Конкурсы

Разработка классного часа в 6-7 классе «Воспитание лояльного отношения к беженцам»

Классный час в 6, 7 классе по теме: «Воспитание лояльного отношения к беженцам»

Автор-составитель: Журавлева Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 4 г. Малая Вишера Новгородской области

Анонс материала классного часа

Эта беседа посвящена проблемам беженцев, которые в силу различных обстоятельств уже оказались или еще окажутся на территории нашей страны, и необходимости проявления чувства сострадания, солидарности, терпимости к ним с принимающей стороны. В каждой школе, наверное, учатся дети из Дагестана, Туркмении, Азербайджана, Таджикистана или Узбекистана… Они каждый день рядом с нами: чьи-то соседи, у кого-то родители работают вместе с их родителями, их дети ходят в те же детские сады , что и коренные жители , но у них мало друзей, не у всех рядом бабушка и дедушка, они очень скучают по своей родине, порой они стесняются своего внешнего вида, «плохого» русского языка. Наша общая задача помочь им адаптироваться,  почувствовать себя среди друзей и единомышленников.

Ход беседы

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент_Экзюпери    

 

Своим терпением мы можем

достичь большего, чем силой.

 Э. Берк

Почему люди надолго или навсегда покидают родные места? Издавна представители разных народов отправлялись в чужие земли торговать, учиться, обращать местное население в свою веру, оказывать помощь или покорять.

В наше время, когда расстояние между странами сократилось благодаря современным видам транспорта, миграция стала еще более распространенным явлением. Многие отправляются в другие края по собственному желанию в поисках лучшей работы и жизни, но есть и те, кто не собирался покидать родные края, но для спасения своей жизни и жизни своих детей, близких вынужден был это сделать. За словом «беженцы» скрываются человеческие страдания и трагедии. Это люди, которые в буквальном смысле бегут от постигшей их страшной участи, теряя своих близких, оставляя свой кров, имущество, родные могилы…

В последние годы приток беженцев в Россию увеличился, особенно из неспокойных регионов, и в первую очередь, из Чечни. Оттуда приезжает как русскоязычное, так и коренное население. А есть еще беженцы из Афганистана, Ирака и других стран… Откуда бы ни приехал человек, его культура отличается от той, к которой он вынужден приспосабливаться.  Ему трудно найти работу, устроить детей в детский сад или школу, у него нет своего дома, друзей и знакомых… Местное население обычно недовольно большим наплывом мигрантов: считается, что они создают дополнительные проблемы и на них тратится много средств, которые могли бы быть вложены во что-нибудь другое, нужное и полезное для русских людей…

Больше половины беженцев - дети. Их число в мире возрастает с каждым годом приблизительно на 5 тысяч . Часто они покидают родной дом, не успевая взять любимые игрушки, вещи, книги, а их родители – необходимые документы… Оказавшись в другой стране, они сталкиваются с новыми трудностями .Вот только лишь один пример: одиннадцатилетняя Милана жила в Грозном и , как все обычные дети, ходила в школу, пока не началась война. Три месяца девочка вместе с мамой просидела под бомбежками в подвале, не выходя на улицу, потому что многие из соседей и родственников, тоже спасавшихся в подвале, не возвращались после того, как покидали его в поисках еды и воды… Однажды в подвал попала граната, но Милана , получив несколько осколочных ранений, чудом осталась жива и лишь через месяц смогла получить квалифицированную медицинскую помощь… В конце концов семье удалось выехать из Грозного и переехать в спокойный российский город, но испытания на этом не закончились. На новом месте отца девочки преследовали проблемы с трудоустройством, Милану не принимали в школу из-за отсутствия документов, которые сгорели во время бомбежки… А следы на ее теле от осколочных ранений вызывали постоянные насмешки со стороны местных ребятишек.. ( Из материалов фонда « Гражданское содействие»)

Иногда случается так, что у себя на родине ребенок в течение некоторого времени не посещал школу, например, потому что была война. В этом случае ему приходится учиться с детьми, которые младше его по возрасту. А ведь надо учитывать еще и то, что ребенок приехал из таких мест, где другая культура, другие обычаи, другая внешность, другой язык. К сожалению, часто вместо понимания, сочувствия и поддержки он встречает насмешки, недоброжелательное отношение к себе. Родители же, пережившие тяжелейшие события, порой не в силах оказать им моральную помощь, так как сами нуждаются в ней: на них тяжелым грузом лежит отсутствие работы, денег, жилья, нормальных бытовых условий…  Иногда одно необдуманное слово может привести к непредсказуемым последствиям! («Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»-, писал Тютчев. А другой поэт, В.Шефнер, утверждал: « Словом можно убить, словом можно спасти…» )  Поэтому надо быть терпимыми и терпеливыми по отношению к тем, кого судьба привела в наши края.

Завтра кто-то из нас может оказаться в подобной ситуации. И пусть мы не будем одиноки, пусть мы встретим поддержку и сочувствие у окружающих людей! А пока давайте не забывать и не уставать протягивать руку помощи несчастным и одиноким беженцам, оказавшимся волей судьбы в России, стараться не унижать и не ранить их недобрым словом, тяжелым взглядом : места хватит всем, главное, чтобы было взаимопонимание, чтобы эти люди, попавшие в беду, смогли чувствовать себя как дома, ( ведь русский народ всегда отличало необычайное гостеприимство и хлебосольство) , и тогда не будет кровопролития между беженцами и русскими… А общение с ними, в свою очередь ,обогатит нас и нашу культуру, сделает наш духовный мир богаче, ярче, интереснее! Сегодня каждый, у кого появляется возможность, старается посетить разные страны, чтобы поближе познакомиться с обычаями, традициями того или иного народа… Это очень хорошо, но почему мы не хотим знакомиться с тем же самым у себя дома? Почему бы не обмениваться секретами кулинарии, произведениями устного народного творчества и т.п.

«Я не волшебник, я еще только учусь,- говорил мальчик-паж из сказки Е.Шварца,- но ЛЮБОВЬ помогает мне делать настоящие Чудеса!»  Мне очень хочется надеяться, что  наша Доброта тоже способна сотворить Чудо. Я верю: если каждый человек будет относиться к другому если не с любовью, то хотя бы с уважением, на  нашей хрупкой и такой прекрасной Земле навсегда исчезнут войны, смерти от увечий, слезы от горя… А ведь это так просто: не требуется никаких материальных затрат, стоит только раскрыть свою душу навстречу другим!

16 ноября отмечается Международный день толерантности, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году, Его цель: снизить случаи проявления агрессии и насилия, но мы убеждены, что к этому надо стремиться ежедневно, ежечасно, и только тогда можно надеяться на положительные результаты.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 15:46 +1
Надежда Михайловна я с Вами полностью согласна. Вы молодец, что говорите с детьми о такой теме, это действительно сейчас злободневно. А еще мне кажется, что Вы очень добрый и воспитанный человек и пытаетесь эти чувства привить своим ученикам.
Юлия Андреевна Хлябинова # 12 ноября 2014 в 23:40 0
Здравствуйте! Данная информация интересна в наше время и актуальна, обучая детей пониманию и сочувствию беженцам, особенно в наше время с Украины.
Зарема Алимпашаевна Акаева # 3 января 2016 в 13:21 0
Надежда Михайловна,вы молодец.что затронули такую тему, действительно, эта тема очень актуальна именно в наши дни, и мы.учителя, обязаны воспитывать молодое поколение толерантности, уважительному отношению к людям другой нации, другой веры. огромное вам спасибо за вашу разработку.