Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Возрастные особенности младших подростков (учащихся 5-7 классов)

Подростковый возраст согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина имеет границы от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин Д.Б., 1971). Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того, психологи внутри возраста выделяют своеобразный переходный период от отрочества к юности, приходящийся на 14-16 лет. Это так называемый старший подростковый возраст. Это время приходится на 8-9 классы, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу.

Рассмотрим особенности психологического и социального развития младших подростков (учащихся 5-7 классов).

Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Л .С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания — полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семья, сверстники) в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения.

Следует подчеркнуть такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаше, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумиров среди сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе - насилием над другими.

Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

Огромное значение для организации позитивной воспитательной среды имеет понимание педагогом значения эмоционального контакта с учащимися. С началом обучения в школе, и особенно в подростковом возрасте, для ребят в большей степени важен эмоциональный контакт со сверстниками, чем с родными и близкими людьми. Через развитие и расширение эмоциональных контактов идет расширение личных возможностей человека. Педагог должен знать, что мотивация учебной деятельности учащихся иногда в большей степени определяется эмоциональными контактами и мотивами, чем деловыми мотивами. Для нормального эмоционального развития школьника огромное значение имеют его отношения с педагогом. Особенно это важно для младших подростков. При открытой позиции педагог доступен учащимся как личность со своими радостями и заботами, что создает атмосферу принятия и понимания между взрослым и ребенком. Открытость педагога выполняет в обучении и воспитании младших подростков ряд существенных функций:

* информация, которую предлагает педагог учащимся для усвоения на уроке, во внеклассной работе, воспринимается ими как достоверная и убедительная;

* суждения педагога о жизни, образ его мыслей и поступков становятся созвучными учащимся;

* в общении с учащимися создается атмосфера искренности, доверительности, потребности делиться с педагогом своими мыслями, сокровенными желаниями и даже тайнами.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать сложности в развитии и становлении личности. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют кризисным. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемы, находить сходства и различия, причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

В то же время происходит смещение акцентов с традиционно положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают престижным занятие проституцией, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

Многие подростки (как мальчики, так и девочки) не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому перед классным руководителем стоят актуальные задачи нравственного, трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспектом воздействия на них становится работа, связанная с формированием устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привитием им истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчанием лжеценностей.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:

• формирование нравственных личностных качеств;

• знакомство с положительными идеалами.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе «школа — семья — общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени класс.

Рекомендуем посмотреть:

Оценка результатов внеклассной работы с учащимися

Направления воспитательной работы в школе по ФГОС

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса

Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Планирование внеклассной работы с учащимися в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!