Классный час 4 класс. Символы государства

Классный час – 4 класс

Сценарий классного часа для 4 класса

Цели: рассказать о современной государственной символике; способствовать воспитанию патриотизма.

Подготовительная работа: попросить учащихся подготовить выразительное чтение стихотворений.

Оборудование: изображения флага и герба России; музыкальная запись гимна Российской Федерации; плакат со словами гимна; бело-сине-красные полоски для составления флага.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Что такое символ?».

II. Информационный блок.

1. Российский флаг.

2. Гимн России.

3. Герб России.

III. Творческая работа.

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Что такое символ?»

Классный руководитель. Мы с вами живем в огромной стране, которая называется... (Россия).

Сегодня мы поговорим о символах нашего государства. Для начала давайте разберемся, что же это такое - символ.

(Дети высказывают предположения.)

Обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета».

Однако не каждый знак или примета имеют символическое значение. Так, голос за стеной - знак присутствия человека в соседней комнате. Свежие лужи на земле - примета прошедшего дождя. Но ни то, ни другое нельзя назвать символом. Понятие «символ» гораздо шире. Символ - это знак, который изображает некоторый объект и несет в себе добавочный смысл. Символ - это то, что служит условным знаком какого-то явления, идеи. Например, голубь - символ мира; змея, обвивающаяся вокруг чаши или посоха, - символ медицины.

- Приведите свои примеры символов. (Дети отвечают.)

Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России.

Символика любого государства - это воплощение его истории и отражение настоящего, это зрительный и музыкальный образ страны.

II. Информационный блок

1. Российский флаг

Классный руководитель. Каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос.

(Вызывает к доске ученика и предлагает составить российский флаг из трех полосок бумаги - белой, синей, красной.)

- Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?

(Просит ученика по порядку снять полоски и прочитать на обратной стороне символику цвета.)

Ученик. Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность, синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Алый (красный) цвет символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

Классный руководитель. Наш трехцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже, в конце XIX в., наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III, но оставался им недолго. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.

- Знаете ли вы, когда поднимают флаг? Где вы могли видеть государственный флаг Российской Федерации?

(Дети высказываются.)

Классный руководитель. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах во время торжественных праздников.

2. Гимн России

Классный руководитель. Гимн России - торжественная песня о стране. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Гимн современной России принят в 2000 г. Музыку написал А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков. Давайте послушаем гимн. Это принято делать стоя.

(Учащиеся встают. Звучит музыкальная запись первого куплета гимна.)

3. Герб России

Классный руководитель. Посмотрите, как выглядит герб нашей Родины - России.

(Учитель демонстрирует ученикам крупное цветное изображение герба Российской Федерации.)

- Где мы можем увидеть изображение герба Российской Федерации? {На флагах, монетах, печатях, на государственных документах.)

Давайте рассмотрим, что изображено на гербе. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. Двуглавый орел - символ силы, могущества государства, его орлиной «высоты полета». Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением всадника, поражающего змея.

- Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (Дети высказываются.)

Всадник, пронзающий копьем змея, - это святой Георгий Победоносец. Изображение напоминает нам об одном из самых известных его подвигов. Согласно легенде некогда в Палестине жил страшный змей, которому горожане должны были отдать на съедение прекрасную царевну. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, спас девушку. Он сразил чудовище копьем, а его конь растоптал змея. Царь (отец девушки) и его подданные убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, его почитают во многих странах.

Итак, на российском гербе изображен христианский воин. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.

III. Творческая работа

Классный руководитель. Предшественники современных гербов появились очень давно. У древних племен были свои особые родовые знаки - тотемы. Это могли быть изображения зверей, рыб, насекомых или мифических существ. Все члены племени считали, что являются потомками изображенного на тотеме существа и что они находятся под его покровительством. Когда появились первые древние государства, их правители или династии также выражали свою власть какой-либо эмблемой. Во многих государствах популярной эмблемой стал орел. Эти эмблемы изображались, например, на монетах.

В Европе в Средние века (в эпоху рыцарей) гербы получили очень большое распространение. Гербы имели не только правители, но и отдельные знатные роды, а также и города. Свой герб могли иметь даже объединения купцов или ремесленников. Гербы изображали не только на монетах, но и на одеждах, доспехах и щитах рыцарей, а также на стенах городов и замков.

Теперь вы знаете, как выглядит герб нашей Родины - России. Сейчас ваша задача - придумать и нарисовать свой герб. Он может быть любым, главное, чтобы он отражал особенности той страны, города или организации, символом которой он является. Это может быть герб вашей семьи, нашей школы или нашего города (села, поселка). Вы даже можете нарисовать герб волшебной страны. Желательно нарисовать его в цвете. Лучшие гербы мы повесим в классе.

(Учитель раздает листки, просит подписать их, написать, герб чего изображен.)

IV. Подведение итогов

Ученик 1.

Люблю тебя, мой край родной,

За ленту речки голубой,

За темный и красивый лес,

Люблю за синеву небес,

И за сережки на березе,

И за бушующие грозы,

И за калины красный цвет.

Родной мой край, дороже нет.

Ученик 2.

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нем.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Ученик 3.

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги, и скажи ей: «Мать!

Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою жить, с тобою умирать!»

Ученик 4.

Люби ее! Клянись, как наши деды,

Горой стоять за жизнь ее и честь.

Чтобы сказать в желанный час победы:

И моего тут капля меда есть!

Классный руководитель. Каждый из нас - частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

- Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?

- Что значит проявлять неуважение к символам своего государства?

- Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике?

Примерные ответы детей:

- В государственных символах отражена история государства. Мы должны знать о величии нашей Родины, о ее героях и гордиться ими.

- Проявлять неуважение - значит не знать, как выглядят и что символизируют флаг и герб России, не помнить слова гимна, не вставать во время его звучания.

- Никто не будет уважать такое государство. Проявление неуважения к символам своего государства означает неуважение к себе самому.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе. Познай себя

Классный час в 4 классе. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Права человека», 4 класс

Классный час 4 класс на тему Лидерство

Классный час. Государственные символы России, 4 класс

Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:41 0
Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть воспитания в школе. Поэтому обязательно с ребятами проведем классный час на эту тему и воспользуемся вашей разработкой. Заранее спасибо!
Лемара Шевкетовна Султанова # 28 октября 2014 в 22:45 0
Как цель воспитание патриотизма прекрасная разработка. Возьму в свою копилку.Спасибо.
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:14 0
Чудесный материал! Спасибо вам за вашу работу!
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:00 0
Много интересного исторического и справочного материала. Только не подведен итог творческой работы( я не поняла ее цель).А в итоге лучше провести викторину или предложить презентацию семейных гербов.