Хороший классный руководитель всегда хочет убедиться в том, насколько значимым было воспитательное мероприятие в глазах учащихся, осталось ли у них желание снова включиться в общее дело.
В системе внутришкольного контроля есть мероприятия, которые называют открытыми. Классные руководители, учителя-предметники присутствуют на внеклассном мероприятии, а затем анализируют его содержание. Однако бывает так, что и администрация, и присутствующие коллеги четко и аргументированно проанализировать проведенное мероприятие не готовы.
Внеклассное мероприятие можно анализировать по следующим пунктам:
1. Соответствует ли содержание внеклассного мероприятия его целям и достигнутым результатам?
2. Соответствует ли внеклассное мероприятие возрастным особенностям учащихся?
3. Учтены ли особенности участников мероприятия, и на каких этапах?
4. Каков уровень организации внеклассного мероприятия?
5. Выдержано ли мероприятие по времени?
6. Является внеклассное мероприятие системным или представляет собой набор не связанных между собой фактов?
7. Каково отношение учащихся к мероприятию?
8. Все ли учащиеся класса приняли в нем участие?
9. Кто из ребят был, по вашему мнению, самым активным?
10. Поведение каких учащихся вызвало у вас тревогу?
11. Какие эмоции вызвало внеклассное мероприятие у учащихся класса?
12. Какой была атмосфера внеклассного мероприятия?
13. Какие моменты внеклассного мероприятия вам понравились больше всего? Почему?
14. Какие моменты внеклассного мероприятия вам не понравились? Почему?
Можно результаты анализа внеклассного мероприятия оформить в виде следующей таблицы.
Уважаемые коллеги!
Оцените внеклассное мероприятие, на котором вы только что побывали, по десятибалльной шкале.
Критерий |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Целесообразность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие результата целям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие формы содержанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организованность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Атмосфера мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила эмоционального воздействия мероприятия на учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значимость данного мероприятия для всей системы воспитательной работы в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В заключение можно попросить коллег отметить письменно:
• самый сильный момент мероприятия;
• самый слабый момент мероприятия;
• на что необходимо обратить внимание классному руководителю в работе с классом.
В заключение классный руководитель дает возможность самим учащимся оценить свое участие и участие своих товарищей в мероприятии. Для этого нужно коротко дополнить следующие предложения:
1. В сегодняшней нашей встрече мне понравилось...
2. В сегодняшней нашей встрече мне не понравилось...
3. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы...
4. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы...
Работа классного руководителя подвергается проверке и анализу со стороны администрации школы, представителей самых различных проверяющих организаций. Классный руководитель должен знать, какие документы, подтверждающие его работу с классным коллективом, надо представить, чтобы его работа была оценена в полной мере. Прежде всего, это план воспитательной работы, который утвержден директором школы и проанализирован заместителем директора по воспитательной работе.
Затем классный руководитель должен представить документы по работе с классным коллективом, в которых отражены все направления работы со школьниками — учащимися класса:
• дневник классного руководителя;
• планы и сценарии внеклассных мероприятий;
• психолого-педагогические характеристики класса по годам с учетом изменений, происходящих в коллективе;
• психолого-педагогические исследования с учетом запросов школы, родителей, учащихся, педагогов;
• протоколы родительских собраний и консультаций, сценарии родительских собраний.
После изучения представленных документов проверяющие изучают формы и методы работы классного руководителя с учащимися. Это возможно сделать в ходе посещения внеклассных мероприятий в классе: классных часов, часов информирования и общения, классных и родительских собраний.
В ходе беседы и изучения вопроса о том, насколько классный руководитель владеет необходимой информацией о классном коллективе, необходимо подробно ответить на вопросы о своем классе. Для этого классный руководитель должен владеть следующей информацией:
• статистика (количество отличников, хорошистов, неуспевающих);
• дети-сироты и дети из опекунских семей;
• актив класса, его характеристика;
• результаты социометрического исследования класса (количество изолированных детей в классе);
• учащиеся, состоящие на внутришкольном учете;
• достижения и проблемы классного коллектива;
• учащиеся — гордость класса;
• анализ работы классного коллектива по направлениям деятельности;
• сведения о нравственных поступках учащихся класса;
• сведения о роли класса в жизни школы;
• организация дежурства в классе;
• организация питания в классе;
• участие класса в общественно полезном труде в классе и школе, за ее стенами;
• занятость учащихся в кружках и секциях;
• материалы общения классного руководителя с руководителями кружков и секций;
• материалы уровня воспитанности учащихся класса, рейтинга класса среди классов в параллели и школе;
• уровень развития классного коллектива;
• уровень взаимоотношений между классным руководителем, учащимися, учителями, работающими в классе;
• материалы результатов работы классного руководителя с родителями учащихся;
• результаты анкетирования родителей учащихся с целью изучения мнения о работе классного руководителя с детским коллективом.
Чтобы классный руководитель мог грамотно планировать работу, он должен знать, на что необходимо обратить внимание, составляя план воспитательной работы, какие моменты работы с классным коллективом должны быть в нем отражены.
План воспитательной работы должен учитывать следующие требования:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, в котором должны быть отражены проблемы и перспективы развития коллектива в новом учебном году.
2. Характеристика классного коллектива, в основу которой должна быть положена программа изучения ученического коллектива.
3. Задачи учебного заведения и вытекающие из них задачи работы с классным коллективом в новом учебном году.
4. Соответствие плана воспитательной работы уровню сформированности ученического коллектива, уровню воспитанности учащихся класса.
5. Соответствие планирования внеклассных мероприятий возрастным особенностям учащихся класса.
6. Представление деятельности классного руководителя по изучению:
• личности школьников данного класса;
• домашних условий ученика и методов семейного воспитания;
• ближайшего окружения ученика;
• ученического коллектива;
• индивидуальной работы с учащимися;
• профориентации в коллективе;
• НОТ учащихся;
• ученического самоуправления.
Для определения результативности плана воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить родителям ответить на некоторые вопросы, которые не оставят взрослых и детей безучастными.
Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда определяются задачи на будущее. Изучение отношения к делам класса можно проводить по-разному.
Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, и записать их на школьной доске, а затем попросить выделить из этого списка классных дел: а) самые интересные; б) самые значимые; в) самые скучные; г) самые полезные.
Собрав эту информацию, классный руководитель может решить, что включать в план воспитательной работы будущего года, а что вовсе не годится.
Анализируя итоги каждой школьной четверти и результаты учебного года в целом, можно использовать такое исследование, как рейтинг классных и школьных дел. Учащимся предлагается перечень всех классных и школьных мероприятий за учебную четверть. Они должны внимательно просмотреть этот список и проранжировать (поставить по степени значимости для себя) все перечисленные в списке мероприятия. Мероприятия, которые большинство ребят ставят на последние места, необходимо исключить или изменить их структуру и содержание.
На среднем этапе обучения (5—7 классы) можно использовать такой способ диагностики: учащимся класса предлагается список классных дел, в которых они участвовали. Напротив каждого дела нарисованы три смайла, с помощью которых можно определить эмоциональное отношение ученика к данному делу. Ученику необходимо выбрать и подчеркнуть то, которое соответствует его эмоциональному состоянию в ходе данного мероприятия.
Для изучения отношения учащихся к внеклассной деятельности можно использовать и анкетирование.
Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?
2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?
3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?
4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?
5. В каких мероприятиях ты принимал участие?
6. В каких мероприятиях ты не принимал участие, но хотел бы принять?
Мини-сочинение
В конце учебного года можно предложить учащимся написать необычное мини-сочинение. Классный руководитель обращается с просьбой к ученикам: «Ребята! И я, и вы в течение всего учебного года не знали, что в нашем классе рядом с нами существовал человек-невидимка. Он был с нами на уроках и в столовой, на переменах и классных мероприятиях, он был с нами везде и всюду. Как вы думаете, какой он увидел жизнь нашего класса, на что обратил внимание, а на что нет, что его могло порадовать, а что — огорчить? Подумайте и напишите небольшое сочинение- размышление на тему “Мой класс глазами человека-невидимки”. Может быть, это поможет нам что-то изменить в нашей жизни, сделать ее честнее и лучше, добрее и интереснее».
Учащиеся не должны подписывать свои сочинения. Они могут их подписать придуманными именами, названиями цветов и т. д. Все сочинения можно наклеить на большой лист ватмана и использовать эту работу при подготовке классных мероприятий и при планировании воспитательной работы.
Для изучения отношения учащихся к внеклассным мероприятиям можно использовать очень простой способ диагностики.
На листочках, которые получает каждый ученик, нарисованы следующие знаки: «!», «...», «?», «—».
Учащиеся выбирают тот знак, который, по их мнению, наиболее точно отражает результат проведенного мероприятия, и обводят его кружочком.
«!» — внеклассное мероприятие было интересным, важным, нужным;
«?» — внеклассное мероприятие вызывает много вопросов и недоумений;
«...» - ученик в проведенном мероприятии был невостребованным;
«-» — мероприятие было неинтересным и формальным.
Классный руководитель собирает листочки и на отдельном листке выводит общий результат. Вот результат классного часа «Мир моих увлечений»:!!!!!!!!!!!!!!!! - - ???? ...
Такие листы можно оформлять после каждого внеклассного мероприятия, а в конце года для подведения общих итогов наклеить их на лист ватмана.
На последнем родительском собрании в учебном году родителям тоже необходимо предложить ответить на вопросы, которые позволят оценить результативность воспитательной работы с классом.
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?
2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?
5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын/ваша дочь?
6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?
7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить для плана воспитательной работы?
8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?
Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позволяет глубже и серьезнее проанализировать свою деятельность. Это интересно и родителям. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому небезразличен внутренний мир их детей. Почувствовав интерес классного руководителя к себе, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе.
Если классный руководитель только начинает работать с классом, думает над тем, каким должен стать его класс в школе, можно предложить родителям вспомнить время своей учебы в школе. С этой целью следует задать им на первом родительском собрании или в ходе индивидуального собеседования следующие вопросы:
1. Какие воспоминания связаны у вас со школой?
2. Какие интересные мероприятия были в вашей школьной жизни?
3. Какие традиции и обычаи были в вашем классе, которые могут быть значимы для сегодняшних учеников?
4. Какими нравственными уроками своего школьного детства вы хотели бы поделиться с сегодняшними ребятами?
Итак, классный руководитель, изучив планы воспитательной работы школы, особенности класса, родительского коллектива, определив внеклассные мероприятия, которые хотелось бы провести в параллели, может приступать к составлению плана, прибегнув к помощи учащихся.
1. Класс по составу:
• возрастной состав;
• познавательный уровень развития коллектива;
• успеваемость учащихся;
• работоспособность коллектива учащихся;
• интерес к выполнению общественных дел, выполнение общественных поручений.
2. Сплоченность класса:
• отношение учащихся друг к другу;
• отношение к делам класса;
• наличие в классе групп по интересам;
• наличие враждебных группировок;
• совместное общение в пределах урока;
• совместное общение после уроков;
• совместное времяпрепровождение и общение после уроков;
• общение в рамках половой идентификации;
• общение в рамках межполовой идентификации;
• степень открытости учащихся друг другу;
• степень сопереживания учащихся друг за друга и за класс.
3. Организованность класса:
• самостоятельность учащихся в подготовке классных дел;
• способность принимать на себя инициативу и ответственность;
• способность прислушиваться к советам других и давать советы;
• способность подчиняться авторитетным лицам класса, лидерам;
• способность делать правильные выводы в различных ситуациях выполнения общих дел.
4. Общественное мнение в коллективе учащихся:
• открытость в одобрении и осуждении поступков одноклассников;
• форма выражения одобрения или осуждения поступков одноклассников;
• адекватность слов и поступков учащихся класса;
• роль лидеров в формировании мнения в коллективе учащихся.
5. Характер взаимоотношений и связей в коллективе
5.1. Учащихся объединяют: место жительства; общая парта; общие интересы и увлечения; общение родителей; общие друзья.
5.2. Дружеские отношения учащихся в школе, после уроков.
5.3. Помощь и взаимопомощь в коллективе учащихся.
5.4. Умение справедливо оценивать и предъявлять требования друзьям.
5.5. Отношение класса к следующим группам учащихся: отличникам; активу; неуспевающим учащимся; учащимся из неблагополучных семей; учащимся — нарушителям дисциплины и порядка в классе.
6. Актив класса:
• состав;
• авторитет актива класса у учащихся;
• выполнение классом распоряжений актива;
• учащиеся, которые постоянно избираются в актив класса.
7. Отношения классного коллектива с коллективом учебного заведения:
• коллектив знает о событиях, происходящих в школе;
• коллектив выполняет общешкольные поручения;
• коллектив проявляет инициативу в общешкольных делах;
• коллектив является инициатором общешкольных дел.
8. Цели и задачи дальнейшего развития коллектива:
• ближайшие цели и задачи;
• задачи и мероприятия по формированию сплоченности коллектива;
• задачи и мероприятия по формированию организованности классного коллектива;
• задачи и мероприятия по формированию общественного мнения в коллективе;
• задачи и мероприятия для изменения взаимоотношений в коллективе;
• задачи и мероприятия по формированию работоспособного актива класса;
• задачи и мероприятия по формированию взаимоотношений коллектива класса с коллективами параллели и учебного заведения.
Направления воспитательной работы в школе по ФГОС
Развитие ученического самоуправления в коллективе класса
Характеристика возрастных особенностей старших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!