Вариант первый
Классный руководитель записывает на доске все предполагаемые внеклассные дела, в которых будет участвовать коллектив учащихся в классе и в школе. Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни класса дела.
Затем группа учащихся (по желанию или по выбору одноклассников) анализирует и определяет группы ребят, которые выбрали одинаковые мероприятия.
Ребята, которые выбрали одни и те же мероприятия, получают возможность объединиться и определить содержание и форму будущего мероприятия. Свои проекты ребята сдают классному руководителю или обсуждают совместно.
Такая работа всего класса под руководством классного руководителя позволяет многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.
Вариант второй
Учащимся класса предлагается рассмотреть написанные на доске даты (красных дней календаря). Учащимся необходимо вспомнить значение даты, определить ее важность для каждого и коллектива в целом. Решить, какие из дат включить в план классных дел.
Учащимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения мероприятия, а также определить, в какой форме оно будет проходить.
Вариант третий
Классный руководитель заранее готовит листочки, на которых написаны различные формы внеклассных мероприятий: классный час, беседа, диспут, праздник, экскурсия, читательская конференция, поход, брейн-ринг, викторина и т. д. Учащиеся вытягивают по одному и придумывают содержание данного вида внеклассного мероприятия. Созданный план записывают на листок бумаги. Для выполнения этой работы можно дать учащимся 30 мин.
Надо отметить, что одна форма проведения внеклассного мероприятия может встречаться дважды и даже трижды. В результате проведенной работы получится несколько вариантов бесед, праздников и т. д.
Свои творения ребята сдают жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки ребят по следующим критериям: 1) занимательность; 2) познавательная значимость; 3) участие учащихся класса; 4) полезность для учащихся, класса и школы.
Затем жюри внеклассных дел совместно с классным руководителем анализирует полученные разработки и определяет те из них, которые отвечают всем вышеперечисленным критериям. Эти разработки с учетом дополнений и замечаний классного руководителя можно использовать при составлении содержания плана воспитательной работы.
Вариант четвертый
Учащимся предлагается побыть в роли классного руководителя, которому необходимо составить план воспитательной работы. С этой целью класс делится на четыре группы по количеству учебных четвертей в учебном году. В каждой группе выбирается руководитель, который имеет право вытянуть из коробки листок бумаги с написанным временем года.
Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план воспитательной работы на I четверть, вторая группа — на II четверть, третья — на III четверть и четвертая — на IV четверть. Ученики сами определяют, в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать класс, в каких общешкольных мероприятиях они могут проявить себя, какими эти мероприятия будут по содержанию и кто будет отвечать за их проведение.
Ребята могут выполнить эту работу в классе. Если же они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то можно предложить им эту информацию подготовить к следующему классному часу.
Вариант пятый
Приступая к планированию воспитательной работы с учащимися 5—6 классов, можно использовать методику «Дерево желаний».
Учащимся раздают листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы.
• В каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать?
• В каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь?
• Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?
Ребята записывают свои ответы на чистых листочках дерева
Приведенные выше варианты совместного с учащимися планирования воспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить дети. Да и родители начинают по-иному относиться и к школе, и к классу, и к своему посещению учебного заведения. Планирование — это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, детского коллектива и родителей.
Характеристика возрастных особенностей старших подростков
Развитие ученического самоуправления в коллективе класса
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!