Классный час 2-3 класс на тему: Басни

Методическая разработка классного часа «О басне» для младших школьников 2-3 класса

Цель: расширить представления детей о басне, познакомить с термином «эзоповский язык»; развивать внимание, мышление, воображение, речь; прививать любовь к классической литературе.

Учитель. Ребята, расшифруйте, пожалуйста, как звучит тема сегодняшнего нашего разговора. (Запись на доске.)

Ответ. О БАСНЕ.

Понятие «басня» у нас неразрывно связано с именем Ивана Андреевича Крылова, популярнейшего русского баснописца, хотя басни пробовали писать и другие авторы. Можете ли вы назвать кого-нибудь из них? (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. В. Михалков).

Имеете ли вы представление о том, что такое басня?

Ответы детей.

А сможете ли отличить басню от другого жанра? Попробуйте.

После чтения каждого произведения учитель просит высказать свое мнение и попробовать обосновать его.

• Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».

(Басня. Л.Н. Толстой — «Два товарища».)

• Кот Тимофей — открытая душа,

Коту Василию принес в зубах мыша:

Кот Васька отмечал день своего рожденья

И принимал преподношенья.

Увидев дичь, что гость ему принес,

Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:

«Спасибо, брат! Но только зря старался!

Давно прошли те дни,

Когда мышами я питался...

Уж ты меня, дружище, извини!»

Смущенный гость был удивлен безмерно:

Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!

Хотел переспросить, но... подали обед:

Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,

Колбасы всех сортов и даже

Такую колбасу, которой нет в продаже!..

К столу все новые закуски подносили.

Тимошка-кот наелся до ушей.

«Вот так, брат, и живем... — мурлыкал кот Василий, —

Обходимся, как видишь, без мышей!»

 

Когда бы у меня читатели спросили,

О чем завел я в этой басне речь,

Я им ответил бы, что данный кот Василий

Жрал то, что должен был стеречь!

А этаких котов, не ловящих мышей,

Из кладовых пора бы гнать взашей!

(Басня. С. Михалков — «Коты и мыши».)

 

• Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то

И куда он мог залезть?

(В. Берестов — «Искалочка».)

 

• Кит — самый большой зверь на свете. Он живет в море, плавает в воде, как рыба.

Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.

(Е. Чарушин — «Кит».)

• Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

(Басня. И. Крылов — «Лев и Лисица».)

БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах. Героями басни становятся не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. В начале, или в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль. Она называется... Прочтите, как она называется. (Рисунок на доске.)

Ответ. МОРАЛЬ.

Постарайтесь вспомнить названия басен И. А. Крылова, мораль из которых я назову.

• «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

 

• «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)

 

• «А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить». («Кот и Повар»)

 

• «Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)

 

• «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он кукушку». («Кукушка и Петух»)

 

• «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)

Способ, с помощью которого выражена главная мысль в басне, называется эзоповским языком.

Что же это за язык такой? Эзоп — самый известный древнегреческий баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на разные языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих писателей последующих эпох. Эзоп — полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Известно, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений. Считается, что именно он первым начал сочинять басни, проявляя удивительное остроумие и находчивость и открыв язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намеками. Басни Эзопа были написаны прозой — ярко, ясно и просто. Они составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть.

В России же всех баснописцев XVIII—XIX веков затмил, как вы уже догадались, Иван Андреевич Крылов. Эзоповским языком он овладел в совершенстве. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду, о которой хотел поведать читателям, но которую нельзя было сказать напрямик, чтобы не навлечь на себя гнев правителей.

Напомню вам басню «Мартышка и очки».

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

 

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

В этой басне под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен «невежда познатней», который гонит все полезное, в том числе и науку. Наука делает человека более зорким и дальновидным — как очки; но мартышки, кривляющиеся у трона, могут разбить эти очки.

В баснях «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак» автор осмеял Государственный совет и его руководителей за их неспособность к полезным политическим действиям.

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»,

а также:

 

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Со времени написания крыловских басен прошло очень много лет. И пусть мы не всегда знаем, по какому поводу они были сочинены, кого хотел осмеять, ославить автор, но, тем не менее, его произведения нам интересны, они остроумны и поучительны, мы с удовольствием их читаем и знаем многих их героев.

Герою из левого столбика найдите пару среди героев правого столбика.

КОТ

ГОЛУБЬ

СТРЕКОЗА

ОЧКИ

ВОРОНА

ПЕТУХ

ЧИЖ

ОБЕЗЬЯНА

СЛОН

ПОВАР

МАРТЫШКА

ЛИСИЦА

ВОЛК

МОСЬКА

КУКУШКА

ЯГНЕНОК

ЗЕРКАЛО

МУРАВЕЙ

Ответ. Кот — Повар, Стрекоза — Муравей, Ворона — Лисица, Чиж — Голубь, Слон — Моська, Мартышка — Очки, Волк — Ягненок, Кукушка — Петух, Зеркало — Обезьяна.

Кто из этих героев интересен вам более других? Почему?

Ответы детей.

Представьте себе, что вы встретились с ним в нашей, современной жизни. Что бы вы сказали ему? О чем бы спросили? Что пожелали?

Отклики детей.

Наше занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о честности, 2 класс

Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Классный час о доброте и бессердечии, 2 класс

Классный час, 2 класс. Волшебное слово «Здравствуйте»

Классный час «Я познаю себя», 2 класс

Светлана Олеговна Адонина # 1 февраля 2016 в 18:57 0
Хороший материал. Задания интересные, дети с восторгом будут их выполнять.
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:35 0
Очень хороший материал