Направления воспитательной работы в школе по ФГОС

Направления воспитательной деятельности в школе

В школе существует эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания.

I. Здоровье

Цель: демонстрировать значимость физического и психического здоровья.

Задачи:

• знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

• формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью.

Виды деятельности:

• сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

• сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;

• сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья;

• сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

• формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

• организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы внеклассной работы:

• спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;

• встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками — победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных вузов;

• предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;

• тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;

• беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью», «Спорт и интеллект — понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?», «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»;

• походы выходного дня, туристские походы, дни здоровья;

• ведение журнала спортивных рекордов учащихся;

• встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

• обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме, читательские конференции, просмотр видео- и художественных фильмов.

II. Интеллект

Цель: развивать способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения.

Задачи:

• определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

• создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

• формировать культуру интеллектуального развития.

Виды деятельности:

• изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

• формирование культуры умственного труда;

• сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;

• сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы внеклассной работы:

• конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

• интеллектуальные марафоны в классе и параллели;

• интеллектуальные бои, ринги, дебаты;

• научно-исследовательские конференции;

• спецкурсы и факультативы.

III. Общение

Цель: передавать знания, умения и навыки социального общения.

Задачи:

• формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель — ученик», «ученик — ученик», «взрослый — ребенок»;

• знакомство учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Виды деятельности:

• изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;

• обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

• обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;

Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы внеклассной работы:

• спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

• тренинги общения учащихся и их родителей;

• тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

• праздники, конкурсы, дебаты.

IV. Нравственность

Цель: формировать нравственные нормы и правила.

Задача:

• формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни.

Виды деятельности в направлении «Нравственность»:

• развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

• развитие волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

• воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

• знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

• воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;

• формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы внеклассной работы:

• спецкурсы по нравственной тематике;

• тематические классные часы;

• театральные и кинопросмотры;

• экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;

• поисковая работа, создание музеев;

• шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;

• изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;

• организация цикла нравственных бесед;

• изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, Библейские заповеди;

• праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.

• клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

V. Досуг

Цель: создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

• создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

• использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;

• изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;

• помощь при выборе кружков, клубов, секций, обществ;

• развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений;

• использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности:

• изучение потребностей и интересов ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

• изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся класса в их работе;

• изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений;

• предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;

• стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы внеклассной работы:

• празднование красных дней календаря;

• посещение театров, музеев, выставок;

• театрализованные представления;

• фестивали, презентации;

• литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

VI. Гражданин

Цель: формировать знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного поведения и ответственности за него.

Задачи:

• формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

• формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

• обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Виды деятельности:

• изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

• организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

• сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

• формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

Формы внеклассной работы:

• тематические классные часы, спецкурсы;

• встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

• посещение воинских частей;

• конкурсы, викторины по правовой тематике;

• праздники получения паспорта, Дня Конституции;

• интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...»;

• читательские конференции по правовой тематике.

VII. Семья

Цель: сближать интересы родителей и педагогов по вопросам формирования развитой личности.

Задачи:

• организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

• организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, детей и родителей;

• организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

• создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик — родители».

Виды деятельности:

• сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

• сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

• изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

• поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношение к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.

Формы внеклассной работы:

• тематические классные часы, посвященные семейным корням: «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;

• праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;

• создание клубов общения «Родители и дети»;

• праздники, посвященные красным дням календаря (День матери, 23 февраля) и школьным праздникам (1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т. д.);

• тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

• походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

• дни творчества, дни открытых дверей.

Рекомендуем посмотреть:

Характеристика возрастных особенностей старших подростков

Оценка результатов внеклассной работы с учащимися

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса

Планирование внеклассной работы с учащимися в школе

Характеристика возрастных особенностей младших подростков

Нет комментариев. Ваш будет первым!