Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Лекция

Этот метод является наиболее широко используемым при проведении тематических классных часов, но, пожалуй, наименее эффективным.

Преимущества данного метода:

1) экономия времени и ресурсов;

2) систематизация, организация и завершенность;

3) удобство при использовании в больших по количеству учеников классах;

4) удобство при изложении различных мнений по данной теме или множества фактов;

5) опора на слово и личность преподавателя. Существенным недостатком этого метода является то, что вся информация преподносится классным руководителем устно в виде продолжительного монотонного изложения тематического материала. Кроме того, лекция предполагает минимальное участие школьников, она не ориентирована на индивидуума и порой требует тщательной информационной подготовки учителя.

В помощь преподавателю

Для эффективности лекционного метода можно применить следующие средства:

1) использовать расширенную презентацию, сопровождаемую комментариями учителя и откликами учеников;

2) сделать лекцию как можно более разнообразной;

3) использовать различные интонации голоса;

4) включить в лекцию шутки, юмор;

5) скорость подачи материала лекции изменять в зави­симости от проявляемого к информации интереса учащихся;

6) быть восприимчивым к обратной связи с учениками;

7) использовать темы, интересные и актуальные для учеников;

8) дополнить лекцию дискуссией на заданную тему;

9) по окончании лекции провести обсуждение рассматриваемой темы;

10) дать ученикам возможность после лекции задать вопросы лектору;

11) использовать дебаты (обсуждение двух противопо­ложных мнений по теме, что позволяет лучше ее разъяснить);

12) провести лекцию в виде доклада, который заранее подготовлен группой. Одноклассники могут задавать вопросы членам группы, представившей доклад;

13) дополнять лекцию демонстрациями (например, как что-то делалось в прошлом веке и т. п.).

Повествование

Этот метод похож на лекцию, но более захватывающий и интересный, хорошо удерживает внимание слушателей, способен вызвать эмоциональный отклик у школьников.

Повествование строится на простых, понятных рассказах, взятых из домашней жизни, политики, бизнеса, происходящих в мире событий, биографий известных людей, личного опыта и т. д. Учитель должен уметь на этом материале построить поучительные истории, которые можно использовать для освещения заданной темы классного часа.

Повествование всегда очень эффективно. Его можно использовать в любой части классного часа. Общение можно начать с интересного рассказа. Короткими, но яркими рассказами можно иллюстрировать любое положение развиваемой темы. Поучительный рассказ можно использовать в конце общения, чтобы пояснить цели данного тематического классного часа.

С помощью повествования учитель посредством слов как бы рисует в воображении учеников картину и по­могает увидеть ее отображенной в его реальной жизни.

В помощь преподавателю

Повествование бывает:

1) незаконченным;

2) законченным;

3) длящимся.

Незаконченное повествование удобно использовать для привлечения учеников к дискуссии. Для этого классный руководитель рассказывает только часть истории и дает возможность ученикам обсудить ее.

В процессе обсуждения темы, затронутой в рассказе, делается вывод.

Законченные истории хорошо использовать для объяснения или иллюстрации какой-нибудь истины или принципа.

Длящееся повествование представляет собой рассказ истории частями по мере раскрытия темы. Такой метод позволяет поддерживать интерес к теме у учащихся.

Назначения и отчеты

Учитель назначает учеников, которым дает определенный материал для изучения и последующего представления в классе. Эффективность этого метода заклю­чается в том, что он побуждает учеников самостоятельно изучать материал.

При методе можно использовать такие приемы, как:

1) просмотр книги (ученик или группа учеников читают определенную книгу, анализируют ее, объясняют мысли автора и делают отчет о проделанной работе);

2) слушающие команды (отбирается небольшая группа учащихся, которой предварительно дают материал для изучения, чтобы они могли затем руководить обсуждением представленной на классном часу темы или даже провели дискуссию, дебаты);

3) тестирование (дает возможность показать ученику, чему он научился).

В помощь преподавателю

Для большей эффективности данного метода учитель должен постараться найти такой материал, который действительно заинтересует ученика, иначе тот с неохотой будет заниматься внеклассной работой.

Порой какая-либо тема может вызвать бурный интерес со стороны учеников. Учитель должен быть готов к этому и на основе представленного классу материала достигнуть определенных воспитательных целей. Для этого необходимо заранее спланировать желаемые цели, чтобы умело подвести к ним учащихся.

Давая задание ученикам, нужно четко и понятно объяснить им его, а также дать достаточно времени на подготовку и написание отчета. Кроме того, необходимо проследить, чтобы источники получения материала для отчета были адекватными.

Рекомендуем посмотреть:

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Что такое тематический классный час

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Алина Павловна Исакова # 25 января 2016 в 17:11 0
Предложены очень интересные формы проведения классных часов. Особенно поможет при проведении кл. часов у старшеклассников.Буду использовать в своей работе. Спасибо.
Виктория Игорьевна Давлетова # 16 мая 2016 в 20:45 0
Конечно такой вид классного часа тоже нужно проводить. Но я стараюсь проводить свои тематические классные часы в виде игр или дискуссий. Такие варианты моим ученикам нравятся больше. Они с удовольствием принимают участие, высказывают своё мнение, прислушиваются к своим одноклассникам.Нередко они сами с удовольствием участвуют в проведении и составлении классного часа.