Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависят возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, сообщества, организации, производственные бригады) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Различные отношения создают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные, так и несплоченные. Сплочение групп также происходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы как социальной, так и асоциальной направленности.
Группы отличаются друг от друга таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.
Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях.
1. Оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должны учитывать специфику класса, особенности его сплочения.
2. Педагог стремится к тому, чтобы сплочение группы происходило демократично, на основе гуманистических норм отношений, т. е. чтобы создавался воспитательный коллектив.
Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости — превращает ее в группу-коллектив.
Уровень развития группы (коллектива) можно оценивать по следующим критериям:
групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. При наличии устойчивых антигуманных норм (жестокость, недоброжелательность, обман и т. п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы;
способность группы к самоуправлению (самоуправляемость);
подготовленность группы к совместной деятельности зависит от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.;
интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с полуслова;
эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, которые в большой степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря»;
волевая коммуникативность — это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.
Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.
Одной из самых больших проблем в формировании коллектива класса для начинающих классных руководителей является проблема постановки целей и задач воспитания. Неумело поставленные цели часто заводят в тупик, так как они не согласуются с тем, что собой представляет коллектив на самом деле. Для того чтобы начинающий классный руководитель избежал этих ошибок, он должен хорошо понимать, что представляет собой детский коллектив, каков уровень его развития. Чтобы это определить, классный руководитель должен знать стадии, или уровни, развития детского коллектива.
Первый уровень
1. Сплоченность и организация коллектива определяются теми требованиями, которые предъявляет педагог.
2. Отсутствует общность интересов, класс разделен на группы, в классе много учащихся, которые чувствуют себя независимо от остальных, много ребят одиноких, находящихся вне круга общения.
3. Классный руководитель — человек-инструктор, отдающий указания, так как в классе нет опоры, актив класса не выполняет свою функцию.
4. Родители не участвуют в жизни классного коллектива.
5. Класс участвует в жизни школы через отдельных учащихся, проявляющих себя в школе сообразно своим интересам, способностям. Иногда такие учащиеся чувствуют себя в классе неуютно.
6. В таком классе учитель — организатор всех дел.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Показать достоинства и неповторимость каждого ученика в коллективе.
2. Использовать свои личные умения для того, чтобы увлечь учащихся (театрализация, походы, литература и т. д.).
3. Определить активных, творческих, коммуникабельных учащихся, способных увлечь за собой, авторитетных в классе.
4. Демонстрировать образцы правильного поведения в самых непредвиденных ситуациях.
5. Обсуждать все ситуации и проблемы класса открыто и справедливо, не боясь критичной реакции детей.
6. Демонстрировать любой, даже самый маленький, успех и достижение каждого ученика.
Преобладающими методами воспитания должны стать:
• индивидуальная беседа;
• личный пример педагога;
• создание необходимых воспитательных ситуаций;
• упражнение и приучение;
• поощрение.
Второй уровень
1. Класс разделен на группы по интересам, однако, если необходимо решить общеклассные задачи, ребята легко объединяются в группы для выполнения общего дела.
2. В классе есть актив учащихся, способных увлечь общим делом, однако не всегда члены актива понимают стоящие перед классом задачи.
3. В классе есть учащиеся, которые не всегда адекватно реагируют на требования педагога. Дела класса их мало интересуют.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Построить воспитательную систему таким образом, чтобы его требования были приняты всеми учениками.
2. Обратить внимание на создание таких воспитательных ситуаций, которые позволили бы раскрыться учащимся, ранее не участвовавшим в жизни класса.
3. Работать с активом класса по расширению его самостоятельности и инициативы.
4. Влиять на культуру взаимоотношений в коллективе. Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:
• разумная система поручений учащимся класса;
• создание необходимых воспитательных ситуаций, воспитательных мер воздействия;
• соревнование между учащимися;
• показ перспектив в развитии коллектива;
• поощрение учащихся.
Третий уровень
1. Высокий уровень сплоченности и организованности класса.
2. Объединенность учащихся общими интересами.
3. Потребность в общении.
4. Высокий уровень значимости мнения коллектива для его членов.
5. Соблюдение традиций коллектива, бережное к ним отношение.
6. Высокий уровень самовоспитания в коллективе.
7. Учитель выступает в роли дирижера слаженного оркестра.
Придя в такой класс, классный руководитель должен решать следующие задачи:
1. Сохранение и приумножение традиций коллектива.
2. Стимулирование активности каждого ученика.
3. Создание условий для проявления личной инициативы, индивидуальности каждого.
4. Стимулирование общественного мнения в оценке воспитательных ситуаций в коллективе.
5. Предъявление разумных требований к коллективу.
Преобладающими методами воспитания в таком коллективе должны стать:
• поддержка традиций, введение новых традиций в жизнь коллектива;
• предъявление требований более высокого уровня;
• приобщение учащихся к организации дел в коллективе более высокого и качественного уровня;
• повышение духовной культуры коллектива, создание воспитательных ситуаций высокого эмоционального накала;
• создание условий для самовоспитания коллектива в целом и каждого ученика в отдельности.
Иногда классный руководитель, приступая к работе с классом, теряется оттого, что плохо представляет себе, с чего начинать формирование ученического коллектива. На помощь ему могут прийти следующие правила:
1. Используйте как средство сплочения коллектива разностороннюю совместную деятельность. Это могут быть спортивные мероприятия, общие трудовые дела, культурно-массовые мероприятия.
2. Помните, что совместная деятельность должна приносить удовлетворение. Хорошо, если она будет на благо школы, класса, района и т. д.
3. Предъявляйте свои требования учащимся четко и систематически, а не от случая к случаю.
4. Своим примером и поведением демонстрируйте исполнение правил поведения, этической культуры во взаимоотношениях с коллегами, учениками, родителями.
5. Будьте справедливы и объективны в предъявлении требований, соблюдайте эмоциональную ситуацию в предъявлении требований.
6. Систематически работайте с активом класса — выразителем общественного мнения о вас и вашей работе.
7. Предлагайте активу класса самому решать вопросы управления коллективом.
8. Разумно распределяйте поручения в классе. Если вы считаете, что ребенок не справится с порученным делом, не ждите, когда он дело провалит и у вас появится возможность укорять его за провал. Приведите нужные аргументы и убедите ученика в том, что он вполне мог бы взять себе иное поручение, которое могло бы стать для него успешным.
9. Ставьте перед ребятами реальные цели практического характера с ближней и дальней перспективой. Если цели поставлены и перспективы определены, классный руководитель должен стимулировать ребят на их достижение и поддерживать инициативу.
10. Если классный руководитель ставит перед ребятами цели и определяет перспективы их реализации, которые впоследствии не исполняются, это может закончиться плачевно для классного руководителя, так как дети перестанут ему верить.
11. Классный руководитель должен формировать традиции коллектива. В первую очередь, это правила поведения, которые регламентируют жизнь в классе.
12. Классный руководитель должен показать детям, что они — члены большого коллектива под названием «школа».
13. Учащиеся класса должны быть информированы о тех событиях, которые происходят в коллективе, участвовать в них, проявлять инициативу в организации интересных школьных дел.
14. Классный руководитель должен направить свои воспитательные усилия на формирование общественного мнения в коллективе, но это мнение нужно формировать, не оценивая личностные качества учащихся, что может привести к различным неприглядным ситуациям в коллективе, а давая оценку негативным явлениям, которые встречаются в жизни коллектива.
15. Классный руководитель должен направить силу своего воспитательного воздействия на то, чтобы ученик почувствовал себя причастным к жизни в классе, школе, социуме.
16. Страшный бич современного общества — равнодушие. Ребенок не должен быть равнодушным к унижению, хамству, грубости, чужой развязности, издевательству, беде, радости и успеху. Формирование потребности не быть равнодушным начинается в семье, продолжается в школе. Если детский коллектив поздравляет женщину-учителя, классного руководителя, он должен подумать над тем, как можно поздравить всех женщин-учителей, с которыми ему приходится общаться в школе, и т. д.
17. Школа — место, в котором есть младшие и старшие, есть классы в параллели, есть люди старшего поколения, которые обслуживают учащихся, создают им условия для нормальной жизни. Классный руководитель должен помогать строить это взаимодействие на качественном уровне.
Если классный руководитель будет формировать свой коллектив сообразно этим правилам, можно надеяться на то, что ему будет сопутствовать успех.
В школе должна быть создана обстановка, в которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах они все более самостоятельно определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.
Развиваясь в каждом из видов деятельности, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся, и развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразней, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления. Подход, при котором сначала создают сложную структуру самоуправления, а затем придумывают, чем занять каждый ее орган, — чистой воды формализм. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.
Важный элемент коллективной организаторской деятельности — коллективное творческое планирование работы. Повысить уровень сопричастности учащихся к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку решения. Принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием мозгового штурма, когда участники собрания делятся на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.
Наряду с постоянными в ученических коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Целесообразно при создании временных органов самоуправления помнить следующее:
• создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
• решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
• в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
• органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
• осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Педагогической целью ученического самоуправления являются демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательную смену состояний, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую.
Развиваясь в каждом из видов деятельности детей, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые решали раньше педагоги. Постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности может быть неодинаковой. Например, самоуправление в досуговой деятельности может развиваться лучше, чем в учебной.
Сотрудничество педагогов и учеников является важным условием развития ученического самоуправления и зависит от цели, поставленной коллективом класса. Цель и вера в ее достижение — это и есть связующее звено между классным руководителем и учениками. Каждое дело должно быть проанализировано его участниками для более глубокого осмысления его значения, а также для укрепления сотрудничества внутри класса и сотрудничества с педагогами. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только классным руководителем, но и всеми товарищами, они и выполняют задания более старательно.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень значимы в жизни всего коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно вначале определить сферу приложения своих сил.
Для этого на доске учащиеся с помощью классного руководителя пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений, например: библиотека, столовая, гардероб, спортивный зал, совет школы, редколлегия школы, общественные организации, научное общество, концерты, интеллектуальные марафоны. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
1. Дежурные по классу, по школе, по этажу. Дежурные не только выполняют свою работу, но и готовят сюрпризы по результатам своего дежурства.
2. Дежурные по столовой и гардеробу — отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой.
3. Медицинская служба класса фиксирует пропуски занятий учащимися, сдает медицинские справки в медкабинет, собирает информацию о заболеваемости учащихся класса, организует посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома, готовит устные журналы и газеты для малышей, собирает информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовит сообщения для классов в период эпидемий.
4. Библиотечная служба класса — помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей-предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов.
5. Корреспондентская служба класса — подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников.
6. Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика».
7. Хозяйственная служба класса — сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным, престарелым людям, организация и проведение конкурсов, например «Город мастеров».
8. Служба озеленения — забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинета биологии, организация и проведение экскурсии на природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка «зеленых сюрпризов» к дням рождения учащихся класса.
9. Служба сохранения здоровья — учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры в классе. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса к участию в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий.
10. Сценарная группа — учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, помогает в подготовке праздников у младших школьников, проводит анализ внеклассных дел.
11. Аналитики класса — учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении «интеллект», подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовит дни интеллектуального творчества в школе и классе.
12. Диджейская группа занимается досугом учащихся класса, проведением дискотек в классе, вечеров, выполняет роль ведущих на таких праздниках, готовит информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовит беседы о направлениях в музыке, знакомит с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организует музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе.
13. Лидеры — ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных информациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.
Классный руководитель должен помочь ребятам, поддержать их инициативу. Самое главное — видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его. Поощрять успехи учащихся можно по-разному: ребята получают грамоты в конце учебного года за организацию и проведение классных дел, небольшие сюрпризы, фотографии постоянных организаторов классных дел попадают в архив классных дел. Интересной формой поощрения по итогам рейтинга классных дел может стать вручение учащимся памятных медалей с профилем учащихся, с добрыми пожеланиями в их адрес.
Хорошей формой поощрения учащихся может стать написанное от души (не казенно) благодарственное письмо.
К сожалению, сегодняшний дневник школьника в большей степени констатирует учебные проблемы и недостатки, конфликтные ситуации между учителями-предметниками, классным руководителем, учеником и его семьей. Не потому ли школьный дневник — редкий гость на столе ученика во время уроков, а записи, которыми школьный дневник часто изобилует, могут многое рассказать о традициях школы и класса, педагогической культуре учителей и стилях взаимодействия педагогического коллектива?
Характеристика возрастных особенностей старших подростков
Оценка результатов внеклассной работы с учащимися
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
Нет комментариев. Ваш будет первым!