Цель: расширить представления детей о басне, познакомить с термином «эзоповский язык»; развивать внимание, мышление, воображение, речь; прививать любовь к классической литературе.
Учитель. Ребята, расшифруйте, пожалуйста, как звучит тема сегодняшнего нашего разговора. (Запись на доске.)
Ответ. О БАСНЕ.
Понятие «басня» у нас неразрывно связано с именем Ивана Андреевича Крылова, популярнейшего русского баснописца, хотя басни пробовали писать и другие авторы. Можете ли вы назвать кого-нибудь из них? (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. В. Михалков).
Имеете ли вы представление о том, что такое басня?
Ответы детей.
А сможете ли отличить басню от другого жанра? Попробуйте.
После чтения каждого произведения учитель просит высказать свое мнение и попробовать обосновать его.
• Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».
(Басня. Л.Н. Толстой — «Два товарища».)
• Кот Тимофей — открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
«Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!»
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
«Вот так, брат, и живем... — мурлыкал кот Василий, —
Обходимся, как видишь, без мышей!»
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!
(Басня. С. Михалков — «Коты и мыши».)
• Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
(В. Берестов — «Искалочка».)
• Кит — самый большой зверь на свете. Он живет в море, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.
(Е. Чарушин — «Кит».)
• Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
(Басня. И. Крылов — «Лев и Лисица».)
БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах. Героями басни становятся не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. В начале, или в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль. Она называется... Прочтите, как она называется. (Рисунок на доске.)
Ответ. МОРАЛЬ.
Постарайтесь вспомнить названия басен И. А. Крылова, мораль из которых я назову.
• «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)
• «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
• «А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить». («Кот и Повар»)
• «Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
• «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку». («Кукушка и Петух»)
• «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)
Способ, с помощью которого выражена главная мысль в басне, называется эзоповским языком.
Что же это за язык такой? Эзоп — самый известный древнегреческий баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на разные языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих писателей последующих эпох. Эзоп — полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Известно, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений. Считается, что именно он первым начал сочинять басни, проявляя удивительное остроумие и находчивость и открыв язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намеками. Басни Эзопа были написаны прозой — ярко, ясно и просто. Они составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть.
В России же всех баснописцев XVIII—XIX веков затмил, как вы уже догадались, Иван Андреевич Крылов. Эзоповским языком он овладел в совершенстве. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду, о которой хотел поведать читателям, но которую нельзя было сказать напрямик, чтобы не навлечь на себя гнев правителей.
Напомню вам басню «Мартышка и очки».
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
В этой басне под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен «невежда познатней», который гонит все полезное, в том числе и науку. Наука делает человека более зорким и дальновидным — как очки; но мартышки, кривляющиеся у трона, могут разбить эти очки.
В баснях «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак» автор осмеял Государственный совет и его руководителей за их неспособность к полезным политическим действиям.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»,
а также:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Со времени написания крыловских басен прошло очень много лет. И пусть мы не всегда знаем, по какому поводу они были сочинены, кого хотел осмеять, ославить автор, но, тем не менее, его произведения нам интересны, они остроумны и поучительны, мы с удовольствием их читаем и знаем многих их героев.
Герою из левого столбика найдите пару среди героев правого столбика.
КОТ |
ГОЛУБЬ |
СТРЕКОЗА |
ОЧКИ |
ВОРОНА |
ПЕТУХ |
ЧИЖ |
ОБЕЗЬЯНА |
СЛОН |
ПОВАР |
МАРТЫШКА |
ЛИСИЦА |
ВОЛК |
МОСЬКА |
КУКУШКА |
ЯГНЕНОК |
ЗЕРКАЛО |
МУРАВЕЙ |
Ответ. Кот — Повар, Стрекоза — Муравей, Ворона — Лисица, Чиж — Голубь, Слон — Моська, Мартышка — Очки, Волк — Ягненок, Кукушка — Петух, Зеркало — Обезьяна.
Кто из этих героев интересен вам более других? Почему?
Ответы детей.
Представьте себе, что вы встретились с ним в нашей, современной жизни. Что бы вы сказали ему? О чем бы спросили? Что пожелали?
Отклики детей.
Наше занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»
Классный час «Я познаю себя», 2 класс
Классный час, 2 класс. Волшебное слово «Здравствуйте»
Классный час о честности, 2 класс
Светлана Олеговна Адонина # 1 февраля 2016 в 18:57 0 | ||
|
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:35 0 | ||
|