Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах.
Классный руководитель. На одном из классных часов мы с вами, ребята, говорили о человеческих чувствах. А позже в анкете вы назвали положительные и отрицательные чувства, которые вам уже пришлось пережить в жизни. Многие из вас к положительным чувствам отнесли любовь. Что это за чувство? В чем оно проявляется?
Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому ненужными, незащищенными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы нас, наконец, заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как вы сами относитесь к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, элементарно вежливы?
К этому классному часу я попросила вас, ребята, вспомнить ситуации из вашей жизни, когда вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой, спрашивали что-то, а в ответ получали «ушат ледяной воды».
- Дайте пояснение выражению «ушат ледяной воды».
- Расскажите, пожалуйста, о том, какие чувства вы испытывали тогда. (Ребята рассказывают.)
Классный руководитель. Что же с нами стало? Почему часто отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Как вы думаете? (Учащиеся отвечают.)
Да, верно, я тоже думаю, что одна из причин - неуверенность в себе. Боязнь, что нас не так поймут, «поставят на место», «отфутболят». Мы все время начеку, все время готовы к отпору, как и окружающие нас люди. Вот тут и срабатывает «закон общения»: мы «отзеркаливаем» отношение к нам других людей. Иначе его можно сформулировать законом нравственности: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Получается замкнутый круг. Можно его разорвать? Как? Поделитесь, что вы об этом думаете.
(Школьники высказывают свое мнение.)
Вы попытались сформулировать «законы общения». А вот еще один из них является народной мудростью, которая пришла к нам из глубины веков. И звучит этот закон удивительно просто (читает запись на доске): «Как аукнется, так и откликнется».
- Какие еще, ребята, вы знаете пословицы и поговорки, в содержании которых выражены общечеловеческие законы общения? Поясните их смысл и назначение.
Учащиеся могут назвать пословицы:
• В согласном стаде волк не страшен.
• В мире жить - с миром жить.
• В одиночку не одолеешь и кочку, артельно и через гору впору.
• Делай добро и жди добра.
• Где хлебно да тепло, там жить добро.
• Добро быть в радости и жить в сладости.
• Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
• Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
• Доброе дело без награды не остается.
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Добрым словом и бездомный богат.
• За доброе жди добра, за худое - худа.
• Истинное добро всегда просто.
Классный руководитель. Как видите, люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но еще реже - задумываемся над ними.
Классный руководитель. Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения несколько с другой стороны, чем раньше.
Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
Как вы это понимаете? (Ответы учащихся.)
Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.
Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучше? (Ответы учащихся.)
В нашем классе есть человек, который придерживается правила: «По жизни только с улыбкой». Как вы думаете, кто это? (Школьники называют.)
Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. Излучайте только положительную энергию.
Совет третий. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
Как вы понимаете этот совет? (Ответы учащихся.)
Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя.
Как вы понимаете этот совет? Всегда ли у вас это получается? (Ответы учащихся.)
Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может любить и уважать других».
А вот что сказала американская студентка, обучающаяся в Москве: «Вы говорите р себе: «Я - совок», «У нас страна дураков». Для нас это так дико, недопустимо, немыслимо! Надо же уважать себя и свой народ, свою страну, а иначе - как жить?» Хорошо сказано, правда?
Нам, россиянам, всегда было и есть за что уважать и себя, и свою страну. Сложное время переживает страна, и мы вместе с ней: многие духовности ценности незаслуженно утратили свое значение, разный уровень благосостояния резко поделил людей на обеспеченных и тех, которые едва концы с концами сводят, то в одном, то в другом месте возникают столкновения на национальной почве и непримиримости... Хватает и на нашу долю невзгод, переживаний, трагедий. Но что бы там ни было, разве могли мы утратить такие национальные качества, как доброта, душевность, всепрощение, хлебосольство?! Нам нельзя забывать о своем личностном и национальном достоинстве. Мы - гуманный, миролюбивый, толерантный, дружественный народ. Эти качества достались нам от предков, их мы передадим потомкам. Любите себя! Верьте в себя!
Совет пятый. Не обижайтесь.
В чем смысл этого совета? (Ответы учащихся.) Да, верно. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Совет шестой. «И, отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?».
«Давайте говорить друг другу комплименты». Знаете, чьи это слова? Правильно, это слова из песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать». Послушаем эту замечательную песню. Кто хочет, подпевайте.
В записи звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Учащиеся подпевают.
Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
А теперь на листах, которые лежат у вас на парте, напишите сначала самое хорошее о себе, затем передайте свой лист соседу по парте. Он тоже должен на вашем листе написать о вас хорошие слова.
Учащиеся выполняют задание.
Классный руководитель. Подведем итог нашего классного часа. Что нового вы узнали сегодня?
Я желаю вам запомнить советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наш классный час прошел не напрасно.
Классный час в 7 классе. Суворов
Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности
Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс
Николаева Елена # 7 августа 2015 в 21:45 0 |