Конкурсы

Классный час в 5 классе. Жемчужины русских промыслов

Классный час в 5 классе

Конспект классного часа для 5 класса на тему «Жемчужины русских промыслов»

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодежи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам представляется очень актуальным. Это и приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что в конечном счете должно способствовать культурной идентификации детей как представителей русского народа, русской художественной традиции. Это и воспитание уважения к труду, к человеку труда, который не только создал прекрасные произведения народного искусства, но и прославил на весь мир свою малую родину.

Это и воспитание толерантности, уважение к культуре других народов (если в классе учатся представители других национальностей).

Цели: приобщать подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; ознакомить детей и подростков с русскими традициями, промыслами и ремеслами; воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Форма: игра «Путешествие в Город мастеров».

Предварительная работа с детьми:

а) предложить детям найти в своем доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию (хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, плешковская игрушка, матрешки и т. п.). Если в классе учатся дети другой национальности, нужно попросить их подготовить краткий рассказ о промыслах своего народа, показать образцы;

б) шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый «мастер» должен представить народный промысел (хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки), пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией; «мастера» должны будут ответить на вопросы «покупателей» (ответы - в тексте сценария) и провести брейн-ринг;

в) остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы «мастерам» (примерные вопросы - в тексте сценария);

г) предложить группе поющих детей подготовить и спеть во время музыкальной паузы песню «Оренбургский пуховый платок».

Музыкальное оформление:

а) плясовая русская народная музыка;

б) фонограмма песни (или сама песня) «Оренбургский пуховый платок» (текст песни можно найти в дополнительных материалах к сценарию).

Оборудование:

а) приготовить две коробочки (два «волшебных сундучка»), в одну положить кусок глины, в другую - комок бумаги;

б) «мастерам» обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию, сделанную детьми;

в) для «мастеров» можно приготовить русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, корона, кокошник, фартук, платок и т. п.).

Оформление

На перемене перед классным часом можно мелом схематически нарисовать на доске карту «Адреса русских промыслов». В конце классного часа рисунки, подготовленные для ярмарки, «мастера» прикрепят к названию соответствующего города на карте.

Адреса русских промыслов

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Игра «Путешествие в Город мастеров».

а) реклама художественных промыслов;

б) вопросы мастерам и мастерицам:

- где же делают эти вещицы;

- секреты мастерства;

в) музыкальная пауза;

г) брейн-ринг.

3. Моя художественная коллекция».

4. Подведение итогов (рефлексия).

5. Заключительное слово

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера - кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.

Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех - в Ивановской области, а Городец и Хохлома - недалеко от Нижнего Новгорода.

Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы. Итак, ярмарка!

II. Игра «Путешествие в Город мастеров»

Реклама художественных промыслов

Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются «мастера». Они держат в руках свои изделия, пританцовывают, по очереди рекламируя свое искусство.

Группа «Хохлома»

Кубки, чашки, ложки,

Русские матрешки,

Вся посуда расписная

И почти как золотая!

Знает это целый мир:

Это - русский сувенир.

Вся - старинного письма –

Золотая хохлома!

Группа «Палех»

Выходи-ка на прогулку,

Покупай у нас шкатулку.

Палехская миниатюра –

Для тех, у кого губа не дура!

Группа «Городец»

Удаль молодецкая –

Роспись городецкая!

Подходи, торопись,

Покупай живопись!

Группа «Жостово»

Хотите подарок?

Примите решение:

Купите для дома украшение!

Пользуются постоянным спросом

Наши жостовские подносы!

Группа «Посад»

Для всех девушек отрада –

Платки из Павловского Посада!

Вопросы мастерам и мастерицам

1. Где же делают эти вещицы?

Классный руководитель.

Да, уважаемые мастера,

Слушали мы вас очень внимательно,

Ваши изделия замечательные!

И нашим ребятам, скажем вам честно,

Побольше о них узнать интересно!

(Обращается к классу.)

А вы, ребята, не отставайте,

Мастерам вопросы задавайте!

Может, взяли товар за границей?

Где же делают эти вещицы?

Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы «мастерам».

Вопросы детей:

- Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду? (Хохлому делают в Хохломе. Это деревня такая, под Нижним Новгородом.)

- А шкатулки палехские где делают? (И шкатулки, и украшения делают в селе Палех. На карте вы его не найдете, это небольшое село в Ивановской области. Но его знают во всем мире.)

- А мне понравилась роспись городецкая. А где ваш Городец находится? (Город Городец там же, где и Хохлома, тоже в Нижегородской области.)

- Жостовские подносы, наверное, из города Жостово. Где его искать? (Это не город, а деревня под Москвой. Там давно научились подносы такие делать!)

- Ну, а Гжель ваша где находится? Где ж посуду такую делают? (Гжель - это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают.)

- А откуда платки такие, мастерица? (А платочки из Павловского Посада, их все красавицы России знают).

2. В чем секреты мастерства?

Классный руководитель.

Не зря мы вопросы задавали,

Всю географию промыслов узнали!

А теперь вопросы не для газеты –

Мастера открывают свои секреты.

Ну-ка, ребята, времени не теряйте,

Вопросы свои мастерам задавайте.

Вопросы детей:

- У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается? (У хохломских мастеров - свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.) В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют мастера другие цвета? (Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.)

- У меня вопрос к городецким мастерам. Хохлома очень похожа на городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узор из четырех цветов: красного, черного, зеленого и золотистого, а на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используется синий, желтый цвет, но вот этого особого хохломского золотистого цвета нет.)

- Я видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они все расписаны только синей краской. (Правильно. Это специальный стиль Гжели-роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт - это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом.)

- Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду? (Гжельские гончары добавляли в глину известь - так получился белоснежный гжельский фаянс.)

- Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что-то другое кроме шкатулок? (Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины.)

- Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше, это такая кашица из бумаги.)

- Как расписывают деревянные заготовки, понятно. А как расписывают посадские платки? Неужели вручную? (Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на деревянной форме вырезают изображение цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)

- Какие узоры печатают на посадских платках? (На посадских платках могут быть только 2 типа узоров: цветочный - роскошные садовые цветы и турецкий - огурцы.)

- Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах? (Это сказочные сценки, сценки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утонченные.)

- Какой промысел среди перечисленных самый древний? (Самая древняя - хохлома. Этому промыслу 700 лет.)

- Кто из мастеров делает роспись по металлу? (Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками.)

Музыкальная пауза

Классный руководитель. К нам в гости пришли представители еще одного промысла. Его название говорит само за себя. А рекламой этому промыслу будет песня.

Исполнение песни «Оренбургский пуховый платок».

Брейн-ринг

Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, кому же достанутся эти вещицы?

Мастер 1. Тому, кто выиграет наш брейн-ринг.

Мастер 2. В игре участвуют две команды: команда «Гончары», капитан (фамилия, имя). (

Мастер 3. И команда «Кузнецы, капитан (фамилия, имя).

Классный руководитель. Предлагаю гончарами назначить девочек, а кузнецами - мальчиков (или назначить команды по рядам, чтобы не терять времени и не пересаживать детей).

Мастер 4. Я буду на доске записывать очки, которые набрали команды.

Мастер 5. А задавать вопросы мы все будем по очереди. Если команда правильно отвечает, один балл в копилку свою получает.

Мастер 1. Наш брейн-ринг по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание - найти у пословицы окончание!

«Мастер» читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде).

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри... (в делах).

2. Терпение и труд все... (перетрут).

3. Маленькое дело лучше большого... (безделья).

4. Не везде сила: где нужно умение, а где и... (терпение).

5. Не за свое дело не берись, а за своим делом не... (ленись.)

6. Под лежачий камень и вода... (не течет).

7. Где умному горе, там дураку... (веселье).

8. На полатях лежать, так и ломтя не... (видать).

Мастер 2. Разминка закончилась. Начинаем блиц-турнир: я задаю вопрос, вы отвечаете. Будьте внимательны.

«Мастер» читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде)

1. Какое изделие изготавливают из металла? (Подносы.)

2. Какую посуду называют «бело-синее чудо»? (Посуду из Гжели.)

3. В каком городе цветы печатают на ткани? (В Павловском Посаде.)

4. Где делают самые красивые подносы? (В Жостово.)

5. Сундучки и прялки, досточки, посуда - где делают такое чудо? (В Городце.)

6. Где родилась русская лаковая миниатюра? (В Палехе.)

7. На какой росписи не встретишь синего цвета? (На хохлом- ской.)

8. Почему посуда из Гжели белая? (В глину добавлена известь.)

Мастер 3. А теперь каждой команде - по одному вопросу. Но вопросики эти труднее!

Чтоб вы приняли правильное решение, Даем вам минуту на обсуждение! «Мастер» читает вопросы (по 1 вопросу каждой команде).

1. Как в Хохломе дерево превращают в золото?

2. Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?

Мастер 5.

А теперь - не пустячок,

А волшебный сундучок

(Показывает первую коробочку.)

Слушайте вопрос внимательно

И ответ обдумайте тщательно.

Это вам не кот в мешке.

Что в волшебном сундучке?

Внимание, вопрос для команды «Гончары»:

Это добро валяется под ногами,

Кто его поднимает

И к нему труд свой добавляет,

У того получаются здания,

Посуда, игрушки, изваяния!

А кто не хочет пачкаться и мараться, тому лучше за это добро не браться. (Глина.)

Ведущий достает из сундучка кусок глины и передает его членам команды.

А теперь вопрос для команды «Кузнецы» (показывает вторую коробочку).

Из этого материала

Тоже можно сделать немало.

Если его размочить,

А потом проварить,

А потом можно лепить шкатулки,

Игрушки и разные безделушки.

В Палехе нашли этому материалу такое применение,

Всему миру на удивление! (Бумага.)

Ведущий достает из сундучка комок бумаги и передает его членам команды.

Мастер 4.

Закончился наш турнир, ребята,

А теперь пора объявить результаты.

Объявляет результаты блиц-турнира.

Мастер 1.

А за победу вручить вам рады

Мы наши скромные награды!

Вручает победителям рисунки изделий народных промыслов.

III. Моя художественная коллекция

Классный руководитель. Ребята, вы получили задание, найти в своем доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции.

А. Рассказы детей о произведениях народного искусства, которые есть в их семьях.

Б. Рассказ о художественных промыслах других народов. Если в классе есть представители других народов, можно попросить их, чтобы они рассказали об искусстве своего народа, показали изделия народных мастеров.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?

Примерные ответы детей:

- Мне очень понравилась хохломская роспись, от нее исходит какое-то тепло, на душе становится так радостно и спокойно!

- А мне понравились картинки на шкатулках из Палеха. Их хочется разглядывать долго-долго! Хочется фантазировать, самому сочинять сказку.

- Глядя на посадские платки, так и хочется танцевать, петь - столько в них радости!

- Городецкие картинки, мне кажется, самые веселые! Они даже кажутся примитивными. Думаешь, только попробуй, и у тебя такое же получится!

- А меня удивили и восхитили палехские миниатюры! Сколько сказочных деталей, красок и какая точность!

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.

Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.

Дополнительный материал

Оренбургский пуховый платок

(Слова В. Бокова, музыка Г. Пономаренко)

В этот вьюжный, неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

 

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать,

Я готова тебе, дорогая,

Не платок - даже сердце отдать.

 

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, не жалела,

Все равно пред тобой я в долгу.

 

Пусть буран все сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог,

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок.

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе о вреде курения

Классный час в 5 классе. Учимся сотрудничать

Классный час по правовому воспитанию 5 класс

Классный час в 5 классе на патриотическую тематику

Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?

Светлана Николаевна Коллерова # 27 августа 2014 в 16:19 0
Мне очень понравилась данная разработка, очень много полезной информации для детей. Песни, предметы старины, игры, стихи очень хорошо вписываются в ход классного часа. Спасибо за разработку.
Елена Анатольевна Камаева # 1 июня 2016 в 21:53 0
Добрый вечер! Я присоединяюсь к предыдущему мнению. Материал, представленный в разработке, воспитывает уважение к народу, восхищение его талантом.Спасибо.Я голосую за Вас.