Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, и подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Предпрофильная подготовка учащихся — это условное название комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам 9 класса приблизительно определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе. Если профильная школа характеризуется диверсификацией учебных планов, разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18—20 ч (по выбору Учащихся).
Основная функция курсов по выбору — профориентация. Число предпрофильных курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности.
Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но эту ошибку легко исправить. В профильном обучении изменяется весь учебный план, а в предпрофильной подготовке к стандартному базовому учебному плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов.
Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем примерно 100 ч (3 учебных часа в неделю).
Из имеющихся 100 ч в базовом варианте предполагается большую часть времени — ориентировочно 2/3, т. е. 2 ч в неделю — отводить на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугода) курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету, но и на организацию занятий, способствующих определению профиля обучения в старшей школе.
Треть объема предпрофильной подготовки, примерно 30—35 ч за год, предлагается отводить на информационную работу (знакомство с образовательными учреждениями, с их программами, условием приема, дни открытых дверей и пр.), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.
Значительная часть такой работы ложится на плечи классного руководителя.
Кроме того, предпрофильная подготовка должна ориентировать и в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Согласно Концепции профильного обучения, решение о введении профильного обучения в той или иной школе принимает учредитель (по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления). Здесь следует напомнить принципиальное суждение В.А. Болотова: «Те или иные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физ.-мат. школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно. Образование старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и распределяется по нескольким. Оно по-прежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельная школа монополию на ученика при этом уже утрачивает».
Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан. Оптимистичная перспектива жизни (реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности.
Старшим подросткам (учащимся 9 класса) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому разработчики системы профильного обучения подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9 классе.
Если после 9 класса ученик покидает школу, он должен совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами — потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9 класса в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению.
Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной зрелостью для совершения выбора, имеющего судьбоносное значение: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.
Для эффективного личностного становления учащимся 9 класса необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка помогает молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
Наиболее актуальными являются следующие направления воспитательной работы:
• предоставление учащимся информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;
• составление первичного профессионального плана (старта);
• формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;
• воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;
• позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, на формирование таких качеств, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
• предоставление учащимся возможностей для самопознания;
• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;
• усвоение гражданских и нравственных ценностей;
• формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;
• усвоение знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, перспективах его развития.
Психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, есть главный механизм становления личности в целом.
Становление личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения происходит эффективно, если:
• профессиональное самоопределение рассматривается как механизм развития личности и результат этого развития;
• в полной мере учитываются актуальные возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
• психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
• проводятся занятия по профессиональному самоопределению, основной целью которого является формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.
Характеристика возрастных особенностей старших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!