Конкурсы

Познавательная игра для 5 класса

Классный час: Всемирный день туризма, 5 класс

Познавательно-развлекательная игра «Путешествуем по миру», посвященная Всемирному дню туризма, 5 класс

Участники: учащиеся 5-го класса, классный руководитель, выполняющий роль ведущего игры, а также входящие в состав жюри учителя географии и физкультуры, старшеклассники.

Цели:

1) пробуждать интерес детей к здоровому образу жизни;

2) расширять общий кругозор учащихся, развивать у них интерес к различным сферам знания;

3) формировать у пятиклассников умения работать в коллективе — принимать совместные решения, вместе обсуждать, отстаивать в сообществе свое мнение, вносить вклад в общий успех, радоваться общим победам.

Подготовительная работа

Данное мероприятие смогло состояться благодаря коллективному планированию классных часов в начале учебного года. В классе был поставлен «волшебный сундучок», в который в течение недели ребята опускали записки с пожеланиями того, что они хотели бы провести в классе в этом году. Это могли быть как конкретные дела, так и просто тематика классных мероприятий. Потом «сундучок» вскрывался на заседании классного актива, где обсуждались предложения учащихся. Так возникло «Дерево идей». Параллельно с этим на родительском собрании родители учащихся предлагали темы классных часов, обсуждение которых было бы полезным для их детей. Так появилась общая для всех тема «Здоровый образ жизни». При планировании воспитательной деятельности учитель решил начать работу по этой теме посредством организации познавательно-развлекательной игры «Путешествуем по миру». Сценарий игры с различными групповыми и индивидуальными заданиями как нельзя лучше подходит возрастной группе детей от 10 до 13 лет.

На следующем этапе прошло формирование двух туристических групп. На этот раз око проходило в виде жеребьевки. Не раскрывая секретов общего хода игры, классный руководитель, который будет ведущим, дал ребятам задания для подготовки.

1. Выбрать руководителя группы, дать название группе, нарисовать эмблему, придумать речевку.

2. Выбрать и исполнить песню, которая станет визитной карточкой этой группы в игре.

3. Выбрать в группе следующих участников: топографа, художника, знатока загадок, физически сильного и ловкого.

4. Подобрать необходимый материал для создания экспресс-газеты на темы о морях, горах, лесах и реках планеты.

Классный руководитель подготовил значки и вымпелы для поощрения победителей конкурсов. Это необходимо было сделать в двойном экземпляре на случай, если обе команды получат одинаковое количество баллов.

В качестве членов жюри были приглашены учителя географии и физкультуры, учащиеся старших классов.

Ход игры

I. Вступительная часть.

Ведущий

Солнце сладко нам целует пятки

И целует тело горячо.

Эй, ребятки, собирай палатки!

Взваливай палатки на плечо!

Ждет нас где-то в красной шапке лето,

Ждет костер и свежая уха.

Лучше нету, чем бродить по свету

Под большой поклажей рюкзака.

Нас природа в лучшем цвете года

Ждет в свои зеленые края, погода не сорвет похода,

Если рядом верные друзья.

Многие любители путешествий 28 сентября будут отмечать Всемирный день туризма. А кто из вас скажет, кто такие туристы? (Ребята из команд отвечают, дополняя друг друга.)

Каждый из нас может стать туристом, потому что путешествия по свету доступны каждому. Туризм — это настоящий спорт. Туристские походы бывают однодневными и сложными, требующими специальной подготовки. В нашей стране занимаются туризмом более 15 млн человек. Турпоход — настоящая радость. Это и встречи с новыми людьми, с удивительным миром природы, и проверка своей дружбы. Ведь рядом с тобой в одной группе твои друзья. Это воспитание воли и выносливости.

Сегодня и мы с вами отправимся в туристское путешествие. Какие же группы отправляются сегодня в наш сложный поход по всему свету?

Слово берет выбранный заранее руководитель группы. Он представляет название команды, демонстрирует эмблему. Все члены группы произносят речевку, с которой они будут передвигаться по маршруту игры.

Теперь познакомимся с маршрутом. На карте мира красными флажками и линиями отмечен маршрут: Дно — Китай — Индийский океан — Франция — Канада — Дно. Двигаться по этому маршруту можно с помощью вырезанного самолетика, который ведущий будет передвигать по карте, прикрепляя его к ней на местах остановок.

Но разве можно брать в такое трудное путешествие слабых и неподготовленных? Сейчас мы проверим, как наши группы готовы к походу.

II. Конкурсные состязания.

Спортивная разминка. Пятиклассники выполняют различные физические упражнения, которые придумали сами. Для выполнения упражнений выходят представители групп. Они выполняют следующие задания.

1. Сделать на скакалке несколько прыжков вперед по воображаемому бревну.

2. Поднять несколько раз гирю за определенный отрезок времени.

3. Двоим участникам группы пронести третьего на «стуле» из сцепленных рук вокруг поставленного на расстоянии препятствия и т.п. (Команда-победитель получает значок «Самый сильный, быстрый, ловкий».)

Собираемся в дорогу. В походе не обойтись без разных необходимых вещей. По два человека из группы подходят к столу ведущего и пишут названия тех вещей, которые нужно взять с собой в турпоход. (Команде-победителю вручается значок «Самый хозяйственный».)

Музыкальный конкурс. Туристы — люди музыкальные. Гитара и любимая походная песня всегда рядом с ними. Туристические группы пятиклассников поют песню, выбранную ими для похода. (Ребята могут исполнять песню под любой аккомпанемент, но желательно, чтобы пели все члены команды. Конкурс можно не оценивать, а просто похвалить ребят за исполнение. А можно и оценить, вручив группе вымпел «Самые музыкальные».)

Топографические знаки. Когда собираются в поход, то берут с собой карту. А чтобы ходить с картой, надо уметь ее читать. Картограф каждой группы называет знаки, изображенные на карточках. Победитель награждается значком.

Ведущий. Итак, наши туристические группы готовы к путешествию, и мы отправляемся в полет!

Азия

Ведущий. Первая остановка — Азия. Приземляемся в Китае.

Древнее слово «Азия» означает «восток». Можно сказать, что каждый второй человек на Земле — житель Азии: так много живет там людей. Азия занимает 1/3 часть всей суши. В этой части света очень много гор. Здесь находятся самые высокие горы мира — Гималаи. А сейчас мы проверим, как вы знаете жителей Азии.

Туристическим группам пятиклассников предлагается правильно назвать жителей расположенных в Азии таких стран, как Вьетнам, Китай, Индия, Турция, Афганистан, Саудовская Аравия, Бахрейн.

Но мы приземлились в Китае, поэтому мой рассказ о нем. Китай — третья страна по площади и первая по численности населения. В древности китайцы были народом самой высокой культуры. Именно китайцы изобрели порох и бумагу, научились выращивать рис. В Китае изобрели и иероглифическую письменность. Вот как она выглядит. Столица Китая — Пекин. В нем сохранились прекрасные дворцы, где жили китайские императоры.

Индийский океан

Ведущий. Пора отправляться дальше. Мы приземляемся в центре Индийского океана на маленьких островах Диего- Гарсиа. Скажите, ребята, какие еще океаны и моря вы знаете?

Дети отвечают.

Индийский океан очень теплый, и в нем обитают множество чудесных экзотических рыб и животных.

Участники игры рассматривают картинки и записывают названия изображенных на них рыб

Европа

Ведущий. После теплого Индийского океана делаем резкий поворот на север к Европе. Мы с вами тоже живем в этой части света, а поэтому нам знакомы и растительность, и животный мир, и культурные традиции стран Европы. Мы приземляемся на земле Франции. Парижане — жители французской столицы — приготовили для нас загадки народов Европы.

Попробуйте их отгадать. Я приглашаю знатоков из каждой группы, и они сами выберут для себя карточки с загадками.

Ребята наугад выбирают загадки, которые могут быть напечатаны на фигурках жителей разных стран, на обратной стороне флажков европейских стран или просто на цветных карточках Победитель получает значок «Самый умный».

Примеры загадок.

1. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов. (Гром.)

2. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер.)

3. Выше леса, тоньше колоса. (Дождь.)

4. В холоде — горой, в избе — водой. (Снег.)

5. Рассыпался горох на семьдесят дорог; никто не подберет ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град.)

6. Страны без людей, города без домов моря без воды. Что это такое? (Карта.)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

8. Посреди поля лежит зеркало, секло голубое, а рама зеленая. (Пруд, озеро.)

9. По морю идет, идет, а до берега дойдет—тут пропадет (Волна.)

Америка

Ведущий. А теперь мы опять перелетаем через океан. И окажемся в Канаде. Эта страна находится в Северной Америке. Ее берега омывают три океана: Тихий, Ледовитый, Атлантический. На берегу Великих американских озер находятся самые большие канадские города — Монреаль, Торонто и столица — Оттава. До прихода европейцев здесь жили индейцы. Они ловили рыбу, охотились на животных. Но за короткое время индейские племена были истреблены. Сейчас их осталось совсем немного. Основное богатство Канады — лес. В лесах страны много ценных пород деревьев. Например, белая ель, сахарный клен. Здесь растет и красный клен, его листья осенью становятся такими яркими, что деревья похожи на пылающие факелы. Даже на государственном флаге Канады изображен кленовый лист.

А теперь задание для вас: нарисуйте листья тех деревьев, которые вы знаете.

Команда-победитель получает вымпел «Лучшие художники».

Творческий конкурс

Ведущий. А сейчас мы возвращаемся домой. В каждом походе в группе есть человек, который фотографирует, рисует то, что видел. Представьте, что и вы фотографировали леса, поля, моря, горы, реки, озера. Сейчас вам предстоит оформить газету на одну из выбранных вами тем: «Лучше гор могут быть только горы», «Выбирайте море изо всех чудес», «Над речным покровом берегов», «Ой вы, леса и дубравы..,».

III. Подведение итогов.

При определении победителя игры учитываются собранные во время путешествия значки и вымпелы. Группа-победитель получает памятный флажок «Лучшей туристической группе на память о кругосветном путешествии».

После игры проходит коллективный анализ. Можно предложить для оценки этого мероприятия комбинированный анализ: кто-то возможно, захочет выступить открыто («свободный микрофон»); для других детей подготовить «конверт мнений», куда желающие напишут свое мнение о прошедшей игре. Можно использовать цветодиагностику — ребята кладут в коробку цветные жетоны, цвет которых соответствует их отношению к игре: красный — очень понравилось, хотелось бы больше таких игр, много узнал; синий — было интересно, но я мало участвовал; зеленый — было весело, но для меня не было ничего нового; желтый — я скучал.

Литература

Алешина Л. Глобус. Л., 1987.

Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. М., 1992.

Соловьева Е.А. Коралловый риф. Л., 1988.

Чекулаева Е. О. Я познаю мир. Города мира. М., 2001.

Я познаю мир. Страны и народы / Сост. Л.А. Багрова. М., 1998.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Классный час в 5 классе о дружбе

Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 08:30 +1
Хорошая разработка, которая реализуема на практике. Разноплановые игры, задания и конкурты. Оформлено в динамичный сценарий, наверняка, детям будет занимательно, интересно и, самое гласное, спортивно. Реализуем главную задачу - прививаем любовь и интерес к спорту.