Цели и задачи классного часа
— Выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложились в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;
— научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.
Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»
Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, которым задаются вопросы:
— Как вы считаете, почему люди пьют?
— Какую пользу приносит алкоголь?
Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как правило, выглядят следующим образом:
— алкоголь согревает;
— алкоголь помогает общению;
— придает храбрости;
— снимает стрессы;
— лечит;
— алкоголь употребляют для веселья и т. д.
Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы.
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год.
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин.
Затем учитель проводит беседу по указанным учащимися доводам в пользу употребления алкоголя.
Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит алкоголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного» действия? Получается, что алкоголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.
Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сложившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.
Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.
Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апеллировать к учащимся, которые тоже могут с помощью имеющихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.
Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя
Теоретический материал для классного руководителя
а) Алкоголь согревает.
С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожениях людей, находившихся на морозе в состоянии опьянения? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомого мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела собака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам пришлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывается, перед тем как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «подогреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул.
В чем же дело? Почему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела.
Под влиянием алкоголя периферические сосуды расширяются и к поверхности тела притекает больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается только кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижается. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвечает на его действия сжатием своих кровеносных сосудов.
Несмотря на быстрое охлаждение тела человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболевое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз. Обмороженному нужна теплая ванна, а если ее нет, то лучше алкоголь не давать внутрь, а растереть тело водкой или спиртом, но такое растирание можно делать только взрослому человеку. А напоить замерзшего лучше горячим чаем с травами и медом.
б) Алкоголь помогает общению.
Учитель задает вопрос учащимся:
— Вы знаете, как алкоголь действует на нервную систему?
Учитель: Алкоголь парализует процесс торможения в нервной системе, человек становится говорливым, беззаботным, легко заводит новые знакомства. Снижается контроль за поведением. Часто застенчивые люди попадают в эту ловушку. В нормальном состоянии они необщительны, не уверены в себе. Выпив спиртного, они вдруг обнаруживают, что начинают легко заводить знакомства и могут быть даже душой компании. Им еще и еще раз хочется испытать это новое и приятное состояние, и они выпивают снова и снова.
Учитель задает вопросы:
— Куда ведет этот путь?
— Что лучше: быть общительным алкоголиком или не слишком общительным человеком, но не зависимым от алкоголя?
Учащиеся отвечают на эти вопросы и предлагают свой путь решения проблемы. Этому человеку нужно решать свою проблему не с помощью алкоголя, а обратившись к специалистам, есть специальные тренинги, которые помогут отработать навыки общения, преодолеть застенчивость.
в) Алкоголь придает храбрости.
Пьяный человек действительно становится храбрым, но не оттого, что меняются качества его личности. Просто в состоянии опьянения человек не может реально оценить опасность и последствия своих действий. У пьяного притупляется инстинкт самосохранения, который обычно предотвращает многие беды. К чему это может привести? К травмам, а иногда даже к смерти. Какая же это храбрость? Недаром в народе говорят: «Пьяному море по колено». Есть и еще один аспект этой «храбрости» пьяного. Трезвому человеку стыдно причинять неприятности, надоедать другим людям, стыдно вести себя непристойно. Но вот человек выпил, и ему ничего не стыдно. Он «храбро» хулиганит, хамит, лезет в драку, «не боится» выражаться нецензурно, чего, будучи трезвым, он себе никогда бы не позволил. Так что такое «храбрость» пьяного? Что она несет ему самому и окружающим?
г) Алкоголь снимает стрессы.
Многие утверждают, что алкоголь помогает расслабиться, снимает стрессы.
Учитель задает вопрос учащимся:
— Как алкоголь действует на нервную систему?
Учитель: Мы знаем, что при воздействии алкоголя на нервную систему сначала проявляется стимулирующий эффект, так как алкоголь парализует тормозящие нервные волокна. Где же здесь расслабление и снятие стресса? Чтобы спиртное подействовало угнетающе, нужны достаточно большие его дозы.
Профессор Старцев из Сухуми в опытах на обезьянах доказал, что если у животного вызвать стресс, а потом дать ему алкоголь, то, во-первых, стресс будет намного сильнее, и во- вторых, под воздействием алкоголя животное очень трудно вывести из стрессового состояния, и оно часто погибает от таких причин, которые не привели бы к смерти, если бы не влияние алкоголя.
Поэтому-то человек, принимающий в состоянии стресса водку или вино для расслабления, на самом деле резко утяжеляет свое состояние. (Углов Ф.Г. Что стало с людьми, и почему их не «трогает» голос разума? //Мелиоратор Дона, 1991. № 9-10.)
д) Алкоголь лечит.
В 1915 году съезд русских врачей вынес решение, что алкоголь должен быть исключен из числа лечебных средств.
Бытует убеждение, что если человек простудился или подхватил грипп, то лучшим народным средством для лечения является алкоголь: нужно выпить, лечь спать, и все болезни как рукой снимет. Алкоголь якобы все продезинфицирует и убьет микробы. Несколько лет назад в Академии наук Франции решили проверить это средство и поставили опыт, касающийся влияния алкоголя на вирусные инфекции. Опыты показали, что алкоголь не оказывает никакого противовирусного и дезинфицирующего воздействия внутри организма. Напротив, люди, употребляющие спиртное, более уязвимы для вирусных инфекций, так как под влиянием алкоголя клеточная мембрана становится более проницаемой, и любая инфекция проникает в клетку намного легче. Чтобы продезинфицировать наш организм изнутри, нужно выпить дозу алкоголя, которая превышает смертельную в 17 раз.
Где же здесь лечебный эффект?
Это заблуждение основано на наркотическом действии алкоголя. Действительно, выпив, человек не так ощущает боль, чисто субъективно он себя чувствует лучше, но это действие кратковременное, болезни алкоголь не лечит. В медицине алкоголь употребляют для дезинфекции, приготовления лекарств, но не для лечения болезней.
е) Алкоголь употребляют для веселья.
Пожалуй, самым распространенным в обществе является убеждение, что алкоголь употребляют для веселья.
Это мнение опроверг еще Л.H. Толстой, который в статье «Что делает вино с человеком» писал: «Пьяное веселье всегда кончается ругательствами, драками, всякого рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни веселья, а приносит людям только большой вред».
Не веселость, а дурашливость — начальная степень опьянения, именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного, если же пьющий добавит, то наступит буйность.
Употребляя алкоголь в разных обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: на свадьбе, празднике — радуются и веселятся, на поминках — плачут, горюют. Ученые задались целью выяснить, какое действие оказывает алкоголь на самом деле.
Следующие опыты описаны врачом С. Гориным в статье «Алкогольная эйфория — миф!» в журнале «Трезвость и культура» (1987. № 10).
Опыт 1. Взрослым мужчинам-добровольцам внутривенно вводили раствор этилового спирта в количестве, вызывающем легкое опьянение. При этом никто из них не знал, какое вещество введено. Подопытные должны были анализировать свое состояние. У них возникали следующие чувства: сонливость, тревога, тошнота, некоторые говорили, что было «не по себе». Никому не было весело.
Параллельно тот же опыт проводили с контрольной группой, члены которой были предупреждены, что будет введен раствор спирта. Получив дозу, члены этой группы дурачились, рассказывали анекдоты, т. е. вели себя как подвыпившая компания.
Опыт 2. Группу подростков от 14 до 18 лет попросили вспомнить и описать свое состояние после первого приема алкоголя. Они отмечали: жжение в желудке, тошноту, неприятные ощущения в области головы («как будто ударили чем- то мягким, не больно, но неприятно»).
Опыт 3. Взрослых мужчин без признаков алкоголизма попросили описать ощущение от приема спиртного в условиях, исключающих общение (сурдокамера). Пить можно было сколько хочешь и записывать свои ощущения. Никто не отмечал веселья, только выражали недоумение, почему в компании весело, а здесь — нет.
Опыт 4. Употребление алкоголя в сурдокамере предложили алкоголикам. У части из них наблюдалось повышение настроения, это были люди с какой-то патологией мозга (травма, менингит и т. п.). Все остальные никакого веселья не отмечали. Они дружно обвинили экспериментаторов в том, что в водку что-то подмешали.
Опыт 5. Алкогольно-зависимым людям внутривенно вводили физиологический раствор, а говорили, что вводят спирт. Подопытные начинали вести себя так, как будто были пьяны.
Из всего этого ученые сделали вывод о том, что алкоголь не вызывает веселья. Состояние веселья является внушенным индивиду обществом. Алкоголь сам по себе не обладает веселящим действием.
Каким же образом у людей возникло ошибочное убеждение, что алкоголь вызывает веселье?
Вспомним историю. Обряд братания после примирения племен предполагал совместное употребление вина (чаша по кругу). Затем по обряду полагалось веселиться, ведь заключен мир, не будет больше смерти и горя. В сознании человека связь веселья и пития установилась с тех древних времен. Неприятные ощущения, вызываемые алкоголем, люди стали воспринимать как сигнал к началу веселья, дружеского общения.
ж) Алкоголь употребляют для аппетита.
Научно доказано, что под влиянием алкоголя изменяется очень важный регулятор нашего организма — чувство голода, аппетит. Небольшое количество алкоголя, повышая вначале выделение желудочного сока, может увеличивать аппетит. Но это часто наносит ущерб организму, так как естественное чувство голода преувеличивается, происходит перегрузка желудочно-кишечного тракта, особенно, если спиртное принимают натощак, сопровождая его острыми, раздражающими закусками. Последствиями этого могут быть нездоровая полнота, расстройство пищеварительного тракта. Многие пьющие страдают заболеваниями печени, желудка, поджелудочной железы, при этом они продолжают пить, утверждая, что боли становятся меньше. Возможно, так оно и есть, под воздействием алкоголя боль на какое-то время притупляется. Но после того как действие спиртного прекращается, болезнь снова вступает в свои права. При повторных приемах алкоголя пищеварительные железы начинают работать ненормально, происходит уменьшение сокоотделения.
Человек должен знать, что действие алкоголя на его организм таит в себе много самых коварных и опасных неожиданностей. В то время как для одних даже самое сильное опьянение может пройти без видимых вредных последствий, у других одноразовое употребление алкоголя вызывает глубокие и продолжительные психические и нервные расстройства.
Подведение итогов классного часа
В ходе краткой беседы в качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается привести доводы, опровергающие мифы о «пользе» алкоголя, перечисленные на доске. Учитель делает вывод о вреде алкоголя.
Классный час для старшеклассников «Наркотики, алкоголь и сигареты», 10-11 класс
Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»
О вреде алкоголя для подростков
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»
Нет комментариев. Ваш будет первым!