Конкурсы

Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», 2 класс

Этическая беседа для младших школьников 2 класса «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цели мероприятия

1. Воспитывать у детей бережное отношение к животным.

2. Развивать у учащихся нравственные чувства — сопереживание, доброту, ответственность за свои поступки.

3. Развивать у учащихся умение рассуждать.

Подготовка

1. Классный руководитель адаптирует текст рассказа Л.Г. Алешиной «За что?..» для своего класса.

2. В классе ученики оформляют выставку рисунков на тему «Наши любимые животные».

3. Классный руководитель и учащиеся подбирают фотографии домашних питомцев.

4. Один из учеников учит наизусть стихотворение А.Л. Барто «Уехали».

Участвуют ученики 2-го класса, классный руководитель.

Класс оформлен рисунками детей на тему «Наши любимые животные». На доске написана тема мероприятия, подготовлена выставка фотографий животных, живущих у учащихся дома. Перед началом мероприятия дети рассматривают выставку фотографий и рисунков.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Дорогие ребята! Тема нашей беседы очень важная и серьезная — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Слова, которые помогли обозначить тему, сказал один известный французский писатель. Как вы думаете, к кому они относятся?

Дети отвечают.

Верно, они сказаны по отношению к людям, которые приручают живых существ, например, животных. А как вы думаете, что значит «приручить»?

Дети дают ответы.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова говорится о том, то «приручить» — значит сделать ручным, послушным. Всегда ли люди понимают ответственность за прирученных животных? Послушайте внимательно рассказ Людмилы Алешиной «За что?..».

Классный руководитель читает рассказ.

Семье Петровых дали новую квартиру. В доме все зашумело, заволновалось, задвигалось. Было беспорядочно, суматошно, радостно. Старые вещи увозили в комиссионный магазин, книги и посуду складывали в большие картонные коробки. Хозяйка приносила домой пакеты, и глаза ее сияли от восторга.

Особенно суетился рыжий мохнатый пес Топс. Он не знал, что такое новая квартира, но своим преданным собачьим сердцем понимал, что хозяева счастливы, и ликовал. Когда приходил хозяин, Топс весело прыгал, тащил ему домашние туфли и ждал, когда хозяин после обеда ляжет на диван с газетой, а Топс, как обычно, устроится у его ног и будет иногда дотрагиваться лапой до газеты, чтобы заглянуть в глаза хозяину. Правда, теперь хозяин почти не лежал после обеда. Хозяйка своим резким и громким голосом все время ему приказывала. И он что-то двигал, заворачивал, перевязывал.

Топс стал замечать, что с хозяином творится что-то неладное. Он отводит глаза от Топса! Почему? Хозяин чувствует себя виноватым перед ним? В чем может быть виноват этот мягкий, ласковый человек?

Топс не подозревал, что хозяйка решила не брать его в новую квартиру. Поэтому хозяин хочет продать собаку. Но Топс не был, как говорится, чистых кровей, и его никто не покупал. Свезти в деревню, откуда Петров привез его щенком, он не мог. Времени не было. И он согласился с женой — оставить собаку в старом дворе... Возьмет же кто-нибудь! Топс не знал, что любящий его человек готов совершить вероломство, и по-прежнему заглядывал ему в глаза и безмолвно спрашивал, что произошло.

В день выезда, когда вещи были погружены, Топс стоял у ворот и ждал, что его хозяева сядут в машину, окликнут его, как

это было всегда, когда они уезжали на дачу, и он поедет с ними. Но хозяева сели, машина тронулась, а Топс остался у ворот, его не позвали. Он побежал за машиной, подал голос, хозяева даже не оглянулись. Топс повернул к дому, вошел в пустую квартиру и стал ждать. Немного спустя снова выбежал на улицу... и опять вернулся в квартиру. Он обошел все уголки. Никого. Пусто и тихо.

Уже несколько дней подряд люди выезжали из старого дома, предназначенного на слом.

Топс остался один. Уныло бродил по двору, подбирая объедки случайно найденной пищи. В его собачьем сердце жила бесконечная тоска по близкому человеку и теплому уюту жилища. Когда засыпал, он видел во сне прежнюю жизнь, ласковые глаза хозяина, слышал его голос. Он звал его: «Топс!» Топс просыпался, искал в коридоре, кухне... и снова ждал и надеялся. А над его головой что-то гремело и грохотало. (Начали ломать старый дом.) Пес побрел в пустую квартиру, лег на то место, где стоял старый диван хозяина, лизнул пол, где стояли его домашние туфли. Он даже протянул лапу, как прежде, чтобы тронуть газету и заглянуть в глаза хозяину. Но его лапа прикоснулась к пустоте. Топс глубоко вздохнул и закрыл глаза.

Вдруг над его головой раздался страшный треск. Что-то упало на него, ударило лапу. Топс попытался встать. Идти было трудно, лапа не слушалась. Опять что-то грохнуло и придавило его. Боль охватила все тело, двинуться он не мог.

Истекая кровью, Топс потянул носом и сквозь запах пыли и грязи услышал любимый запах ласковой руки хозяина. Тут что- то огромное свалилось на голову Топса, и его воспоминания и страдания кончились...

А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью.

Ребята, какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

Дети отвечают.

Давайте немного поразмышляем над услышанным.

• Опишите своими словами, какой был Топс?

• Почему автор рассказа называет сердце Топса «преданным»?

• Можно ли сказать, что Петровы приручили Топса? Почему?

• Как вы думаете, почему хозяева не взяли Топса на новую квартиру?

• Понимал ли хозяин свою ответственность за судьбу Топса? Почему вы так думаете?

• Какие слова из текста показывают, что хозяину было стыдно перед Топсом?

• Можем ли мы осудить поступок хозяина? Почему?

• Какими словами можно охарактеризовать поступок хозяев?

• Как вы считаете, вспоминал ли потом Топса хозяин? Почему?

• Что бы вы сделали на месте хозяина?

• Какое чувство у вас вызвал конец рассказа: «А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью»?

• Почему рассказ называется «За что?..»?

• Встречали ли вы во дворах брошенных собак?

• Какие чувства они у вас вызывают?

Ребята, когда я читала рассказ, то чувствовала, что вы очень переживали за Топса. Мне кажется, что вы бы никогда не поступили так бездушно и безответственно, как это сделали Петровы. Я знаю, что у многих из вас дома есть животные, которых вы приручили. На своих рисунках вы изобразили их с большой любовью. Скажите несколько добрых слов о своих питомцах.

Ученики с теплотой рассказывают о своих домашних животных.

Всякое случается в нашей жизни: можно о чем-то забыть, что-то сделать не так. Но всегда надо стараться исправить свою ошибку, быть ответственным за свой поступок. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Стихотворение читает один из учащихся класса.

Ученик

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка.

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он ласков был и неуклюж

И с аппетитом пил из луж.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес...

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом.

Он на террасе лег.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем.

Вернулись с полпути,

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Классный руководитель. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

Вот с таким добрыми и теплыми чувствами мы и закончим нашу беседу. Но всегда будем помнить о том, что мы в ответе за тех, кого приручили! А еще у меня к вам есть предложение: давайте оформим альбом «Наши питомцы», куда мы поместим рисунки, фотографии с изображением ваших любимцев, а также сочиненные вами небольшие рассказы о них.

После проведения мероприятия классный руководитель с учениками собирают материалы для альбома. Дома ученики с помощью родителей сочиняют и записывают рассказы о домашних питомцах. Затем оформляется альбом «Наши питомцы», его оставляют в классном уголке. Альбом должен быть доступен для просмотра детьми и родителями.

Литература

Алешина Л.Г. За что?.. О вежливости, о такте, о деликатности... Л., 1986.

Барто А.Л. Уехали. Мы веселые ребята / Сост. О. В. Регель, Д.П. Шишонок. Минск, 1974.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 2 класс. Волшебное слово «Здравствуйте»

Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Классный час «Я и мои родители», 2 класс

Классный час о честности, 2 класс

Классный час о доброте и бессердечии, 2 класс

Ирина Владимировна Жабина # 1 января 2016 в 23:15 +1
Здравствуйте! Замечательный, добрый классный час для второклассников. Учитель заботится о том, чтобы дети были активными участниками беседы, думали, отвечали на вопросы, рассказывали стих. Проведена большая предварительная работа, в которой учащиеся также активно помогали учителю: рисовали любимых животных, готовили фото домашних питомцев. В целом классный час и его подготовка хорошо продуманы, спланированы. Но вот какой вопрос возник: не увидела кто автор разработки, как обращаться? Может быть я просмотрела? Спасибо.
Ирина Александровна Мерчанская # 17 апреля 2016 в 21:09 0
Превосходный классный час по воспитанию доброты ,отзывчивасти у детей. В ходе урока дети активно работают!
Ольга Алексеевна Бродская # 16 октября 2016 в 22:31 0
Замечательный, добрый классный час для второклассников. Проведена большая предварительная работа, в которой учащиеся также активно помогали учителю: рисовали любимых животных, готовили фото домашних питомцев. Учитель заботится о том, чтобы дети были активными участниками беседы, думали, отвечали на вопросы, рассказывали стих. в ходе классного дети учатся анализировать, развивают свои коммуникативные способности. Конспект классного часа понравился, беру на вооружение!!!
Ольга Александровна Румянцева # 24 февраля 2017 в 08:48 0
Замечательная разработка классного часа. Учитель воспитывает в детях умение сопереживать, ответственность за свои поступки, учит рассуждать, примерять ситуацию на себя, а не быть пассивными слушателями. Проведена большая подготовительная работа: выставка рисунков по теме, подбор фотографий. Можно было бы ещё оформить стенгазету с использованием этих фотографий, отрывков из стихов, пословиц и т.д. Спасибо автору за конспект!
Любовь Николаевна Вавилова # 9 января 2018 в 18:20 0
Большое спасибо за материал! Воспитание этических норм поведения у младших школьников - очень важный вопрос в наше время. Очень трогательный рассказ. После его прочтения невозможно остаться равнодушным.