Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Возрастные особенности старших подростков (учащихся 8-9 классов)

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.

Подчеркнем, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старших подростках. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

Первое противоречие — между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие — между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения подросток ищет у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых выражается в жажде глубокого понимания его особенностей.

Актуальные (но не осознаваемые самими подростками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществить рефлексию, анализ своего «я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

Их основными особенностями можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него многое: она позволяет помериться силами — физическими и духовными — с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток как в зеркало смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепенное значение.

Рассмотрим основные отличия старшего подросткового возраста.

В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако далеко не все старшие подростки к концу обучения в 9 классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора.

В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя девятиклассники еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это более тонко.

В 8-9 классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение тревожности вызвано также и тем, что впереди у девятиклассников экзамены, отбор в 10 класс или выбор места для дальнейшего обучения.

Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-личностное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же интересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной.

Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подростков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Примерно в 15 лет подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «я»-концепция — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я».

Главные составляющие «я»-концепции — это реальное «я» и идеальное «я». В реальном «я» можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный), оценочный и поведенческий.

Реальное «я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, о своем уме, о способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «я»-концепции. С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

Помимо реального «я» «я»-концепция включает в себя идеальное «я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «я» может слишком сильно отличаться от реального.

В плане самоопределения старшего подростка, в том числе и профессионального, большое значение имеет психолого-педагогическая работа, нацеленная на гармонизацию составляющих его «я»-концепции — реального «я» и идеального «я». В этом случае подростками будет позитивно восприниматься помощь в самопознании, в согласовании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями.

Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание благодаря развитию саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы со старшими подростками

Старший подростковый возраст является переходным от отрочества к юности, и именно в этот период возникают благоприятные и социальные, и психологические предпосылки для воспитания у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

Социальная ситуация (окончание основной школы) требует от подростка первого профессионального и образовательного выбора, поэтому ему необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь. Проведение подобной работы разрешает многие специфические противоречия старшего подросткового возраста и помогает молодому человеку сделать уверенный шаг к юности и взрослой жизни.

В старшем подростковом возрасте коренным образом меняются внутренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия наличность. Потребность в самоопределении, в том числе и профессиональном, становится центральной для всего развития личности. Для реализации этой потребности подрастающему человеку необходимо интегрировать уже имеющиеся у него свойства, отношения, мотивы, ценностные ориентации. Личность должна обладать цельностью. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере, как потребность в самоопределении, требовала бы интеграции всех свойств и отношений личности и приводила бы к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций.

Психолого-педагогическая работа должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности старших подростков и противоречия, возникающие при их реализации. Педагог (или психолог), помогая подростку удовлетворить актуальную потребность или разрешить противоречие, выводит его на новый качественный уровень развития. При этом педагог (или психолог) целенаправленно формирует у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивает его нравственные и волевые качества.

Из конструктивных советов тем, кто работает непосредственно с подростками, можно выделить следующие.

Помогайте подростку приобретать жизненный опыт.

Развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.

Помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.

Учите добиваться этих целей.

Помните, что подростки прислушаются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание — неподдельным.

Самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.

Подростковый возраст нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

Главной задачей классного руководителя является помощь старшему подростку в поиске позитивной перспективы в жизни, в выборе путей получения образования после окончания 9 класса. Это, в свою очередь, серьезно помогает в профилактике делинквентного поведения, появления алкогольной и наркозависимости. Подросток получает возможность «собрать» свою личность: поставить цель в жизни, наметить пути самовоспитания, составить предварительный профессиональный план.

Рекомендуем посмотреть:

Оценка результатов внеклассной работы с учащимися

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса

Планирование внеклассной работы с учащимися в школе

Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Направления воспитательной работы в школе по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!