беречь русский язык?
(правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)
Эксперимент 1.
- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.
Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)
- Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.
- Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?
(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)
- Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.
2. Слова-паразиты.
Эксперимент 2.
- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.
Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.
Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.
Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.
- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?
- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)
- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.
(Повторное чтение без слов-парзитовю)
3. Жаргонизмы
- Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.
- Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?
- К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, - тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.
- Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.
Задание группам.
Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?
- А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?
- Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.
- Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.
-Как вы думаете, какие?
- А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»?
- В «Толково-словообразовательном словаре» Т.Ефремовой, где рядом стоит помета «разговорное, сниженное», читаем «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О есть и другое щзначение слова «лох» - «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.
Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.
ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!»
- Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.
- Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить неторопясь.
Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.
- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени