Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Основными составляющими тематического классного часа являются:

1) тема;

2) цели;

3) содержание;

4) организация;

5) оценка результатов.

Определение темы

В первую очередь классный руководитель должен определиться с темами, которые будут разбираться на классных часах. При этом желательно учитывать мнение самих школьников. Неплохо было бы обсудить этот вопрос и решить его совместно с учениками класса, а также посоветоваться с их родителями. Можно сразу же составить план тематических классных часов на весь учебный год.

При планировании преподаватель может дать ученикам на выбор определенный список тем, который они могут дополнить интересными для себя темами. Затем проводится опрос и отбираются наиболее часто повторяющиеся в ответах ребят темы. Их и включают в годовой план.

Некоторые темы могут быть такими обширными, что органично выливаются в целые программы, рассчитанные на поэтапное воспитание учеников. Такие темы раскрываются на протяжении нескольких классных часов. Все это следует учитывать при планировании общения.

Темы классных часов могут быть очень разнообразными. На них могут рассматриваться:

1) нравственные и этические проблемы (позволяют воспитать у учащихся определенное отношение к обществу, коллективу, себе, природе, родителям, Родине, труду и т. п.);

2) эстетические проблемы (воспитывается чувство прекрасного, стремление к гармоничности во всем — внешности, поведении, быту, искусстве, труде, отношении к окружающей среде, развивается творчество);

3) наука, познание (воспитывается правильное отношение учеников к процессу познания, в частности, к учебе как способу духовного развития);

4) политические аспекты (связаны с конкретными политическими событиями, происходящими в стране, воспитывают ответственность перед Родиной, переживание за ее успехи на мировой арене, учат пониманию государственной политики);

5) вопросы здоровья и гигиены (учат школьников вести здоровый образ жизни, предостерегают от пагубного влияния вредных привычек);

6) психологические проблемы (учат школьников самовоспитанию, решению конфликтов, налаживанию отношений);

7) экологические проблемы (учат школьников заботиться об окружающей среде, животном и растительном мире, ответственно относиться к природе);

8) общешкольные темы (приурочиваются к общественным событиям, праздникам).

В помощь преподавателю

Перед проведением классного часа рекомендуется психологически подготавливать учеников, настраивая их на серьезный разговор по заданной теме.

Постановка целей тематического классного часа

При определении целей классный руководитель должен руководствоваться в первую очередь возможностями личностного развития учеников с учетом их уникальности. В соответствии с целями и темой классного часа преподаватель подбирает методы проведения классного часа.

Содержание тематического классного часа

Продумывая этот аспект классного часа, руководитель должен учитывать возможности самореализации учеников и утверждения их как личностей. В соответствии с этим подбирается материал для внеклассного общения.

Работая над материалом, преподаватель определяет ключевые моменты и разрабатывает план проведения общения. Не стоит подробно записывать все содержание классного часа, только основные пункты. Иначе, пропустив какое-нибудь слово, можно растеряться во время общения. Достаточно краткого конспекта планируемого классного часа.

Материал должен быть выстроен так, чтобы постоянно сосредоточивать внимание школьников на том, чему они должны научиться в соответствии с поставленными преподавателем целями. Содержание классного часа является умело выстроенной иллюстрацией того, чему классный руководитель хочет научить детей.

В помощь преподавателю

Эффективность подачи материала зависит от практической подготовки самого классного руководителя. Такая подготовка включает в себя упражнения голоса, жесты рук и тела, мимику. Материал нужно представлять живо. Преподаватель, который держится скованно, очень быстро вызовет скуку у своих подопечных. Дети должны увидеть в преподавателе то, что он сам в первую очередь увлечен излагаемым материалом и заинтересован в раскрываемой теме.

Если во время классного часа предполагается использование цитат известных людей, лучше всего выписать их полностью на отдельный лист, чтобы в нужное время прочитать. Трудные слова тоже можно выписать на отдельный лист или вписать их большими буквами над конспектом.

Во время проведения классного часа преподаватель не должен полностью сосредоточиваться на изложении материала. В это время необходимо также следить за поведением и участием в общении самих школьников. Если они разговаривают и не слушают, не стоит делать замечаний, просто надо постараться заинтересовать, привлечь чем-нибудь их внимание.

Необходимо также учитывать то, что школьники сами любят принимать участие в различной деятельности, поэтому им интересны различные конкурсы, викторины, соревнования, сценки, праздники и т. д. Использование таких форм общения способствует личностному развитию и делает школу более притягательной в сознании ученика.

При этом следует помнить, что классный час предназначен не для развлечения учащихся, а для их духовного развития. Соответственно содержание этого часа (будь то игры или лекции) должно нести в себе назидание.

Организация тематического классного часа

Классный руководитель полностью организует классный час. От качества подготовки и организации общения зависят эффективность его проведения и результаты — степень достижения поставленных целей.

При подготовке каждой темы классный руководитель продумывает форму проведения общения, а также время и место. При выборе вида классного часа преподаватель должен учитывать желания учащихся.

В соответствии с материалом, темой и формой классного часа преподаватель подбирает подсобный материал, наглядные пособия, музыку, реквизит и т. д.

В проведении или подготовке классного часа могут участвовать сами школьники. Классный руководитель определяет конкретных ребят на эти роли и дает им задания.

Длительность классного часа зависит от поставленных преподавателем целей. При этом общение не должно быть слишком затянутым, чтобы ребята не успели устать в его процессе. Так, например, в начальных классах, не стоит проводить классный час дольше 30 мин. В старших классах он может длиться 1 ч и более (в зависимости от заинтересованности школьников). При этом следует учитывать режим дня учащихся.

В помощь преподавателю

Рекомендуется чисто убрать и проветрить место, где будет проводиться классный час. Комнату желательно украсить (цветами, лентами, шарами, флажками, бантиками и т. п.). Название темы должно быть на виду. Для этого можно использовать плакат, доску, широкую ленту. Можно также заранее написать вопросы, которые будут предложены для обсуждения целому классу или группам.

Класс можно оформить высказываниями известных людей на данную тему. Их можно написать на простых листах, вывесить на стены, доску, двери, разложить но партам.

Рекомендуется дать возможность ученикам сесть на те места, какие они сами выберут. Кроме того, полезно позволить им самим выбрать и партнера по выполняемому заданию. Такой подход повысит результативность деятельности учащихся во время классного часа.

Распределяя поручения между школьниками, можно дать возможность самим выбрать задания с учетом собственных интересов, умений, качеств и т. п. Это научит учащегося ответственности за выполнение работы и соизмерению своих возможностей с поставленными задачами.

Оценка результатов проведения тематического классного часа

Преподаватель оценивает влияние проведенного классного часа на личность ребенка, его поведение, успеваемость, развитие творческого потенциала и т. п. Результаты анализа классный руководитель должен использовать в дальнейшей индивидуальной воспитательной работе с учащимися класса.

В анализе классного часа могут участвовать и сами школьники, которым были доверены подготовка или проведение внеклассного общения.

В помощь преподавателю

Для изучения влияния классных часов на учеников можно использовать такие общеизвестные аналитические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.

Для школьника очень важно чувствовать себя значимым. Осознание этого влияет на его самочувствие и отношение к окружающим людям, окружающему миру, себе. Поэтому преподаватель должен замечать участие каждого школьника во внеклассной работе и оценивать его по достоинству. Когда школьник видит, что его деятельность ценят, это стимулирует его в будущем быть более активным и успешным.

Оценка ученика преподавателем может быть передана как словом, так и жестом, мимикой, интонацией.

При этом взрослый должен быть искренним, а его оценка — реалистичной.

Рекомендуем посмотреть:

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Что такое тематический классный час

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Нет комментариев. Ваш будет первым!